bigrey ( Слушатель ) | |
10 окт 2009 20:41:50 |
Цитата: Steelmaker
Прошу прощения, если я уже опоздал с ответом по поводу «выдержки» броневой стали в болоте, так как никак не могу угнаться за последней страницей.
Сразу скажу, однозначного ответа я не знаю, так как данные методы уже давно не применяются, и проходили мы их на первом курсе по предмету «история металлургии».
Однозначно это не дегазация стали, так как сам процесс дегазации идет только в жидкой стали, исключением является водород, который удаляется длительной выдержкой при высокой температуре.
У меня по этому поводу есть одно соображение:
Длительная выдержка в болоте позволяла производить азотирование поверхности, что примерно соответствовало современной термохимической обработке –
« Азотирование стали - химико-термическая обработка поверхностным насыщением стали азотом путем длительной выдержки ее при нагреве до б00...650°С в атмосфере аммиака NН3. Азотированные стали обладают очень высокой твердостью (азот образует различные соединения с железом, алюминием, хромом и другими элементами, обладающие большей твердостью, чем карбиды). Азотированные стали обладают повышенной сопротивляемостью коррозии в таких средах, как атмосфера, вода, пар.»
Собственно из определения понятно, что увеличивается твердость и сопротивление коррозии. В древности один из способов азотирования заключался в закапывании клинка под конный двор на продолжительное время, в результате воздействия «конной мочи» происходила азотация поверхности. Собственно в болоте 3-4% азота, при этом кислорода практически нет, использование высоких температур заменили на продолжительную выдержку.
Причина, по которой производили азотацию, это распространенное в конце 19 век использования для защиты кораблей листов с различными свойствами по толщине – внешний слой максимально твердый, внутренний слой вязкий – «компаунды» и др.
Есть у меня еще соображения по поводу серо-водородного влияния на свойства стали, но как-то нигде не нашел, чтобы это было положительным явлением. :)
Собственно ставлю на А\У, так как все-таки не для этой темы.
PS А вообще я в старой ветке давал ссылку на металлургическую бюллетень – там про историю корабельной брони нормально написано, хоть и про танки не очень. БШ должен помнить, там упоминалось про бронепояс на «Орланах».