Честно говоря - писать этот Пост мне было страшно лень - потому что хочется рассказывать о том, что было далее, а тут - описывать нужно три года, которые в жизни Айвазовского, разумеется -важны, но для базовой темы Ветки - как рассказ о "Мировой Закулисе", как и откуда она берется и системно появляется на огромной поляне Российской Империи - как бэ лишнее. Эта самая "Мировая закулиса" и именно в России - которая, как Великая Империя безусловно имеет свою собственную часть этой "Мировой закулисы" - именно в эпоху Николая I и Бенкендорфа начинает приобретать вид, ну скажем так, "Системный", то есть вид некоего Института, обладающего определенной самодостаточностью (в определенном допущении и так можно сказать). Не деятельность отдельных "кулибиных", весьма успешных и черезвычайно талантливых, а именно комбинированного и взаимосвязанного явления, обладающего не только влиянием во многих сферах, но и имеющая возможность самофинансирования и самовосстановления. И, поскольку таки Россия - аристократическое государство - эта самая "системность" кроме того - порождает и территориальную экспансию - на внешнем уровне. Систему связей и отношений - финансовых, культурных, религиозных, политических, бытовых (
в том числе - как семейных, так и сексуально- половых, которые иной раз значительно долговременней и стабильней связей семейных). Нужно сразу отметить, что продвижением того, чем затем занялся Айвазовский - занимался не только Институт "Художников Адмиралтейства" (в дальнейшем - "Художников Морского Министерства" РИ) - а и иные Группы, и сей Институт -только часть общего тренда Империи. И - это, в основном, таки исполнители, а не первые лица. И вот "пересечение" этих самых Групп - как раз представляют для нас Интерес -и, в дальнейшем, именно эти пересечения я и намерен описать в конкретных событиях, в точках "бифуркации" и совместимости отдельных процессов.
Итак - в 1837 году Айвазовский, срочно "выпихнутый" из Академии Художеств вопреки установленным Правилам АХ на два года ранее - отправляется в Крым. Где провел чуть менее трех лет. В биографии пишут:
"В Крыму он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского.В 1839 году по приглашению начальника кавказской прибрежной линии Н. Н. Раевского Айвазовский принял участие в десантных операциях в Мингрелии. Длительное плавание на военных кораблях значительно расширило представление Айвазовского о Чёрном море. Он впервые побывал на Кавказе, величавая природа которого покорила его. Айвазовский принял участие в трёх десантах и не только сумел собрать необходимый материал для картин, но и проявил мужество и бесстрашие в боевой обстановке. Картину приобрёл русский император Николай I и, покровительствуя молодому таланту, пожелал использовать его для изображения подвигов флота. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки".Для биографии Художника -вроде как достаточно. Но "в целом" - ничтожно. Да, был,да писал... Не указывается там лишь одно. Айвазовский НИКОГДА не писал картин "с натуры". Его метод работы - набор мелких зарисовок, не более того, а Картины потом рождались дома, в мастерской, во вполне комфортных условиях. Но- чтобы сделать сии "мелкие зарисовки" - Айвазовский сам таки явился участником тех боевых действий, дабы лично почувствовать - а чё такое Война "на яву". Вот за это он заслужил уважение иных участников сей баталии - которые стали затем Адмиралами -Героями Крымской эпопеи. Причем - сослуживцами и боевыми товарищами.
Во время плавания Айвазовский познакомился с выдающимся флотоводцем М. П. Лазаревым, сблизился с молодыми в те годы офицерами В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, о которых до глубокой старости сохранил самые лучшие воспоминания.
Тогда же молодой художник написал небольшой портрет М. П. Лазарева, стоящего на борту корабля, очень выразительно изобразив характерную маленькую фигурку адмирала.
Портрет находится в настоящее время в Центральном Военно-Морском музее в Петербурге.
Позднее Айвазовский принял участие в создании погрудного портрета М. П. Лазарева, написанного К. П. Брюлловым. Он написал на этом портрете фон — взволнованное море с парусным кораблём. Этот портрет хранится в Севастополе в Музее Черноморского флота.
Равно при этом не нужно забывать о связях Айвазовского-папика в "игре на контрабасе", равно как и папика молодого Лагорио в его негоциациях в тех же местах. Молодой Лагорио, кстати -подрастал, и был определен в поместную "художественную школу", которую организовал сам Айвазовский, и который два года, параллельно ко всем деяниям - обучал молодого школяра премудростям "художественных наук". То есть с 11 до почти 13 лет. Лагорио для нас -одна из "ключевых фигур", но об этом -позже. Сейчас для нас важно то, что Айвазовский учился и сам, познавая некие весьма интимные науки у Феликса Лагорио, который к тому времени принял Подданство РИ. В 1840 году Айвазовский был отозван в Петербург - ибо те науки, которым обучил его вышеназванный господин - следовало применить на практике. Да, напомню о том, что как раз в эти годы учитель Воробьева туда-сюда мотался в Венецию по прямому указанию как Императора, так и Бенкендорфа.
Об этом - следующий пост.