Согласно прогнозам специалистов, нынешнее столетие будет веком Тихого океана, точнее – Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Именно на его просторах, как считают аналитики, отныне будут происходить все важнейшие события военно-политического, экономического и технологического характера. И именно здесь развернется грандиозная битва между двумя мощными центрами силы – Америкой и Китаем.
Однако вовлечены в эту битву будут не только США и КНР, но и другие страны региона, а в первую очередь – Япония: у двух империй – Восходящего солнца и Поднебесной – есть много претензий друг к другу. Война двух драконов – китайского и японского – вполне может в очередной раз стать суровой реальностью.
Впрочем, не останется в стороне от этих событий, судя по всему, и Россия. Причем действия Москвы, направленные на установление более тесного военно-политического партнерства с Пекином, неизбежно заставляют Токио включить ее в список своих если и не прямых врагов, то однозначно – соперников. А потенциальный военный союз РФ и КНР японское военно-политическое руководство и вовсе расценивает не иначе как одну из наиболее серьезных угроз с точки зрения обеспечения своей нацбезопасности.
Вероятно, именно такой геополитический расклад побудил нашего дальневосточного соседа приступить к более активному наращиванию своего военного потенциала и расширению прав и обязанностей, а также операционной зоны национальных Вооруженных сил. В определенной степени это было практически официально подтверждено и в положениях очередной Белой книги по обороне, опубликованной японским военным ведомством в 2020 году (замечу, что в оригинальном виде на русском языке японскими авторами относительно этого документа использовано название «Белая книга обороны»).
ИЗ ПОВЕРЖЕННОГО ВРАГА – В СОЮЗНИКИПосле поражения Японии во Второй мировой войне страна оказалась оккупирована американскими войсками. Руководство ими было возложено на Штаб оккупационных войск ВС США, который также осуществлял и общий надзор за деятельностью первого послевоенного правительства страны, сформированного 17 августа 1945 года.
Со временем, однако, у американцев наступило понимание того, что старые законы уже не годятся для применения в Японии в ее нынешнем виде и состоянии. В итоге командование Штаба оккупационных войск сначала добилось отмены наиболее одиозных из них, а затем способствовало разработке новой Конституции. Она была принята парламентом страны в августе 1946 года, а 3 мая следующего года вступила в силу.
Именно в новом документе и появилась знаменитая 9-я статья, в которой был официально провозглашен отказ «от войны как суверенного права нации», а также от «угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Следствием этого, как указывалось, стало решение о том, что «впредь не будут создаваться сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы». Вот где находятся корни современных названий сформированных в 1954 году национальных ВС – Силы самообороны Японии – и их видов: Сухопутные силы самообороны, Военно-морские силы самообороны и Военно-воздушные силы самообороны Японии.
Справедливости ради отмечу, что в русскоязычных вариантах документов, которые публикует японское военное ведомство, названия последних двух видов национальных ВС даются в несколько ином написании – Морские силы самообороны и Воздушные силы самообороны. Но для нас более привычным является все же приставка «военно-», означающая, что речь идет именно об одном из элементов военной машины государства.
Но в любом случае ключевым во всех названиях является словосочетание «силы самообороны», то есть силы, предназначенные для обороны, а не нападения. Сделано это было, судя по всему, не без давления со стороны Вашингтона, опасавшегося возрождения японского милитаризма.
В то же время американцы, понимая, что японские Силы самообороны еще долго не смогут полноценно обеспечивать решение задач по обороне государства от внешней агрессии, а также, видимо, желая осуществлять контроль за деятельностью японских военных, одновременно с заключением 8 сентября 1951 года мирного договора с поверженной во Второй мировой войне империей подписали и еще один важный документ – Договор о гарантиях безопасности между Соединенными Штатами и Японией. Он заложил прочный фундамент многолетнего военного и военно-технического сотрудничества между Вашингтоном и Токио, ставшего одним из важнейших элементов системы безопасности, сформированной США в период холодной войны в АТР.
Фактически именно вокруг союза с Японией, а также аналогичного военного союза с Южной Кореей и строилась в регионе в последние десятилетия вся программа действий Соединенных Штатов в сфере обеспечения нацбезопасности.
