Цитата: Technik от 09.04.2021 11:11:10.................................
6. Часть 3 начинается с жульничества – мне приписывается утверждение об единственно возможной траектории атаки. В том время как представленная выше моя схема определена (прописными буквами и болдом и - что самое смешное! - это процитировано самим г-ном Меовото в начале 4-й части его опуса) всего лишь «
как могла бы быть». А могла быть и какая-то несколько иная. Тем более что конечный этап – горка, выход на разрешенную дальность пуска, пуск и отворот – в моей схеме не показаны, это уже другой эпизод.
Любая схема перехвата в ППС неманеврирующей цели строится так, чтобы по возможности минимизировать курсовой угол цели – тем самым исключить необходимость расхода энергии ракеты на маневр по курсу и тем самым увеличить разрешенную дальность пуска.
А схема г-на Меовото включает в себя «этап самонаведения истребителя по методу «Кривая атаки» (КА), длящийся до момента пуска ракеты». Почему - да очень просто, эта кривая позволяет г-ну Меовото построить ее так, чтобы удовлетворить упомянутой выше идее-фикс - обеспечить невидимость истребителя «Утесом». Меовото привел вот эту гифку -
Чтобы не плодить лишние иллюстрации... Мысленно поместите истребитель на линию пути цели, тогда курсовой угол цели - ноль. Ну и где тогда будет кривая атаки в горизонтальной плоскости? А ее не будет вообще.
7. Далее разбор графиков, иллюстрирующих атаку по Меовото.
Как уже сказано, условие скрытности от Утеса как фактор, влияющий на выбор траектории истребителя (критерий НЕО по Меовото), не рассматривается от слова совсем. Тем самым желтая кривая (очень неплохо г-н Меовото выбрал ее цвет. Хорошо известно, что именно в этот цвет красят стены некоторых специфичных домов) - это бред.
Ни один вменяемый летчик, пустив ракету и визуально наблюдая обстрелянную цель (а на дальности порядка 10 км и менее она прекрасно наблюдается на фоне неба), не будет куда-то в сторону от нее отворачивать - как это показывает желтая кривая. По сути, произошел переход в то, что в Руководстве по боевому применению называется ближний бой.
А в ближнем бою РБП однозначно предписывает следующее:
«Во избежание срыва захвата летчику необходимо при маневрировании контролировать положение цели в зоне автосопровождения РЛПК. Контроль углового положения цели относительно истребителя только по информации ИЛС в ближнем бою неудобен, и, кроме того, такой способ пилотирования может привести к потере визуального контакта с целью, поэтому летчик для уверенного применения комплекса РЛПК-29 в ближнем бою без срыва захвата должен в процессе маневрирования не допускать выхода визуально видимой цели за пределы металлической окантовки козырька фонаря (рис. 13), в противном случае при дальнейшем увеличении угла визирования произойдет срыв захвата».
Что и произойдет, если летчик будет выполнять маневр по желтой траектории, т.е. как бы отворачивать от цели, а не доворачивать на нее.
Рис.13 из РБП. Область допустимых положений визуально видимой цели относительно элементов конструкции кабины без срыва автосопровождения:
1 – визуально видимая цель (Д= 3 км); 2 – металлическая окантовка фонаря; 3 – положение цели перед срывом захвата; 4, 6 – виды экранов ИЛС при максимальных допустимых углах визирования цели; 5 – зеркало заднего вида.
8. Далее. Из второго и пятого графика следует:
проекция траектории ракеты на горизонтальную плоскость - 8,2 км
В пятом графике: пуск ракеты - 15.19.55,5, высота пуска - 2,5 км. Поражение МН17 - 15.20.03,0. Высота поражения - 10,060 км, время полета ракеты - 7,5 секунд.
Считая, что ракета двигалась по кратчайшему пути, из треугольника с катетами 8,2 и 7,5 км (10,0 минус 2,5) получаем угол траектории 42,4° и длину траектории 11,1 км.
Тогда
средняя (!) скорость ракеты на этой траектории - 1,48 км/сек, или, при средней для высот 2,5 и 10 км скорости звука 320 м/сек, 4,6 Маха. Р-27 на таких высотах, да еще и на подъеме, так не летает, это уже даже не фантастика, а какое-то техническое безумие.
И это (вкупе с исключением «желтой» траектории) сразу ставит крест на версии скрытности атаки от «Утеса», представленной Меовото. Почему.
