|
|
normalized_ ( Слушатель ) |
| 08 апр 2021 в 19:28 |
ЦитатаНесколько месяцев назад стало известно, что в группе компаний S7 уже два года работает «Центр разработок С7» или S7 R&D. Эта компания занимается разработкой легкой ракеты, а в перспективе и средней, для запусков с «Морского старта» или наземных площадок.
«Центр разработок С7» располагается на пути из Москвы в аэропорт Домодедово. Будущее предприятие занимает несколько цехов, где планируется производство ракет. Пока эти цеха полупустые, но сейчас идет активное освоение технологий, которые должны значительно упростить и удешевить производство ракет.
Чтобы создавать ракету с наименьшими затратами, на небольшой производственной площадке и конкурентоспособную на мировом рынке, традиционные «советские» подходы не годятся. Возможности построить гигантский комплекс, размером с небольшой город, у S7 нет, поэтому разработчики ищут более компактные и экономичные решения.
По сути, сейчас осваиваются две ключевые технологии для производства корпуса и баков ракеты:
- сварка трением с перемешиванием (СТП)
- и проволочно-дуговое выращивание.
ЦитатаДесятилетиями это решение работало, но какой ценой? Чтобы сделать такую «вафлю» нужно взять лист алюминия толщиной в несколько сантиметров и «отсечь всё лишнее». Потом листы свариваются трением в полноценный бак, а завод покидают самосвалы с алюминиевой стружкой…
А потом пришел Илон Маск… Куда уж без него в разговоре о ракетах. Так вот он решил не идти по стопам классиков Возрождения, а подойти к задаче на новом технологическом уровне, сделать ракету легче и дешевле в производстве, как самолет. И вместо алюминиевых плит стал использовать тонкостенные баки, а чтобы его ракеты не расползлись как вареные макароны, изнутри баков навариваются продольные стрингеры и поперечные шпангоуты. Так изготавливают корпуса самолетов, но в них используются заклепки.
Хотя это тоже придумали в СССР. Ракета Н1 имела несущий корпус созданный по самолетной схеме «полумонокок», но и там были заклепки, а варились только сферические баки.
У Маска же стрингеры «натираются», потому что скрепить два тонких листа металла с помощью сварки трением с перемешиванием можно не только в стыке, но и наложив друг на друга.Так SpaceX получила сразу несколько преимуществ. Прежде всего повысилась эффективность ракеты до 4,1%. Именно столько от массы полностью снаряженной ракеты может вывести на низкую орбиту Falcon 9. Для примера эффективность конкурирующих Atlas V — 2,9-3,5%, «Протона-М» — 3,4%, и «Ангары-А5» — 3,16%. А ведь на них, напомню, на всех стоит российская гордость — ракетные двигатели закрытого цикла, превосходящие по тяге Merlin SpaceX. Эффективность Falcon 9 так высока в сравнении с конкурентами, что некоторые российские эксперты всерьез подозревают Маска во введении в заблуждение широкую общественность.
Благодаря авиационному решению, ракету Falcon 9 оказалось можно масштабировать просто вытягивая ввысь. А ещё её можно укладывать горизонтально, что тоже не характерно для американского ракетостроения. Это упрощает предстартовую подготовку и логистику — теперь для перевозки ракеты достаточно автомобильного тягача.
В S7 R&D решили воспользоваться лучшим мировым опытом: двигатели взять отечественные [они совершенные, их не нужно разрабатывать под ракету], а конструкцию баков и технологию — самую современную. И сейчас активно осваивают процесс.
|
|
Ответы (14) |
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 11 апр 2021 в 16:24 |
Эти пару абзацев очень интересны. Что скажут те кто в курсе?
|
|
НАлЕ ( Слушатель ) |
| 11 апр 2021 в 16:38 |
Рискну, хотя и не совсем уже в курсе.Цитата: Прокруст от 11.04.2021 16:24:05
Цитатапотом пришел Илон Маск… Куда уж без него в разговоре о ракетах. Так вот он решил не идти по стопам классиков Возрождения, а подойти к задаче на новом технологическом уровне, сделать ракету легче и дешевле в производстве, как самолет.Самолет всегда был и есть, и будет дороже и тяжелее.
ЦитатаИ вместо алюминиевых плит стал использовать тонкостенные баки, а чтобы его ракеты не расползлись как вареные макароны, изнутри баков навариваются продольные стрингеры и поперечные шпангоуты. Так изготавливают корпуса самолетов, но в них используются заклепки.Тонкостенные баки с продольно-поперечным силовым набором (стрингеры/лонжерогны/балки в продольном, и шпангоуты в поперечном) - это технологии, применявшиеся в ракетах 50...60-х годов.

