Донбасс - путь Домой (Вестник Новороссии)
1,837,220 5,553
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
12 фев 2021 12:31:36

Доктрина «Русский Донбасс». Форум «Русский Донбасс», Донецк, 28-29 января 2021 года (3/6)

новая дискуссия Новость  298

ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ДОНБАССА
Около 11 тысяч лет назад начинается современная фаза климатической истории, устанавливается нынешняя природно-климатическая зональность, формируется степная формация. Евразийская Степь стала зоной формирования особого кочевого мира с преобладанием различных тюркских этносов. Южная часть Донецкого края входит в степную зону, северная – в зону лесостепи. Пограничное положение между двумя ландшафтно-климатическими и культурно-историческими зонами обусловило вхождение Донецкого края в орбиту двух цивилизаций – степной кочевой (к которой принадлежали иранцы и тюрки) и лесостепной оседлой (славянской). При этом основной тенденцией истории данного сектора Европы было нарастание славянского, позже русского и православного компонента в сложных коллизиях исторического процесса.

Начиная с V в. в среднем течении Северского Донца этнокультурная ситуация стабилизируется в связи с расселением здесь племен пеньковской археологической культуры. Территория распространения памятников пеньковской культуры совпадает с территорией расселения антов, известных по византийским источникам. Анты – одна из групп ранних славян.

В Х-XI вв. на историческую арену выходит Древнерусское государство, которое становится крупным геополитическим центром в западной части Евразии. Устанавливается частичный контроль над печенежско-торческой Степью в Северном Приазовье, включая Донецкий край, на берегах Керченского пролива основывается Тмутараканское княжество. На Дону, на месте хазарского Саркела, появляется русский город Белая Вежа. Для установления связи с ними Древнерусскому государству был необходим контроль над крупнейшими торговыми путями, которые пролегали по территории Донецкого края. На Северском Донце и Нижнем Дону возникают очаги оседлости со славянским населением, появляются селища и укрепленные городища. Подобные сельские поселения с древнерусской керамикой известны по данным археологических исследований на севере Донецкого края.

Внимание Древнерусского государства привлекали и половецкие племенные объединения, прочно обосновавшиеся в степях Европы во второй половине XI в. «Половецкий вектор» внешней политики Владимира Мономаха привел к серии походов русских дружин на вежи (селища) донских (донецких) и лукоморских (приазовских) половцев. Особо известны походы 1111 и 1116 гг., во время которых были взяты половецкие городки Сугров, Балин и Шарукань, которые, по мнению ряда исследователей, находились в среднем течении Северского Донца. Христианские жители Шарукани встретили русское воинство православными дарами. В этой части Половецкого Поля располагались владения ханов из династии Шаруканидов, которые поддерживали тесные военные, экономические и дипломатические связи с киевскими и черниговскими князьями, роднились и воевали с ними. Поход новгород-северского князя Игоря на вежи хана Кончака в 1185 г. воспет в эпической древнерусской поэме – «Слове о полку Игореве». Поход закончился пленением князя Игоря в ставке хана Кончака на Торе (в районе совр. Славянска), бегством Игоря из плена и последующим династическим союзом. В XIII-XIV вв. крупнейший православный анклав существовал на средневековом городище у с. Маяки в Славянском районе, отсюда происходят многочисленные предметы христианского культа. У с. Ильичевка Краснолиманского района был выявлен христианский некрополь, рядом с которым находилось древнерусское поселение.

XV век на территории Донбасса практически не оставил письменных или вещественных источников. После разгрома в конце XIV в. оседлых поселений население края составляли кочевые народы распавшейся Золотой Орды. В начале XVI в. Среднее Подонцовье вошло в орбиту влияния Русского государства. С этого времени тут функционировала сторожевая служба, задачей которой являлось отслеживание перемещений кочевников по степи с целью предупреждения регулярных набегов на центр России и ее окраины.

Во второй половине XVI в. Донецкий край был далекой степной окраиной Русского царства и одновременно еще более далекой окраиной Крымского ханства, куда во время засухи приходили кочевать татарские орды. Через Приазовье и Подонцовье проходили также пути вторжений татар на русские земли, там же ездили российские сторожа, а также отряды, преследовавшие татар после их завоевательных походов с целью отбить пленников. В 1571 г. сторожевая служба была реформирована, стала регулярной и охватывала огромные территории южного и восточного российского пограничья. На территории Донбасса сторожа патрулировали среднее течение Северского Донца, станицы выходили в степь вплоть до побережья Азовского моря.

Сторожевые заставы посылались ежегодно с 1 апреля до зимы (4-6 человек). На границе со Степью сторóжи были скрытными и мобильными – «с конь не слезая, костров не разжигая». Кроме пограничных застав учреждены были и дозорные подвижные отряды по 60–100 человек – станицы. Они комплектовались из казаков и служилых людей русских пограничных городов Путивля и Рыльска. Жители пограничных городов и сами «пограничники» ходили в степь, которую они называли Полем, на промыслы.