Не берусь мало-мальски точно определить реальную
среднюю скорость ракеты на представленной Меовото траектории. Если взять значения 2М, 2,5М и 3М – тогда время полета составит соответственно 17,3 13,8 и 11,6 секунд. При этом все это время истребитель, чтобы обеспечить непрерывный радиоподсвет, должен лететь в направлении цели, именно так его будут вести прицельное кольцо на ИЛС и выполнение требований РБП при атаке визуально видимой цели.
Далее о маневре выхода из атаки, но зафиксируем, что при максимальной средней скорости ракеты, первая составляющая времени нахождения истребителя выше радиогоризонта равна 12 секунд.
Как следует из пятого графика, у г-на Меовото изменение траектории с подъема на пикирование происходит примерно за 3 секунды.
Аппроксимируя изменение траектории вертикального маневра («перелом» траектории) окружностью, получаем ее радиус равным 1,7 км. По версии Меовото, атака выполняется на сверхзвуке, в конце горки пусть это будет 1 М. При скорости 1 М (на высоте 6 км при стандартной атмосфере это 316 м/сек), получаем на этом маневре отрицательную перегрузку в 6 «же». МиГ-29 так не летает, а почему – смотрите «Практическую аэродинамику самолета МиГ-29», она в Интернете имеется.
Я бы на месте Меовото рассмотрел бы выход из горки маневром «сплит» – но это уж пусть он сам поработает.
После визуальной оценки факта поражения, истребитель начинает маневр ухода - состоящий из отворота и пикирования. При этом отворот выполняется ТОЛЬКО в сторону от цели, а никак не в ее сторону, т.е. применительно к ситуации влево. С учетом хотя бы минимального удовлетворения требованиям идеи-фикс г-на Меовото, наиболее вероятный маневр ухода будет выглядеть ПРИМЕРНО таким образом – это известный всем, кто в теме, маневр «ранверсман» (разворот на горке).
Принимается, что время пикирования на ранверсмане равно времени подъема, тогда вторая составляющая времени выше радиогоризонта - те же 12 секунд.
Время разворота на ранверсмане на 180° принимается совершенно уж фантастически минимальным (чтобы у г-на Меовото не было оснований обвинить меня в его завышении), исходя из следующего.
Максимальная скорость виража МиГ-29 на высоте 1000 метров при определенных условиях составляет 20°/сек. Т.е. разворот на 180° - 9 секунд.
(В 1980-м довелось в Жуковском участвовать в подготовке МиГ-29 к одной из первых показух командованию ВВС и видеть пилотаж опытного МиГ-29 в исполнении миговского летчика-испытателя Бориса Антоновича Орлова. «Колокола» еще не было, но бочки, горки, петли - и виражи - представлены были в полном ассортименте. Тогда я догадался замерить время полного, 360°, виража, получились эти самые 18 секунд. На машинах такого класса никто в мире тогда так не летал).
Так вот время разворота на ранверсмане даже с учетом того, что скорость на горке - согласно Меовото - была сверхзвуковой - принимается равным половине времени полного виража у земли, т.е. 9 секунд. Бред, конечно, реальное, конечно, было бы раза в три больше - но пусть будет так.
Т.о., полное время пребывания истребителя над радиогоризонтом «Утеса» и в зоне радиальных скоростей, превышающих сакраментальные 40м/сек - 12+12+9 = 33 секунды. Минимум три отметки от истребителя в обозначенной здесь зоне.
Таким образом (повторю - маневр ухода ВСЕГДА выполняется в сторону от цели, а никак не в сторону продолжения ее траектории), истребитель в течение минимум 33-х секунд находился бы в поле зрения Утеса, в зоне радиальных скоростей, обеспечивающих его уверенное обнаружение, и выше радиогоризонта. Отсутствие на первичке каких-либо отметок в показанной зоне практически полностью исключает наличие там истребителя.
9. Конечный вывод. Грандиозный (реально грандиозный!) труд г-на Меовото, во-первых, так и не показал невозможность предложенного мной варианта атаки Боинга истребителем (одного из множества возможных), во-вторых, не доказал возможность атаки по представленной им схеме с обеспечением невидимости истребителя «Утесом».
Полагаю, г-н Меовото не успокоится, поэтому будем ждать от него новый опус. Теперь уже частей на восемь…
Но, простите, уже без меня. Точно зная, что ПЕРВОЕ поражение Боинга – это не истребитель, тратить время на бессмысленную дискуссию даже со столь эрудированным оппонентом, как г-н Меовото, я более не намерен.