Цитата: Ындевур от 21.03.2021 06:00:41Уважаемый Добряк! Давненько спрашивал вас - возможен ли прорыв в области кратного увеличения мощности персональных (колхозных) генераторов энергии. Вы ответили. Всё печально, революции не предвидится.
Но вот назрел, закономерно, следующий вопрос: а где вы видите тонкую грань? Где- вообще с вашей Джомолунгмы просматривается хотя бы что-то, куда РЕАЛЬНО двинуть финансы (госфонды и реально мощное финансирование) на прорыв (именно в физических науках - и в фундамент, и в прикладные) и там возможен свет?
Или вы видите только тьму и мелкое копание, пока на очередного странного человека не упадёт "яблоко по кумполу"?
---------------------------------
В общем - вопрос как к спецу - какие области ЛИЧНО вы сегодня считаете самыми перспективными с точки зрения фундаментальных и прикладных исследований в нашей отечественной физике?
Ну и задачи вы ставите, барин ((с)). В 1970-90-х каждые лет 10 будущий нобелевский лауреат, академик Виталий Лазаревич Гинзбург писал книгу вроде этой
Это были списки наиболее интересных и фундаментальных физических и астрофизических проблем в представлении автора. Кратко описывалась суть задач, современное состояние соответствующих исследований, и тот прорыв и в фундаментальной науке, и в технике, который ждет человечество после решения этих задачи. Вначале это были большие статьи в "Успехах физических наук", затем пару раз уже толстые книги. Гинзбург был универсалом, оставившим след в разнообразных отраслях.
Сегодня эти книги интересны только как яркое свидетельство совершенно ничтожного уровня предвидения магистральной линии развития науки. В век больших установок типа Большого Адронного Коллайдера сам факт многомиллиардных (в швейцарских франках) вложений в эти установки принуждает многотысячные армии маршировать плотным
обезличенным строем. И просто в силу масштаба вложений эти армии вынуждены топтать свой путь лет по тридцать, а то и более.
Деньги идут к деньгам, так что эта уже вселенского масштаба армия требует, просто вынуждена требовать, продолжения банкета на следующем уровне уже в десятки лимардов. У них предельно четкая стратегия чего они хотят, и столь же ясное понимание, что это игра в рулетку.
Но не меньшие армии мародеров-старателей с лотками рыщут небольшими старательскими партиями по тропкам-ручейкам без даже кроков, вероятность остаться с сухими лотками у каждой партии огромная, но их много, так что шансы на успех заметно выше, чем на больших установках.
Но министерство финансов и разные фонды не готовы дать ни копейки, если в заявке на грант нет обоснования, что задача будет решена за три года и в конце не нарисованы горы золотого песка. Т.е., авантюризм пресекается на корню.
Вернусь к тем книгам Гинзбурга. Не надо думать, что он не знал предмета — заметная часть его списка была, можно сказать, вечной, и перекочевывала из издания в издание. Но ни одного настоящего прорыва он с научной точностью не предвидел. И занятие это прекратил. Посему было бы самоубийством пытаться указать магистральный путь развития науки.
Но могу поделиться одним наблюдением. Почему нобелевские по физике уходят к американцам? Эффект снежного кома очевиден: потому что влияние американцев при выборе очередного лауреата огромное. Но есть и другое: в Европе финансирование науки было и остается крайне консервативным — если нет четкой гарантии решения поставленной задачи, то и поддержки не будет. А вот в США
было нормой поддержать авантюрный проект и часто это срабатывало. Почему я "было" выделил жирным? Да потому, что и в США это уже ушло в прошлое, так как финансирование науки усыхает...
Мне представляется, что время гигантомании уходит в прошлое и впереди эра небольших установок на суперпрецизионную физику. Поясню, высокая точность зачастую эквивалентна сверхвысокой энергии. И будущее за химией, материаловедением и медициной (назвал то, в чем сам-то дилетант).