Понемножку обо всем
233,727 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
14 мар 2021 10:55:52

Что день грядущий нам готовит - доллар, рубль, юань?

новая дискуссия Статья  300

Валютная мощь США и борьба за международную дедолларизацию
По проф Маурисио Metri
Global Research, 13 марта 2021 г.
 

***

В настоящее время среди международных аналитиков существует относительный консенсус относительно эскалации военно-политико-экономической борьбы между великими державами, в основном США, Китаем и Россией. Корни этого процесса лежат в конце холодной войны, когда Соединенные Штаты изменили свою глобальную геостратегию и выступили против всех региональных угроз своей глобальной гегемонии.

Вместо того, чтобы сокращать свое военное присутствие после победы над Советским Союзом, Соединенные Штаты с тех пор расширили свои военные базы в мире. Например, с 1999 года Организация Североатлантического договора (НАТО) расширилась, включив в нее двенадцать новых членов. По всему миру в 2015 году Соединенные Штаты владели 800 иностранными военными базами, в то время как у остальных великих держав в общей сложности было всего тридцать за пределами своих территорий.   Кроме того, с 1991 года Соединенные Штаты и НАТО проводили различные конфликты, интервенции и войны. Во-первых, можно упомянуть интервенции на Балканах в девяностые годы, а затем на Большом Ближнем Востоке, последовательность войн и действий против, к примеру,, Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии.

Кстати, вся эта сила требует умения оплачивать расходы в большей пропорции, чем в других странах. Кроме того, не американские граждане платят за все эти военные действия, присутствие и структуры во всех частях мира. Он исходит из: позиции американской валюты в международной валютной системе; и как эта система работала с восьмидесятых годов.

Все государственные и частные международные агенты должны действовать на основе доллара США для осуществления своих операций за границей. Им также необходимо накопить положительный баланс в этой валюте. Только так государственные органы смогут справиться с нестабильными потоками капитала, столь типичными для нынешней международной экономической системы. В противном случае они не смогли бы действовать для сохранения стоимости своей валюты на валютных рынках, а также для обеспечения автономности своей экономической политики. По этим причинам лучшая экономико-политическая стратегия - накопление валютных резервов в американском долларе для стабилизации национального обменного курса, а также обеспечение некоторых видов контроля за движением капитала во избежание нестабильных движений.

Следовательно, в связи с распространением этой экономико-политической стратегии среди стран существует высокий спрос на финансовые активы, выраженные в долларах. Все страны мира пытались получить растущие резервы в долларах США, в основном долговые ценные бумаги правительства США (векселя, банкноты и облигации). Похоже, что в нынешней системе был безграничный спрос на этот вид активов. Этот факт позволял правительствам США выходить из-под контроля соразмерной покупательной способности и хронического макроэкономического дисбаланса . По большому счету, весь мир позволил Соединенным Штатам вести войны и интервенции на всех континентах земного шара.

Учитывая, что эти рассуждения скорректированы, можно задать вопрос: каковы основы позиции доллара как денежного стандарта? Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты смогли навязать свою валюту различными способами. Прежде всего, существовала политика -программа ленд-лиза, в рамках которой Соединенные Штаты поставляли продовольствие, нефть и армии союзникам. Все страны закончили конфликт долларовыми долгами, даже побежденные, в основном Германия и Япония, чьи военные долги по восстановлению были определены в американских долларах, по Ялтинскому и Потсдамскому договорам.

Во-вторых, Соединенные Штаты были «центром притяжения мировой добычи нефти» до конца войны, а с 1945 года они установили контроль над новым центром, Саудовской Аравией, обеспечивая цены на нефть в долларах США. С тех пор каждая страна, которой нужно было импортировать нефть, должна была платить долларами.

В-третьих, в послевоенный период все новые многосторонние институты, такие как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, использовали валюту США в качестве ориентира в своих первоначальных соглашениях.

Наконец, стратегия восстановления Японии и Западной Европы, известная как план Маршалла и связанная с доктриной Трумэна, укрепила позицию доллара США как международного валютного стандарта. Следовательно, доллар США был средством доступа к финансовой поддержке и другим способам помощи. С тех пор цены на нефть и денежно-кредитная политика в многосторонних учреждениях стали двумя центральными столпами дипломатии США в защиту доллара как международного стандарта.