ЦитатаУ Маска же стрингеры «натираются», потому что скрепить два тонких листа металла с помощью сварки трением с перемешиванием можно не только в стыке, но и наложив друг на друга.Это я не понял, о
чём тут речь.ЦитатаПрежде всего повысилась эффективность ракеты до 4,1%. Именно столько от массы полностью снаряженной ракеты может вывести на низкую орбиту Falcon 9. Для примера эффективность конкурирующих Atlas V — 2,9-3,5%, «Протона-М» — 3,4%, и «Ангары-А5» — 3,16%.Продолжаю не верить в эту цифру.
ЦитатаЭффективность Falcon 9 так высока в сравнении с конкурентами, что некоторые российские эксперты всерьез подозревают Маска во введении в заблуждение широкую общественность." И я, и я, и я того же мнения ..." (ц).
|
|
Прокруст ( Слушатель ) |
| 11 апр 2021 в 18:49 |
Маск сделал Фалкон намного позжее чем мы Зенит. Мир и технологии с тех пор сильно изменились. Логично предположить, что у него бак намного легче благодаря новому технологическому уровню. И он кстати из сплава алюминий-литий, а не просто алюминий. Корпус тоже полагаю полегче. Обтекатель у него из углепластика.Цитата: НАлЕ от 11.04.2021 16:38:32
|
|
НАлЕ ( Слушатель ) |
| 11 апр 2021 в 19:14 |
Извините, но это просто лозунги.Цитата: Прокруст от 11.04.2021 18:49:40
1. Мы тоже делаем ракеты "не просто из алюминия". Таки, "дюрали" и знаменитейший АМг-6 (можно сказать, это величайший сплав, это легенда...) - это не алюминий, это сплавы на основе алюминия.Цитата: Прокруст от 11.04.2021 18:49:40

За счет того самого ""Al-Li". Но я всё равно, с настойчивостью пьяного, продолжаю не верить в "сухой вес" второй ступени Флакона-9. Четыре тонны при заправке в 100 тонн, где 70% этой самой заправки составляет криогенный компонент? "Не верю!" (ц).Цитата: Прокруст от 11.04.2021 18:49:40
Не считаю это достижением.Цитата: Прокруст от 11.04.2021 18:49:40
Истчо раз подчеркну. Спейс-Х, когда говорил о 22,8 тонны на НОО (те самые 4,1%), говорил как раз об исключительно одноразовом варианте своего Флакона-9.Цитата: Прокруст от 11.04.2021 18:49:40

|
|
VVSector ( Слушатель ) |
| 11 апр 2021 в 19:12 |
По-моему, что-то типа этого они ухитрились запилить.Цитата: НАлЕ от 11.04.2021 16:38:32
|
|
НАлЕ ( Слушатель ) |
| 11 апр 2021 в 19:16 |
Я правильно понимаю, что это какие-то вариации на тему СТП (сварка трением с перемешиванием)?Цитата: VVSector от 11.04.2021 19:12:20
|
|
VVSector ( Слушатель ) |
| 11 апр 2021 в 20:18 |
Я бы такой способ назвал вибросварка трением. Перемешивание в зоне трения здесь есть, но все же отличное от классики. Дорна, внедряющегося в материал, здесь нет. Ну и сварка может быть кромки с пластью.Цитата: НАлЕ от 11.04.2021 19:16:06
|
|
Danila96 ( Слушатель ) |
| 15 апр 2021 в 16:10 |
|
|
НАлЕ ( Слушатель ) |
| 15 апр 2021 в 16:43 |
Это так называемая вафельная обечайка.Цитата: Danila96 от 15.04.2021 16:10:59
|
|
normalized_ ( Слушатель ) |
| 17 апр 2021 в 08:19 |
Эффективную жесткость шестиугольные соты имеют в поперечном сечении Z, по объему, или при равновероятных направлениях в плоскости XY.Цитата: Danila96 от 15.04.2021 16:10:59
|
|
НАлЕ ( Слушатель ) |
| 17 апр 2021 в 09:12 |
В целом как то так, но ...