Как поняла, основные бюджетные деньги на создание фильмов распределял Фонд кино (создан в 95-м году).
С 14-го до 18-го года его возглавлял некий Антон Малышев, которого, в основном, интересовала кассовость фильмов.
При этом подавляющее большинство фильмов, производство которых финансировалось Фондом кино, проваливались в прокате.
(Так, самым убыточным
оказался фильм «Матильда» Алексея Учителя, получивший от Фонда кино 280 млн рублей (при общем бюджете фильма в 1,5 млрд...
).
Что же это за веселый молодой человек, Антон Малышев?
Малышев является сыном ректора ВГИКа Владимира Малышева. В 18-м году Малышев был уволен. А в сентябре 2018 года МВД возбудило сразу несколько уголовных дел по факту хищения денег, которые Фонд кино выделил на производство фильмов "Боб", "Суперпапа" и "Сны Севы Горелова". Эти картины так и не были сняты, а выделенные деньги не вернулись в фонд.
У Малышева была немалая поддержка. В частности,
Александр Голубчиков, кинокритик, гендиректор компании "Настоящее кино", писал: " На мой взгляд,
фонд не должен поддерживать какие-то высокохудожественные картины. Поддержка художественного кино - это задача Минкультуры.".
А после увольнения в Минкульт с письмом обратились деятели искусства. 20 человек (продюсеры и телехолдинги, в их числе гендиректор Первого канала Константин Эрнст, а также режиссеры Тимур Бекмамбетов и Федор Бондарчук) просили Мединского сохранить профессиональную эффективную команду фонда во главе с Антоном Малышевым.
Прошлый министр культуры Владимир Мединский много раз критиковал фонд за неэффективное распределение средств и в результате добился, чтобы в устав этой организации были внесены изменения. С августа 18-го года право предлагать правительству кандидатуры руководителя и членов совета получило Минкультуры.
Что интересно... несмотря на ориентацию на кассовость, абсолютно большая часть фильмов, на которые выделял деньги Фонд кино, оказались неприбыльными.
Почему? Ответ, по-моему, очевиден... если обратить внимание на другой факт.
Среди проектов Фонда кино, которые окупились в прокате,
-
на первом месте оказался фильм «Движение вверх», который рассказывает о победе сборной СССР над сборной США в баскетбольном турнире Олимпийских игр. (при бюджете в 450 млн рублей фильм собрал в прокате 3 млрд рублей).
-
еще один фильм на спортивную тему: картина «Лед» о фигурном катании (сборы составили 1,5 млрд рублей при бюджете в 150 млн рублей).
- военная драма «Сталинград» Федора Бондарчука о событиях Великой Отечественной войны (с бюджетом в 955 млн рублей картине удалось собрать в мировом прокате 3,8 млрд рублей).
Изменилась ли ситуация?
Сейчас репертуарную политику фонда критикуют за то, что он поддерживает антисоветские фильмы (типа последней работы Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи
"). «Послание этого фильма — что СССР был царством грязи и насилия, а то, что деньги на фильм дал миллиардер Алишер Усманов, показывает заказной характер работы. Ещё более прискорбно, что фильм поддержал Фонд кино во главе с Владимиром Толстым, — писал редактор «День ТВ» Андрей Фефелов.
А Владимир Толстой - советник президента по культуре и искусству.
Похоже, страна устала от антисоветчины...