Информации о теплоходе "Князь Багратион" 1912 г. постройки в интернете, на первый взгляд достаточно много, но везде она практически полностью повторяется, часто с ошибками. Мне, пообщавшись с владельцем судна Алексеевым Владимиром Викторовичем, и после этого основательно пошерстив интернет (так как и владелец кое в чем ошибается) вроде бы удалось разобраться в вопросе. Пароход или теплоход? До сегодняшнего дня, я как и многие другие ошибался, считая, что судно изначально построено с паровыми двигателями, подспудно считая дореволюционную Россию промышленно отсталой. Если в других странах, первые теплоходы начали строить в 1911 году в Германии, в 1912 г. - в Великобритании и Дании, то в России первый дизельный теплоход "Вандал" был построен в 1903 г., а к 1914 г. в России работало уже около 200 теплоходов! В 1898 г. российский предприниматель Эмануил Нобель ( племянник Альфреда Нобеля, учредившего Нобелевскую премию) купил у Рудольфа Дизеля лицензию на производство двигателя мощностью 20 л.с., работающего на керосине, который позже назовут дизельным. В 1899 г. в Санкт - Петербурге на заводе "Людвиг Нобель" начали производить дизельные двигатели, в конструкцию которых Эмануил Нобель внес изменения, позволившие им работать на сырой нефти. Создание на заводе Нобеля реверсивного дизельного двигателя, позволило использовать его в качестве судовых машин. Этот переделанный двигатель назовут в Европе " русским дизелем". После революции национализированный завод получил название " Русский дизель". На заказанных Нобелем самоходных баржах "Вандал" (1903 г.) "Сармат" (1904 г.) и "Скиф" были впервые установлены по 3 дизельных двигателя мощностью по 120 л.с. каждый. Примененное ноухау - передачу мощности с дизельных двигателей через электрогенератор на электродвигатели, позволило легко изменять как выдаваемую мощность, так и направление вращения винта. В 1907 году на верфях Коломенского судостроительного завода была заложена серия речных пассажирских теплоходов с винтовым приводом (заказчик акционерное общество "Кавказ и Меркурий). Было построено 11 типовых судов. Судно "Багратион" было четвертым в серии и было построено в 1912 г. для акционерного общества "Кавказ и Меркурий". В честь 100 летия со времени Бородинского сражения первым 4 судам были даны имена, увековечивающие героев и события отечественной войны 1812 года. Целый век речные гиганты ( длина 90 м, ширина 12, вместимость 340 пассажиров, максимальная скорость 21 км/ч) не проходили, последние три из них были списаны в 1991 году, к 2020 г. уцелел только "Багратион". Теплоход занимался перевозкой пассажиров по Волге. В 1919 г. название судна заменили на "Память тов. Маркина". Маркин Николай Георгиевич с апреля 1917 г. служил в отряде охранявшем В.И. Ленина. Когда Л.Д. Троцкий стал комиссаром иностранных дел, Маркин становится фактически его правой рукой ( по воспоминаниям самого Троцкого). В июне 1918 г. Маркина, как бывшего военного, направляют в Нижний Новгород для создания Волжской военной флотилии. В сентябре 1918 г. на реке Кама канонерское судно "Ваня" попало в артиллерийскую засаду и было потоплено. Маркин погиб вместе с судном. Теплоход " Багратион" создавался с двумя дизельными двигателями суммарной мощностью 1200 л.с. Теплоход прошел генеральный ремонт и реконструкцию в 50х годах. "Багратион" принадлежал Волжскому речному пароходству и был приписан к Астраханскому порту, ходил в основном на линии Горький- Астрахань.