Во второй половине XVI в. были сформированы очаги вольного казачества: на Дону – Верхнем и Нижнем, а также в районе Днепровских порогов. Их отдельные представители и отряды нередко появлялись в степи на промыслах. Кроме вольного казачества в Поле выходили казаки, имевшие дома и семьи в городах. Это были городовые казаки. Их обязанностью была служба в гарнизонах городов, они входили в состав станиц, несли другие виды службы. Хозяевами степей продолжали быть крымские и ногайские татары. В Северном Приазовье некоторое время существовал татарский городок Балы-Сарай.

Поворотным пунктом централизованной русской колонизации и установления государственного контроля над пограничьем со Степью стало основание крепости Царёв-Борисов в устье р. Оскол на левом берегу Северского Донца в 1599 г. Город существовал недолго, однако повлиял на дальнейшую судьбу Донецкого региона.

В начале XVII в. одним из важных форпостов Русского царства в среднем течении Северского Донца была Святогорская пустынь, первое упоминание о которой относится к 1620 г. Монастырь с его округой стал первым форпостом оседлости на левом (Крымском) берегу Северского Донца. Возникновение этого религиозного и сторожевого центра на данном участке среднего течения Северского Донца не было случайным. Именно здесь долину реки пересекали две стратегически важные дороги: Посольская дорога из Москвы в Крым и различные ответвления Муравской сакмы (степная дорога) из Перекопа в Ливны, которые на многих отрезках совпадали. Муравская сакма и ее ответвление – Кальмиусская сакма – детально описаны в замечательном памятнике русской географической мысли начала XVII в. «Книге Большому чертежу».

К середине XVII в. Торские соляные промыслы стали основным источником соли для южных районов Российского государства. Солеварение приносило стабильно высокие доходы и оправдывало риски татарских набегов на неукрепленные Торские варницы, расположенные на границе со Степью. Солеварение было важным экономическим стержнем заселения среднего течения Северского Донца.

Необходимость защиты промыслов обусловила строительство в этих целях первых русских городов в Донбассе. Первое население региона целиком находилось на государевой военной службе, подчинялось Белгороду, было обязано защищать пограничье и соляные промыслы. Важнейшим экономическим подспорьем для местного населения оставались промысловые угодья. Из-за татарских нападений земледелие в крае появилось только к XVIII в.

Совокупность экономических, военных и политических причин в сочетании с накопленными к этому времени человеческими и материальными ресурсами стимулировали дальнейшее укрепление Русского царства на южном пограничье. В середине XVII в. Белгородская оборонительная линия, а затем Изюмская защитили большой участок границы, способствовали продвижению населения на юг, в донецкие степи. В этот период были построены города Маяцкий (1663 г.) и Тор (Соляной) на реке Тор (1676 г.). Логическим завершением этого процесса было строительство Торской укрепленной линии (1684 г.) как части Изюмской засечной черты. Строения этих городов, внутреннее устройство, управление ничем принципиально не отличались от других русских городов пограничья. Города строились русскими служилыми людьми, заселялись переселенцами из южных уездов России. В последующий период население пополнялось также переселенцами из Поднепровья. Левый берег среднего Подонцовья заселяли представители донского казачества.

Таким образом, весь XVII в. ознаменовался на землях Донецкого края драматическим противостоянием между двумя религиозно-культурными и этнополитическими мирами, фактически цивилизациями западной части Евразии – славянской христианской и тюркской исламской. При этом славянский православный мир, консолидированный в рамках Русского государства, системно продвигался от севера к югу и в самом конце века впервые достиг естественных географических границ на берегах Азовского моря (Константинопольский мир с Османской империей, 1700 г.).



В XVIII в. после реформ Петра I и его преемников значительно возросли военные и геополитические возможности России. Произошло расширение ее территорий, прежде всего на юге. В ходе Русско-турецких войн второй половины XVIII в. в состав империи вошли степные территории, прилегающие с севера к Черному и Азовскому морям, в том числе и Донбасс.

Заботясь о топливе для Торских и Бахмутских солеварен, управляющий Бахмутским солепромыслом Никита Вепрейский и командир батальона, охранявшего Бахмутскую крепость, капитан Семен Чирков впервые взяли пробы каменного угля в урочище Скелеватом в 25 верстах от Бахмута и на речке Беленькой в 50 верстах от него. Это произошло в 1721 г. Образцы угля были отобраны и отправлены в Санкт-Петербург в Берг-коллегию. Их испытание засвидетельствовало высокое качество найденного угля.

Первый промысел каменного угля был организован теми же Н. Вепрейским и С. Чирковым, и он начался в 1723 г. В результате опытов Н. Вепрейского во многих местностях России велись разработки ископаемого угля для производственных целей.

