Германия планирует заменить угольные блоки сжиганием лесаМненияВладимир Вагнер4. Апрель 2021, 09:37
Германия все больше рассматривает возможность поддержки перевода угольных электростанций на сжигание биомассы. За этим последуют Великобритания, Дания и Нидерланды, которые импортируют древесную массу в виде пеллет и сжигают ее для производства электроэнергии. Хотя Европейский Союз считает такое производство электроэнергии экологически чистым и безэмиссионным, на самом деле это экологическое преступление.
Четыре года назад я
предостерег от массового сжигания древесины на бывших угольных электростанциях в Дании и Великобритании. В этих странах недостаточно лесов, чтобы их можно было так активно сжигать для производства электроэнергии. Таким образом, древесные гранулы или древесная масса в других формах импортируются из России, Северной Европы и Америки. Уже тогда я писал, что с экологической точки зрения, присоединение Германии к этой тенденции станет настоящей катастрофой.
Январь этого года в электроэнергетике Германии показывает, что замена обычных источников (серые) будет действительно сложным и не может быть построен только на фотоэлектрических элементах и ветре (источник Agorameter).Кажется, мои опасения начинают сбываться. В 2022 году Германия остановит все свои атомные блоки. В то же время предполагается закрытие угольных электростанций. Ускорение этого процесса также связано с быстрым ростом цен на квоты выбросов, цена которых превышает 40 евро за тонну. Можно ожидать дальнейшего увеличения, и в будущем возможно эта цена достигнет 100 евро за тонну. Это резко увеличивает стоимость электроэнергии угольных электростанций. Экономически они могут быть закрыты даже раньше, чем сегодня планируют в Германии. Например
, недавно была
остановлена электростанция Мурбург.. В принципе, угольные блоки можно заменить газовыми установками, но на их цену также будет сильно влиять цена разрешений на выбросы. Если цена на газ вырастет, что может иметь место в ситуации, когда все больше и больше европейских стран будут переходить на него, возникнут проблемы и с экономикой использования газа.
Как видно, например, из данных за январь этого года, не являются исключением, что зимой, как минимум существует несколько дней, когда ветер дует минимально. Солнечные батареи в то время почти ничего не добавляют. Даже очередное резкое увеличение установленной мощности этих источников не решит ситуацию с нехваткой мощности во время зимних инверсий. Кроме того, Германия сталкивается с растущими проблемами, особенно со строительством внутренних ветряных электростанций, и в последние годы не может выполнить свои планы.
8 января этого года показало, что растущий дефицит электроэнергии угрожает электросети и грозит отключением электроэнергии .
Предполагается, что после 2022 года Германия должна превратиться из нетто-экспортера в нетто-импортера. У нее также начнутся проблемы с поддержанием сетевой безопасности, особенно в ее южных регионах. Бавария больше всего пострадает от вывода из эксплуатации ядерных энергоблоков. В результате Германия укрепляет связи с другими странами. Однако вопрос в том, у кого из них в критический момент будет излишек для экспорта. Четыре новых крупных источника газа по заказу оператора электросетей также должны быть построены на юге. EPH также строит один из них. Они не будут финансироваться за счет продажи произведенной электроэнергии, а будут использоваться исключительно для обеспечения безопасности системы передачи, поэтому они будут принадлежать оператору, и будут оплачиваться за счет платы за услуги по передаче.
Не только эксперты, но и политики все больше осознают, что Германия очень скоро может столкнуться с критической нехваткой ресурсов для покрытия нерабочего времени. Из-за неопределенности, связанной с ценами на квоты выбросов и газ, строительство источников газа не имеет особого смысла. Согласно недавней
статье в газете Handelsblat , министерство экономики Германии, таким образом, готовит программу субсидий для поддержки не только парогазовых установок, но и преобразования существующих угольных электростанций в установки для сжигания биомассы. Цель состоит в том, чтобы обеспечить достаточную мощность для замещения ядерных и угольных ресурсов. Выделение этой поддержки может составить порядка миллиарда евро.
