5 февраля эсминец 7-го флота ВМС США «Джон Маккейн» с ракетами на борту вошёл в Южно-Китайское мореВосприятие Китая как
стратегического конкурента США развивалось у американцев не один год. А в последнее время появились признаки того, что ведущие аналитические центры, влияющие на принятие решений, начали приходить к пониманию контуров единой стратегии.
В июле 2020 г. в США по инициативе и под руководством бывшего директора
Googlе и председателя Совета по оборонным инновациям при министерстве обороны Эрика Шмидта была создана Группа по стратегии Китая
(The China Strategy Group). В конце 2020 г. Группа выпустила свой первый
доклад «Асимметричная конкуренция: стратегия для Китая и технологий. Практические идеи для американского руководства».
13 авторов доклада предлагают рекомендации для таких областей, как то: требования, касающиеся зависимости США от иностранных компаний; разведка, утечка научного потенциала и цепочки поставок; повышение роли экспертизы в принятии политических решений; строительство новой «технологической государственности».
Авторы доклада предлагают также новую формулу многосторонних отношений, а именно создание форума Т-12 в составе таких государств, как США, Япония, Германия, Франция, Британия, Канада, Нидерланды, Южная Корея, Финляндия, Швеция, Индия и Австралия.
«Технологическое лидерство Америки имеет фундаментальное значение для ее безопасности, процветания и демократического образа жизни. И это жизненно важное преимущество сейчас находится под угрозой, поскольку Китай стремится обогнать Соединенные Штаты в ряде критических областей. Если оставить это без внимания, позиции США будут еще больше ослабевать по мере того, как Пекин будет набирать силу и влияние… Этот вызов требует срочных политических решений…» – такими словами начинается вступление доклада.
В выводах отмечается, что
«диалог внутри США по вопросам безопасности в связи с китайскими технологиями начал вращаться вокруг небольшого набора тем: угроза конкретного китайского видеоприложения; битва за 5G; перевес рисков высококвалифицированной иммиграции над её выгодами». Одновременно в докладе признаётся, что многие важные вопросы, касающиеся разработки стратегии в отношении Китая, особенно в области китайских технологий, пока остаются без ответа
Китаю уделяется большое внимание и в новейшей
работе корпорации РЭНД «Изменения в политике региональной безопасности США в целях реализации Большой стратегии сдерживания». Здесь много говорится об угрозах, какие Китай представляет для США в Азии. Например, о том, что Китай развивает кибернетические возможности, способные принести вред критической инфраструктуре США, а также разрабатывает противокосмические средства, включая системы подавления, направленное энергетическое оружие и наземные противоспутниковые ракеты, поражающие коммерческие и военные спутники.
Применение силы против КНР по-прежнему остаётся частью американской внешнеполитической повестки, если речь заходит о защите Тайваня. Американские сторонники сдерживания Китая говорят о важности сохранения американского господства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, считая, что
«по мере роста Китая он будет расширять спорную зону, воздушное пространство и зону на своей морской периферии, в пределах которой он может сделать военные операции США дорогостоящими или затруднить их...».Среди американских сторонников концепции сдерживания Китая есть расхождения по двум важным моментам: масштабу притязаний Пекина и готовности других стран действовать заодно с Соединёнными Штатами в противостоянии китайцам. Разногласия по этим вопросам порождают различные политические рецепты, которые варьируются
«от существенного сокращения военных расходов в АТР до увеличения военного присутствия США в регионе». Единогласие, однако, присутствует в том, что Китай – наибольшая потенциальная угроза интересам США.
Вместе с тем американские сторонники сдерживания Китая отмечают
«несколько областей, в которых Соединённые Штаты и Китай имеют общие интересы». Это борьба с изменениями климата, c терроризмом, предотвращение распространения ядерного оружия.
«Кроме того, обе страны стремятся к стабильности на Корейском полуострове».
Очень внимательно следят в США за тем, как развиваются
отношения России и Китая. Два бывших американских кадровых разведчика Андреа Кендалл-Тэйлор и Дэвид Шульман дают развёрнутую оценку взаимодействия Пекина и Москвы в контексте интересов США. Они пишут:
«Сотрудничество двух стран [России и КНР]
ускоряет их усилия по подрыву военных преимуществ США… Россия уже предоставляет Китаю передовые системы вооружения, которые усиливают возможности ПВО, противокорабельных и подводных сил Китая… Обе страны наращивают технологическое сотрудничество, которое в конечном итоге может позволить им совместно внедрять инновации быстрее, чем Соединенные Штаты... В конечном счете устойчивое и углубленное китайско-российское сотрудничество поставило бы под угрозу способность Америки сдерживать китайскую агрессию в регионе…»Более того, отмечают американские аналитики, Россия и Китай работают над снижением центральной роли США в мировой экономической системе. Москва и Пекин сотрудничают, чтобы избежать американских санкций и экспортного контроля, смягчить последствия экономического давления США. Если их партнёрство углубится, это может привести к снижению эффективности американских финансовых инструментов принуждения, особенно санкций и экспортного контроля как важной части арсенала внешней политики США.
А вот Еврейский институт за национальную безопасность США
больше озабочен растущими инвестициями Китая в Израиль (например, в 2019 г. Китай подписал 25-летний контракт на строительство и эксплуатацию порта в Хайфе).
Сейчас администрация Байдена уже приступила к
первой операции ВМС, которую можно рассматривать как прямой вызов Пекину. 5 февраля эсминец 7-го флота «Джон Маккейн» с ракетами на борту вошёл в Южно-Китайское море.
Ссылка