Потомки французских рабов: «Возвращение по их стопам, попытки понять, утешили меня»Бахар МАКООЙ
05.07.2021 - 14:54
Семинары по генеалогии, проводимые мемориальной ассоциацией Вест-Индии, позволили более чем 500 французам узнать имена и проследить истории своих порабощенных предков. Это были личные квесты, но также способ отдать дань памяти жертвам работорговли.Для Беатрис Фаруй 1848 год очень много значит. Около 15 лет назад, когда эта француженка из
Гваделупы начала поиски своих предков, она застряла в 1848 году. Дата знаменует отмену
рабства во
Франции. «Это не удивительно; рабы не имели гражданского статуса во французском законодательстве, единственные люди, записи которых можно было найти в государственных реестрах до 1848 года, были освобождены», - пояснил Эммануэль Гордиен, президент
Комитета Марша 23 мая 1998 года (CM98). . Его группа из французской Вест-Индии более двадцати лет организует семинары по генеалогии, чтобы помочь людям, пытающимся узнать историю своих предков, ставших жертвами работорговли.
«Идея этих мастерских состоит в том, чтобы найти наших предков, чтобы мы наконец смогли почтить их память», - сказал Гордиен, сам потомок раба, жившего в Бенине. «Это фундаментально, потому что мы возвращаем их к существованию с помощью наших исследований. Когда рабов отправили на острова, они были изгнаны с корнями. Это то потерянное соединение, которое мы восстанавливаем».
Остановившись в своих исследованиях, Фаруил подошла к CM98. Она хотела узнать больше о Роуз, рабыне из Абимеса, Гваделупа, от которой она произошла по материнской линии. Благодаря базе данных, созданной ассоциацией, которая приобрела тщательно оцифрованные нотариальные документы на сумму 25000 евро, Беатрис смогла вести поиск после 1848 года.
'Это меня утешило' Эти массивные архивы предоставляют конкретную информацию о том, где жили рабы, их денежную ценность и состояние здоровья. «Я нашел цены своих предков: 1350 франков за Роуз и ее ребенка Рейн», - сказал Фаруил. Она также узнала, что Рейне и ее дети были завещаны освобожденной рабыне, которая была любовницей владельца. «Я не чувствовала ненависти или гнева, все это было нормально в то время. Повторение их шагов, попытка понять, успокоили меня», - призналась она, хотя предпочитала не знать некоторых деталей, например, хорошо ли с ними обращались.
«В семьях существует культура молчания, об этом периоде не говорят, потому что при отмене рабства освобожденных рабов попросили забыть это прошлое. Дома, со стороны моего отца, мой отец не сделал этого. Знайте, что его дальние родственники были рабами, я сообщил ему об этом », - сказал Фаруил.
«Обнаружение определенной информации требует поддержки»Благодаря собранным данным цифровая база данных CM98, основанная на записях актов гражданского состояния со времен отмены рабства, не имеет аналогов. Эти документы содержат имена 140 000 рабов, содержащихся во Французской Вест-Индии.
«Мы делаем наши данные и исследования доступными для всех, кто желает получить к ним доступ», - сказал Гордиен. Информация находится в свободном доступе на веб-сайте Anchoukaj, что на креольском языке означает «корень дерева». Простой поиск по фамилии обеспечивает доступ к большому количеству информации, включая регистрационный номер раба предков с той же фамилией.
«Обнаружение определенной информации требует поддержки», - предупредил Гордиен. Он вспомнил передвижную выставку в городе Ле-Муль на Гваделупе в 2004 году: «Мы собрали имена всех рабов, живших в этом городе, и напечатали таблички, отдавая им дань уважения. Мужчины и женщины начали плакать, глядя на этот вид регистрационных номеров их родителей. Именно тогда мы решили, что должны начать эти семинары по генеалогии». С момента их основания помощь была оказана более чем 500 людям.
Ведя эти сеансы, которые продолжаются еженедельно на Zoom, несмотря на пандемию Covid-19, Фаруил подчеркивает важность взаимодействия с другими людьми, которые прошли через этот процесс. «Участники свободно рассказывают о своей семейной истории, и мы вместе ее обрабатываем».
В Африке мало исследований«Некоторые открытия более болезненны, чем другие», - отметил Гордиен. «Есть случаи рождения ребенка после изнасилования, инцеста или рассказов о рабах, которые помогли остановить других рабов, пытавшихся уплыть. Никто не хочет знать, что один из их предков был замешан в подобных вещах».
У группы не всегда есть ответы, которые люди ищут. «Даже не зная, откуда они в Вест-Индии, некоторые люди пишут нам, чтобы узнать, «из какой африканской деревни» они происходят», - сказал Фаруил. «Другие даже прибегли к тестированию ДНК». Мало кому удается отследить своих предков до Африки, как это сделал Гордиен.
После отмены французские регистраторы были отправлены в Вест-Индию, чтобы выбрать имена для освобожденных рабов. "Были получены директивы, должны были быть даны имена из григорианского календаря, из древней истории или имена, придуманные анаграммами. Некоторые из освобожденных хотели сохранить свои африканские имена, и, к счастью, некоторые примирительные офицеры согласились. Так было с моими родственниками, носивший имя этнической группы в Бенине », - сказал Гордиен.
Мемориал с именами французских жертвПо мнению Гордиена, есть способ «примирить нашу историю с Африкой». С этой целью его организация обратилась к правительству Бенина и предложила установить памятник в порту Уида, одном из основных пунктов вывоза рабов в Вест-Индию, с именами 200 000 жертв работорговли с Вест-Индией, а также с Гайаной и островом Реюньон.
«Республика также должна почтить память жертв этих преступлений», - добавил Гордиен, группа которого призвала к строительству мемориала бывшим рабам, которые стали французскими гражданами, в садах Тюильри в Париже.
Президент Франции Эммануэль Макрон обещал сделать это, но проект застопорился из-за разногласий по отобранным в финальный список артистам. Речь идет о том, что в число избранных произведений не вошли 200 000 имен освобожденных французских рабов. «Очень важно указать эти сотни тысяч имен рабов, ставших гражданами в 1848 году», - сказал Гордиен. «Они наши предки».