Это никогда не было рыночным выбором или результатом обширных переговоров между различными государствами. Это всегда было результатом споров между великими державами из-за преимуществ, связанных с денежным стандартом. Во-первых, международная валюта позволяет расширить покупательную способность государства-эмитента за счет увеличения спроса на деноминированные в ней активы. Кроме того, это создает преимущества для интернационализации их банков, которые могут работать с международным валютным стандартом легче, чем любые другие. Наконец, валюта становится инструментом внешней политики, поскольку государство, деньги которого являются международным стандартом, может предоставлять ликвидность союзникам и давить на соперников.

В этом контексте две недавние инициативы ударили по наиболее важным базам американской валюты в мире. Первый - это новые многосторонние финансовые институты, способные конкурировать с МВФ и Всемирным банком за стабилизационные ссуды и международное финансирование. Соглашение об условных резервах БРИКС и Новый банк развития БРИКС, если они будут объединены, они лишат бреттон-вудские институты возможности фреймировать. В случае успеха и глобальных прогнозов институты БРИКС получат возможность оказывать давление на существующую международную валютную иерархию путем распространения валюты, отличной от доллара США.

Вторая инициатива реальной дедолларизации - это споры по поводу валюты котировки (ценообразования) нефти, торгуемой на международном уровне. В 2018 году Китай запустил первые фьючерсные контракты на нефть в юанях (петроюань) на фьючерсном рынке Шанхая, конкурируя с рынками Нью-Йорка и Лондона, где такие контракты заключаются в долларах. Таким образом, за пределами доллара США уже существует организованный глобальный рынок нефти. Россия, со своей стороны, увеличила количество двусторонних соглашений о торговле нефтью в недолларовой валюте. Он также продал значительную часть своих долларовых резервов и объявил о выпуске государственных долговых ценных бумаг в китайской валюте. Правительство Венесуэлы заявило о аналогичном намерении сократить свои долларовые операции в своих международных операциях. Дело в том, что Венесуэла стала самым важным нефтяным резервом в мире, даже обогнав Саудовскую Аравию. Другие страны, такие как Иран, также проводят аналогичную политику.

В интервью в 2019 году Луис Инасио Лула да Силва , бывший президент Бразилии (2003-10), рассказал о проблеме журналисту Пепе Эскобару.

 «На встрече БРИКС в Форталезе [2014] я говорил со своим товарищем по партии Дилмой [тогдашний президент Бразилии, 2011–16], что Бразилия должна заключить пакт, более или менее такой же, как то, что Россия сделала с Китаем. Отличный пакт. БРИКС создавался не как средство защиты, а как средство нападения. Он должен был чеканить свою валюту, чтобы не зависеть от доллара в торговых отношениях. И США этого очень боялись. Обама однажды позвонил мне и спросил, не хотим ли мы создать новую валюту, и я сказал нет, я просто пытаюсь избавиться от доллара. Я не хочу быть зависимым ». (ТВ 247, 22 августа 2019 г.). 2

Интересно вспомнить, что одновременно с этим событием в 2014 году прошел саммит между БРИКС и Союзом южноамериканских наций (USAN), на котором присутствовали лидеры из России, Китая, Индии, ЮАР, Аргентины, Боливии, Чили, Колумбия, Эквадор, Гайана, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Венесуэла и Бразилия. USAN впервые создал пространство для переговоров со странами Южной Америки без Соединенных Штатов, что отличается от Организации американских государств (ОАГ). Действительно, через БРИКС и США Бразилия стала связующим звеном между Южной Америкой и нынешними соперниками США в международной системе - Россией и Китаем.

Китай призывает к новой резервной валюте и новому мировому порядку
Два года спустя полномочия Дилмы Русеф были прерваны, а еще через два года был арестован самый популярный политический деятель страны Лула да Силва. Недаром с 2016 года внешняя политика Бразилии изменилась, вернувшись к традиции автоматического выравнивания с Вашингтоном, что не является благоприятным ни для США, ни для БРИКС.

*

Маурисио Метри - доцент Института международных отношений и обороны Федерального университета Рио-де-Жанейро (UFRJ), Бразилия, и магистратуры по международной политической экономии (UFRJ). Кандидат экономических наук, магистр экономики.
 
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!