Преимущество перехода на биомассу состоит в том, что это формально источник без выбросов, и ему не нужно получать разрешения на выбросы. Хотя на самом деле электростанция, сжигающая дрова, не только выделяет углекислый газ, но и выделяет загрязняющие вещества. Вдохновение для этого преобразования взято из Великобритании, Дании и Нидерландов. Компания Enervis подготовила технико-экономическое обоснование в Германии, в котором оценивается возможность выработки энергии 4 ГВт (эл.) за счет сжигания биомассы. При расчетной годовой эксплуатации в 3500 часов эти заводы не должны быть такими высокими и требовать относительно низких затрат на реконструкцию.
Германия собирается встать на путь сжигания биомассы, так как она работает на электростанции Drax (источник Drax).Мощность 4 ГВт соответствует британской электростанции, которая также была перестроена для сжигания гранул. Ей требуется 7,5 миллионов тонн пеллет в год, что составляет 15 миллионов тонн древесины, и, таким образом, для ее заготовки потребуется около 12000 км 2.леса (имеется в виду устойчивая территория, которая может обеспечить указанное годовое предложение). Как и Соединенному Королевству, Германии придется импортировать необходимые пеллеты или древесину из-за границы. Вместо угольных кораблей в немецкие порты отправляются корабли груженные пеллетами. Немецкие сторонники этого пути утверждают, что это будет только «устойчивая» биомасса, и ссылаются на увеличение производства пеллет в мире. Оно может быть даже «экологически безопасным», но будет иметь большое значение для окружающей среды, хотя в действительности не будет без выбросов. Проблема в том, что другие страны рассматривают возможность производства электроэнергии путем сжигания древесины вместо ископаемого топлива и ядерной энергии. Это, например, Япония, которой точно не хватает лесов и которая будет импортировать пеллеты из-за границы. Соответствующие ассоциации рассматривают возможность достижения 15% -ной доли сжигания биомассы в производстве электроэнергии к 2050 году. Это должно стать важной частью пути к углеродной нейтральности.
Если Германия действительно перейдет к массовому заменителю угля из биомассы, это еще больше подчеркнет абсурдность дебатов в Европейском Союзе. Интенсивная и успешная борьба и кампания зеленых активистов против ядерных ресурсов и за интенсивное использование биомассы привели к тому, что ядерные ресурсы с действительно низким уровнем выбросов были заменены ресурсами газа и биомассы. Вырубка лесов за границей, их импорт в Европу с помощью дизельных двигателей и сжигание на бывших угольных электростанциях имеют ярлык экологически чистого и безэмиссионного источника. Хотя эксперты-ядерщики недавно были охарактеризованы экспертной комиссией как безопасные и, конечно, не уступающие с экологической точки зрения, возобновляемым источникам энергии. Таким образом, они также могли получить правильный сертификат. Однако в Европарламенте сразу же возникла мощная оппозиция со стороны зеленых политиков, поэтому окончательное решение остается открытым. В любом случае Германия должна чем-то заменить стабильное ядро и уголь. Все, что у нее осталось, - это российский газ и биомасса. А из-за высокой цены на квоты экономическое давление на импорт пеллет и их сжигание на бывших угольных блоках будет чрезвычайно затратным.
Сжигаем ли мы наши и другие леса для выработки электроэнергии? Окрестности Модраве. (Фото Владимира Вагнера)В нашей стране все политические партии
своей политикой вносят значительный вклад в подрыв нашего энергетического сектора и создание ситуации, при которой не будет строиться новый ядерный блок. Таким образом, возможно, что в конце концов мы также будем сжигать гранулы для получения электроэнергии. Недостатком для нас будет то, что у нас нет морских портов, и транспортировка пеллет к нам будет более сложной. Тогда возникает вопрос, как мы будем поддерживать конкурентоспособность нашей отрасли, если мы будем производить электроэнергию из российского газа, полученного из Германии по газопроводу «Северный поток», и зарубежных пеллет, импортируемых через немецкие порты.
Источники энергии, использующие биомассу, оправданы в основном в децентрализованной форме и с использованием в основном местных источников отработанной биомассы. Однако описываемое состояние массового производства электроэнергии из биомассы, достигнутое под давлением зеленых активистов, совсем другое. Мы описали подробное описание возможностей и ограничений использования биомассы с моим коллегой Яном Кашинским в
более ранней статье .