В связи с тем, что могут быть интересны не только основные деятели весьма оригинального Русского периода в "Изобразительном Искусстве" со своим приложением в виде Государственной Службы - я не могу опустить некоторые как нюансы, так и фамилии. Ибо - одно всегда может породить другое. И, по крайней мере - без нюансов и фамилий понимание будет совсем не полным. Посему - отдельные, вроде как не основные моменты - я буду "выводить" в Пояснениях. Нужна "Фактура" описываемых событий - и вот это и есть цель небольших отступлений.
1. Упоминание фамилии художника Ф. Я. Алексеева, как учителя М. Н. Воробьева - абсолютно не полно, если не упомянуть главную работу, выполненную ими совместно. А создали они ее после совместного путешествия по Волге, куда был направлен Алексеев, взяв в качестве помощника Воробьева. Работа представляла из себя набор из 110 полотен, общей длиной 700 метров. Соединенные вместе - они представляли собой панораму Волги на значительном по длине пути расстоянии. Один художник писал левый берег, второй - правый. Вот сиё полотно наматывалось на здоровенный барабан и существовал барабан -приемник. Если зритель находился по середине меж барабанами, а кто-то сматывал и разматывал барабаны, то зритель "образно" путешествовал по Волге.... Короче - это было нечто вроде фильма (в современном понимании)... В те времена демонстрация сего чуда вызвала ажиотаж невиданный. Просмотреть явилось более 5000 человек, в результате полотно просто износилось настолько, что стало не пригодно к дальнейшему показу. Жалкие остатки таки хранятся в запасниках музеев.
2. У М.Н. Воробьева в 1817 году родился сын - Воробьёв Сократ Максимович.
Первоначальное художественное образование получил в домашних условиях. В 1833 поступил в Императорскую Академию Художеств, учился в классе ландшафтной и перспективной живописи, где продолжил заниматься под руководством отца. За учебные работы получил три малые и одну большую серебряную медаль.
Летние месяцы 1837 работал в имении графа А. Х. Бенкендорфа Фаллье близ Ревеля. За исполненные там пейзажи в том же году был награжден малой золотой медалью. Следующим летом также писал пейзажи Ревеля и окрестностей. В 1838 за картину «Вид мызы Фалль графа А. Х. Бенкендорфа близ Ревеля» удостоен большой золотой медали, в 1839 выпущен из Академии со званием классного художника и правом пенсионерской поездки за границу. В 1840 как пенсионер ИАХ отправлен в Италию на шесть лет. Жил и работал в Риме и его окрестностях. В 1843 совершил поездку в Неаполь. С 1844 выезжал в Сицилию. Останавливался в Палермо, где находился при императоре Николае I, который впоследствии покровительствовал художнику. По указанию Николая I создал альбом итальянских видов. В 1846 возвратился в Россию, в том же году был избран академиком «за искусство и познания в пейзажной живописи» без исполнения программной работы. В 1847 снова на два года уехал в Италию для написания картин на средства, выданные из Кабинета Его Императорского Величества.
Излюбленным мотивом его творчества были солнечные закаты. (Сия строчка - есть банальная хохма, на полном серьезе публикуемая во многих типа "искусствоведческих" работах. Посудите сами: количество времени, проведенное Сократом в среде эээ...типа около Бенкендорфа и ближайшем кругу Императора Николая I зашкаливает, причем Воробьев -папик тоже там присутствовал - с постоянными командировками в заграничные дали.. Отсюда: любовь к "солнечным закатам" - это аналог Русской любви к Свободе - типа "выспаться бы на своей постели хотя бы разок" - и намекает на массу интересностей в биографиях обеих Воробьевых. Но это - уже другая Тема, которая в данном месте - излишняя. При этом - будучи Академиком Императорской АХ - Сократ и очень много преподавал, и некто
Иван Шишкин - его ученик.
Сократ Воробьёв. акварель Варварские ворота Китай-города. 1850-е гг.Актуальная картинка:Вид в Литве. Пейзаж с крестом