Однако по мере наращивания боевого потенциала Сил самообороны Японии возникла необходимость пересмотра принципов сотрудничества между двумя странами, что в итоге привело к появлению нового соглашения. 24 июня 1960 года был ратифицирован Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами и Японией, который, автоматически продлеваемый каждые 10 лет, существует по настоящее время.
Договор соответствует основным положениям Конституции страны, запрещающей применение ее национальных ВС за пределами территории государства. Однако благодаря неуклонному экономическому и научно-техническому росту зависимость Токио от Вашингтона в вопросе защиты от внешней агрессии стала постепенно сокращаться, и сегодня Япония способна уже самостоятельно, без помощи со стороны более мощного союзника решать задачи по обеспечению своей военной безопасности.
Более того, в последнее время среди японских политиков и военных экспертов активно дискутируется вопрос о возможности снятия с национальных ВС ограничений, налагаемых на нее Конституцией. Уже предпринимаются и определенные действия в этом направлении. Так, военное ведомство, ранее носившее название Управление национальной обороны, с недавних пор официально именуется «как у всех» – Министерством обороны. Разрешен и экспорт созданных в стране образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), что ранее было фактически запрещено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Япония активно стремится максимально быстрее стать полноправным членом международного сообщества, не имеющим каких-либо отличных от характерных для других его участников ограничений в части реализации задач национальных военной и военно-технической политики. В обозримой перспективе, как представляется, Токио вполне удастся реализовать эти намерения. В том числе и по той причине, что год от года страна выделяет все больше средств на финансирование расходов на национальную оборону.
НАСТОРАЖИВАЮЩИЙ РОСТ«Исходя из Основной программы национальной обороны и Среднесрочного плана оборонного строительства и отвечая на беспрецедентно быстро меняющуюся обстановку в сфере обеспечения безопасности, в силу необходимости усиления оборонного потенциала на порядок более высокими, чем прежде, темпами, расходы на оборонные цели растут на протяжении последних 8 лет», – подчеркивается в Белой книге по обороне Японии за 2020 год и отмечается, что в 2020 финансовом году национальные расходы на оборону «составили 5,0688 трлн иен с увеличением по сравнению с предыдущим годом на 61 млрд 800 млн иен». В процентном отношении это соответствует росту примерно на 1,2%.
Причем это – лишь базовые расходы. В действительности же совокупные военные расходы Японии, которые выделяются как по линии непосредственно Министерства обороны напрямую, так и по другим статьям федерального бюджета, в 2020 финансовом году составляют 5 трлн 313,3 млрд йен, что, как мы видим, превышает базовый уровень примерно на четверть триллиона йен. В этой связи остается добавить лишь то, что по общим военным расходам бюджет 2020 финансового года примерно на 55,9 млрд йен, или на 1,06% превышает аналогичный показатель бюджета на 2019 финансовый год.
Особо стоит обратить внимание на фразу «растут на протяжении последних 8 лет». Она прописана в документе 2020 года не случайно. Дело в том, что в 2012 году оборонные расходы Японии, как принято говорить, «достигли дна»: до этого они на протяжении нескольких лет неуклонное сокращались. Если же мы возьмем военный бюджет страны за 2020 финансовый год и сравним его с аналогичными расходами государственного бюджета на 2012 финансовый год, когда было достигнуто «дно», то увидим, что прирост в денежном выражении составил 599,5 млрд йен, а в процентном – 12,7%.
Причем если сокращение расходов на военные нужды шло в среднем примерно по 0,4% в год, то начиная с 2013 финансового года, когда был зафиксирован первый рост расходов на оборону на указанном промежутке времени, среднегодовой прирост составляет уже примерно 1%, а в 2014 финансовом году военные расходы Страны восходящего солнца и вовсе подскочили одномоментно на 2,2% (см. таблицу 1).
Безусловно, с одной стороны, все это можно было бы объяснить растущим объемом национального валового внутреннего продукта (ВВП): начиная с 1987 года оборонные расходы Японии держатся на уровне 1% национального ВВП, а в последние годы даже на уровне 0,9% ВВП. Поэтому вполне закономерно, что если растет национальный ВВП, то автоматически растут и национальные военные расходы.
