Сергей БРЕЗКУН (КРЕМЛЁВ):В основе современной глобальной экономики лежит не разумный,
а авантюрный, сиюминутный, по сути – политиканский – подход.
В подтверждение сказанного можно привести пример двух коммерческих ракет-носителей (РН) – существующей на бумаге,
но усиленно проталкиваемой европейской "Веги"
и реального, но задвигаемого российского "Рокота".
Ракетно-космический комплекс лёгкого класса «Вега» задумывался Европейским космическим агентством как совместный проект семи стран Европы:
Италии,
Франции,
Бельгии,
Испании,
Швеции,
Швейцарии
и Нидерландов.
Заметим, что в перечне отсутствует такая универсальная
промышленная держава, как Германия
первой в мире создавшая во время Второй мировой войны впечатляющую БР "Фау-2".
Предполагалось, что в результате разработки "Веги" Европа получит свой носитель
и не будет зависеть от традиционных космических держав.
Однако, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить.
Эту истину давно понимали умные люди на Руси, и то, что в данном случае речь не о ходьбе, а о полётах, да ещё и в космос,
по существу ничего не меняет – "Вега" "благополучно" входит в пике, даже не взлетев.
Совет Европейского космического агентства одобрил программу «Vega» в июне 1998 года, причём ведущая роль отводилась французской «Аrianespace».
Однако не заладилось сразу, финансовый вклад галлов к 1999 году составил 8% необходимых средств -
для сравнения – Италия дала 55% того, что от неё требовалось.
Начались неурядицы, причину которых многие эксперты усматривают в политических разногласиях, в неоднозначном отношении к проекту Франции и прочем подобном.
Среди объяснений проскакивали и ссылки на наличие конкурента в виде российской РН "Рокот".
Первый пуск "Веги" был намечен на 2002 год.
Потом его переносили на 2006-й, 2007-й, 2008-й годы.
22 июля 2008 года генеральный директор корпорации «Arianespace» Жан-Ив Лё Галь сообщил,
что первый пуск РН «Вега» назначен на конец 2009 года.
Однако и сегодня "Веги" на рынке космических перевозок нет.
Зато там есть, например, российский носитель «Космос-3М», РН «Днепр» на основе советской "тяжёлой" МБР типа Р-36 днепропетровского производства,
а также – российский "Рокот", который в Европе рассматривается как дублёр «Веги».
В Европе вряд ли можно сделать в сфере коммерческих носителей
что-либо путное, если не обеспечить объединение возможностей ЕС
с двумя компонентами системно единого советского
авиакосмического комплекса – российской и украинской
при подключении к работе Казахстана,
на территории которого общими усилиями советского народа была создана мощная стартовая инфраструктура с космодромом Байконур.
"Рокот" - конверсионная РН разработана в ГНЦКП имени М.В.Хруничева
на базе МБР УР-100Н УТТХ и разгонного блока "Бриз" совместно с фирмой "Даймлер Бенц Аэроспейс".
Запуски могут производиться с космодромов Плесецк и Байконур,
а также – в перспективе с космодрома Свободный.
РН "Рокот" способна выводить на низкие орбиты до 2000 кг полезной нагрузки.
Первый испытательный пуск "Рокота" был проведён 20 ноября 1990 года с космодрома Байконур из штатной шахтной ПУ ракеты УР-100НУ,
второй – через тринадцать месяцев.
Оба – без полезной нагрузки.
В третьем пуске 26 декабря 1994 года на орбиту был выведен спутник "Радио-Росто".
РН "Рокот" предполагалось использовать и в морском космическом ракетном комплексе "Океан".
Казалось бы – перспективы вполне реальные, но реализованы ли они?
Можно ли двигаться вперёд, разрознивая силы?
Нужна ли "Вега", если есть "Рокот"?
Потребность в надёжном, хорошо отработанном и достаточно дешёвом коммерческом носителе имеется у всей Европы, и не только у неё.
Причём есть нужда не только в РН лёгкого класса, но и в тяжёлой коммерческой РН,
на роль которой подходит РН "Днепр" на основе тяжёлой советской МБР типа Р-36.
Но что значит налаженное и хорошо финансируемое производство "Рокота" и "Днепра",
развитие совместных НИОКР в рамках восстановления и развития кооперации НИИ, КБ и заводов РФ и Украины?
Это означает реальное возрождение на территории Европы
могучего ракетно-космического комплекса в рамках СНГ на базе традиций
советского ракетно-космического комплекса.
Народам, учёным, инженерам и производителям России и Украины, потребителям в ЕС и во всём мире это выгодно.
Но вот только выгодно ли это политиканам?..
К слову, если нелетающая "Вега" полетит,
то отработанные ступени РН и прочие обломки будут падать на густонаселённую Европу.
При пусках же "Рокота" или "Днепра" с Байконура таких проблем не будет.
То есть с любой точки зрения Европе и миру выгодно возрождение нашей отечественной космической отрасли.
Европа уже десять лет не может сделать летающую ракету, а мы её сделали за считанные годы.
И хотя многое разрушено, возможности нового развития имеются.
Однако реализоваться они могут лишь в атмосфере разумной политики, направленной на взаимно выгодное сотрудничество.