02.04.2021Поправки к законопроекту, принятому Госдумой в первом чтении, которые
касаются 130 законов и приводят все отраслевые законы о контрольно-надзорной деятельности в соответствие с принятым летом 2020 года законом о государственном и муниципальном контроле, одобрены правительством, сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Закон № 248-ФЗ, разработанный Минэкономразвития,
вступит в силу с 1 июля 2021 года. Он, в частности,
легитимизирует технологии дистанционного взаимодействия с бизнесом, в том числе дистанционную форму проведения выездных проверок. В самом механизме обжалования действий контролёров тоже запускается новая форма:
обжалование действий в электронном виде.Всего эти новые процедуры и новые подходы будут касаться полутора миллионов проверок, сказал Решетников. Поправки, одобренные правительством, являются важнейшим шагом к изменению системы законодательства и должны позволить внедрить эти новые технологии.
Всего проект поправок изменяет регулирование по 123 видам контроля. В их число входят 87 видов федерального контроля (надзора), включая 18 видов лицензионного, 29 видов регионального, один вид лицензионного, а также семь видов муниципального.
В рамках проекта определяются названия и предмет каждого вида контроля. Это сделано для исключения дублирования и предоставления возможности контроля действий предпринимателей разными контролерами.
Каждое контрольное (надзорное) мероприятие будет ограничено набором обязательных требований и можно будет провести анализ статистики по их нарушениям. Его результаты могут стать основанием для принятия решений, связанных с необходимостью смягчения тех или иных требований.
Цитата: Из выступления Максима Решетникова
«И конечно, очень важно, что внедрение этого законодательства в конечном итоге позволит нам ещё и сделать большой шаг в цифровизации контроля. Мы формализуем все чек-листы. Иными словами, при проведении проверки, при новой системе, скажем так, самодеятельность контролирующих органов, инспекторов будет существенно ограничена. Я бы сказал, что для него места не останется.
То есть будут конкретные чек-листы: на что конкретно проводится проверка, что сделано, что не сделано, какие формальные требования выполнены или нет. Мы существенно ограничиваем тут волюнтаризм. Дальше всё переводится в электронный вид – и чек-листы, и всё взаимодействие, приказы. Приказы будут присылаться бизнесу тоже в электронном виде. Сейчас для этого используются почтовые пересылки, то есть это время, деньги и так далее.
И в конечном итоге все контакты со стороны контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде. Мы всю историю сможем проследить и потом можем понять, если, не дай бог, произошёл какой-то инцидент, почему он произошёл. Например, была недостаточно тщательно проведена проверка или проверка не проводилась (объект, допустим, не был в зоне риска, в группе риска, а надо было его в группу риска вносить и так далее). Это нам даст ещё и пищу для дальнейшего внедрения риск-ориентированного подхода».
Отдельный блок изменений связан с регулированием сферы лицензирования. В том числе,
органам власти даются полномочия самостоятельно вносить изменения в реестр лицензий, чтобы сократить деньги и время бизнеса на переоформление документов.Значительные изменения также произойдут в цифровой трансформации контрольной (надзорной) деятельности.
В рамках закона
вводится система цифровизации, которая позволит полноценно работать с данными.По словам Максима Решетникова,
у бизнеса будет возможность коммуникации с государством в онлайн-формате, а обжаловать действия контролёров можно будет на едином портале госуслуг. Проект предусматривает возможность применения современных цифровых технологий, обеспечивающих возможность проводить контроль дистанционно.
Принятие проекта, как предполагается, позволит достичь основные цели: создание системы для обеспечения соблюдения обязательных требований с их последующей аналитикой; снижение административной нагрузки за счёт создания исчерпывающего перечня видов контроля и применения единообразных, в том числе снижающих нагрузку на бизнес контрольных (надзорных) мероприятий.
«Все федеральные акты должны быть приведены к 1 июля в порядок. Все региональные и муниципальные – к 1 января следующего года», – сказал министр.
Цитата: Закон № 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле
Согласно закону, в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:
• единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
• единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
• информационная система досудебного обжалования;
• реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
• информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Источник