Правда, если нет особой необходимости, расходы ведь можно и не увеличивать автоматически. Ну, разве что за исключением индексируемого денежного довольствия военнослужащим и гражданским служащим и специалистам военного ведомства. А лишние средства направить на иные, как говорится, мирные цели. Но суть в том, что деньги японским военным нужны.
ОТ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДО КОСМИЧЕСКОГОВ современной войне – войне нового поколения – важным условием для успешного отражения агрессии со стороны противника и для обеспечения победы над ним необходимо обеспечить контроль не только за традиционными операционными средами или, как сейчас принято говорить, доменами, под которыми понимаются воздушное, наземное и морское пространства, но и за относительно новыми доменами – космосом и киберпространством.
Понимая это, Япония в целях формирования и усиления своего «потенциала в космическом пространстве» в течение 2020 финансового года намерена:
– сформировать систему космических оперативных отрядов;
– подготовить спутники серии SSA, которые представляют собой орбитальные космические аппараты, оснащенные специальными космическими телескопами высокого разрешения, и затем сформировать на их основе систему космического наблюдения;
– нарастить потенциал по сбору информации с использованием различных систем космического базирования.
В этой связи следует отметить, что 8 мая 2020 года в японских Военно-воздушных силах самообороны было сформировано новое подразделение, получившее наименование «Отряд космических операций» и отвечающее отныне за ведение в космическом пространстве всех операций военного характера. «Это первое в истории Сил самообороны подразделение, специально предназначенное для действий в космическом пространстве, и с точки зрения получения преимущественного положения для нашей страны это имеет большое значение», – подчеркивал в этой связи министр обороны Японии Таро Коно.
Фактически речь идет о создании японских космических сил или войск – наподобие тех, что были созданы по указанию президента США Дональда Трампа.
Конечно, не таких многочисленных – пока всего-то 20 человек (даже к 2022 году их численность планируется довести лишь до 100 человек, что совершенно несравнимо с Космическими силами ВС США). И не столь хорошо оснащенных (но над этим в Токио уже усердно работают). Но все же именно космических сил, то есть сил, непосредственным образом отвечающих за ведение военных операций с использованием космоса.
Хотя если кто-то при этом думает, что «космосолдаты» – это такие бравые рослые парни, вооруженные лазерными пулеметами и гравитационными минами, то он ошибается: космические силы призваны в первую очередь осуществлять эффективное применение разнообразных систем космического базирования (разведка, наблюдение, предупреждение, связь, навигация и пр.) в интересах различных родов и видов войск. Возможно, что в будущем дело дойдет и до боев в космосе, но пока речи об этом нет.
|
Министр обороны Нобуо Киси располагает одним из самых больших военных бюджетов в мире. Фото Reuters
|
Впрочем, когда в 1969 году японские парламентарии принимали резолюцию об ограничении национальных космических разработок мирной сферой, никто, наверное, и предположить не мог, что всего 40 лет спустя, в 2010 году, в национальную оборонную программу включат задачу использования космоса в военных целях («собирать информацию с использованием космического пространства»), восемью годами позже в 30-й Основной программе национальной обороны (главный документ в сфере военного строительства Японии) появится запись «в ближнесрочной перспективе обеспечить превосходство в таких новых сферах, как космос, киберпространство и электромагнитная среда», а еще два года спустя будет создан и военный космический отряд. Что произойдет еще через десяток-другой лет, сегодня, как представляется, не знает никто.
В части же, касающейся другого важного для современной войны пространства – кибернетического, японские военные намерены осуществить в течение 2020 финансового года мероприятия, направленные на:
– укрепление системы подразделений киберзащиты Министерства обороны и всемерное совершенствование и укрепление данной сети;
– обеспечение и подготовку кадров для ведения операций в киберпространстве;
– использование новых технологий, разрабатываемых и внедряемых для использования киберпространства в военных целях и др...
По ссылке на полную статью
Ссылка