Интересы бахмутских солеваров шли вровень со временем. Еще в 1700 г. Петр I учредил Приказ рудокопных дел, ведающий «рудосыскным делом, подготовкой сведущих людей, отводом мест, постройкой рудников и заводов, учетом добычи и выплавки, штрафами и наказаниями за нерадивость в горной части». Фактически были заложены основы государственного управления недропользованием.

По итогам Русско-турецкой войны 1736–1739 гг. Российская империя получила Азов. Белградский договор 1739 г. изменил южные границы Российского государства в Донецком крае – степная территория Донбасса вошла в состав Российской империи, за исключением прибрежной полосы, где располагались так называемые барьерные земли, т. е. нейтральная полоса. С этого периода Россия юридически закрепляет за собой основу будущей Новороссии и начинает решать задачу освоения присоединенных территорий, заселяя новые земли в рамках государственной политики и обеспечивая им военную защиту.

В 1753 г. на юге Бахмутской провинции, в междуречье рр. Северский Донец и Лугань, была учреждена – военная автономия – Славяносербия, которую заселили сербские переселенцы. Тут было организовано два гусарских поселенных полка с целью защиты границы и хозяйственного освоения края.

В 1764 г. на месте автономных военных территориальных образований Юга России, в т. ч. Славяносербии, возникла Новороссийская губерния с центром в г. Кременчуге. Основу населения составили российские (с участием сербов) поселенные войска, чьей обязанностью было жить в пограничных районах, осваивать их и защищать. Термин «Новороссия» был официально закреплен в правовых актах Российской империи. Национально-государственная идея Новороссии Екатерины II и ее сподвижников состояла в том, чтобы создать новую территорию России наряду с Малой Русью и Великой Русью как их последовательное продолжение.

Одной из причин Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. была борьба за Северное Причерноморье. После целого ряда сражений 10 июля 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был заключен мирный договор. В результате всех этих событий и заключенного мира вся территория современного Донбасса вошла в состав России. Набеги на русскую землю прекратились навсегда.

Турция не смирилась с поражением и потому попыталась пересмотреть результаты предыдущей войны, продолжить борьбу за Крым и отвоевать Северное Причерноморье. Эти планы не удались. Так, благодаря русскому оружию, мужеству защитников Отечества в нашем крае установился прочный мир. После воцарения мира на Донецкой земле началась земледельческая колонизация края, и первой ее массовой волной было переселение в Донецкий край греков из Крымского полуострова.

В 1775 г. из присоединенных земель Бахмутской провинции Новороссийской губернии и Земель Войска Донского была сформирована Азовская губерния.

С 1783 г. территория Крымского ханства стала важной частью Новороссии, формирование пространства которой после включения полуострова и прилегающих к нему земель вступило в завершающую стадию. На бывших территориях ханства в 1784 г. была образована Таврическая область, а Новороссийская и Азовская губернии 30 марта 1783 г. были объединены в Екатеринославское наместничество. В составе Новороссии оказались обширные земли с огромным потенциалом развития.

Таким образом, развитие края, в короткий срок интегрированного в состав государства, с одной стороны, происходило в рамках тех же тенденций, что и развитие Российской империи в целом, а с другой – благодаря специфике географического положения, обстоятельствам вхождения в состав империи и заселения Новороссия приобрела ряд особых социально-экономических, демографических и культурных черт. Территория развивалась как целостный государственный проект. Строилось множество военных и портовых городов. Началось заселение и хозяйственное освоение русскими степных земель.

Наряду с легальным, санкционированным властями переселением и помещичьей колонизацией активно происходило народное самовольное переселенческое движение из центральных губерний России и Малороссии. Одновременно здесь расселялись представители других народов. Новороссию характеризовали как многонациональный характер населения, так и выработка нового, более универсального типа русского человека и подданного империи, который формировался из представителей разнообразных этнических групп на русско-славянской основе. Особенность новороссийского типа – общерусское имперское самосознание, преобладающее над местными особенностями.

В XIX в. на юге России продолжились и раскрылись основные линии развития, которые были заложены в предшествующем веке в ходе формирования Новороссии. Индустриализация Донбасса стала реализацией идеи Новороссии как нового передового промышленного, торгового и аграрного ядра России.

8 октября 1802 г. издается указ «О разделении Новороссийской губернии на Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую». В 1806 г. были утверждены границы новороссийских губерний, в которых они просуществовали вплоть до начала ХХ в.

Екатеринославская губерния, куда входила часть территории Донбасса, в середине XIX в. состояла из 8 уездов – Ростовского, Екатеринославского, Новомосковского, Павлоградского, Славяносербского, Верхнеднепровского, Бахмутского и Александровского. В 1872 г. из Александровского был выделен отдельный Мариупольский уезд. Указом 1887 г. Ростовский уезд присоединен к Области Войска Донского.

В 1802 г. на землях Войска Донского были образованы 8 округов и Калмыцкое кочевье. Часть Донбасса входила в состав земли Войска Донского.

Продолжение следует


Продолжение следует
  • +0.89 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!