В Токио прошёл демонстрационный путч младоофицеров флота и армейских кадетов, связанных с ультраправой террористической организацией «Братство крови» 血盟団 (яп. кэцумэйдан), девиз которой звучал как «Один человек – одно убийство». В результате событий, вошедших в японскую историю под названием «инцидент 15 мая» 五・一五事件 (яп. го ити го дзикэн), был убит премьер-министр Инукаи Цуёси, а полный список потенциальных жертв включал имена нескольких десятков политических деятелей и предпринимателей. В расстрельный список попал даже Чарли Чаплин, находившийся в тот момент с визитом в Японии, но поскольку организаторам путча до последнего момента не было известно точное расписание его перемещений, его имя то вычёркивали, то добавляли снова. В тот день Чаплин отправился на сумо вместе с сыном премьер-министра, что, возможно, спасло жизни обоих. В путче также приняли участие члены организации «Общество родной деревни» 愛郷塾 (яп. айкёдзюку), которые, объединившись с «Крестьянским отрядом смертников» 農民決死隊 (яп. номин кэсситай), планировали взорвать трансформаторные будки и обесточить «погрязший в разврате» и сбивающий с истинных целей японцев Токио. Военные, в тогдашней Японии лишенные права прямого участия в политической жизни страны, были недовольны гражданскими партийными чиновниками, владельцами крупных предприятий и фирм, и стремились к военным подвигам и «реставрации Сёва». Селяне выступали против капиталистических и урбанистических ценностей, называя город «мерзким трёхногим идолом, запятнанным кровью крестьян».
Атака на выбранные цели была запланирована на вечер 15 мая. Первая группа в составе девяти молодых офицеров флота направилась на двух машинах к резиденции Инукаи Цуёси. Они подъехали к воротам его особняка около 17:30, разделились на две группы, и одна зашла внутрь с парадного входа, выстрелив в охранявшего здание полицейского, другая группа воспользовалась черным ходом. В особняке боевики снова объединились и отправились искать престарелого безоружного премьера. Инукаи был в это время в столовой. Один из нападавших попытался застрелить его на месте, но оружие оказалось незаряженным. Под конвоем премьера отвели в приёмную, обставленную в японском стиле. Инукаи присел и закурил, после чего попытался поговорить с военными, заявив, что если они его выслушают, то всё поймут. Офицер Ямагиси Хироси на это лишь коротко отрезал: «Переговоры бесполезны» 問答無用 (яп. мондо муё), после чего отдал приказ стрелять. Помимо резиденции премьера, террористы атаковали усадьбу министра внутренних дел Макино Нобуаки, полицейское управление, банки «Мицубиси» и «Нихон гинко», бросили гранаты в штаб партии «Сэйюкай» и попытались взорвать несколько подстанций. По городу они перемещались на такси, а на местах разбрасывали листовки с призывами поддержать «реставрацию Сёва».
Город выстоял, а император Хирохито не поддержал военных, осмелившихся на убийство его чиновников и атаки на здания банков и компаний. Путч провалился – организаторы явились в отделение военной полиции добровольно. В долгосрочной перспективе, однако, младоофицеры поставленных целей добились. Рядовые японцы написали огромное количество писем в поддержку путчистов, и приговоры большинству из них оказались в итоге чрезвычайно мягкими. Даже идеолог паназиатизма, автор националистического бестселлера «Япония и путь японцев» 日本及日本人の道 (яп. нихон оёби нихондзин но мити) Окава Сюмэй, которого называют главным идеологом и одним из спонсоров как данного инцидента, так и предшествовавших ему террористических атак и политических убийств, осуществлённых членами «Кэцумэйдан», получил всего пять лет тюрьмы, из которых он отсидел два года. Находились и те, кого искренняя убежденность участников путча в собственной правоте и их безграничная преданность императору впечатляли настолько, что они писали письма кровью и даже отправлял отрезанные фаланги собственных пальцев, прося заменить младоофицеров флота на скамье подсудимых во время трибунала. «Инцидент 15 мая» стал символом заката партийных кабинетов в правительстве и продемонстирировал авторитет военных – следующим премьером был назначен бывший генерал-губернатор Кореи, адмирал Сайто Макото.
Ссылка