Понемножку обо всем
238,793 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
17 май 2021 21:05:29

Станет ли 2020 год началом конца современности?

новая дискуссия Статья  215

Станет ли 2020 год началом конца современности?
Дональд Дж. Будро 
17 мая 2021 г.

Дэниел Ханнан - лорд Ханнан из Кингсклера - сегодня один из самых мудрых и красноречивых поборников классического либерализма в Великобритании. Он также сегодня очень пессимистичен в отношении будущего либерализма. Этот пессимизм полностью проявлен в этом недавнем видео . Ханнан предсказывает, что мир после Covid-19 «будет беднее, холоднее, серее, решительнее и авторитарнее».
Я горячо желаю, чтобы его заявленные причины пессимизма были неубедительными, но это желание не выполняется. Мне кажется, что пессимизм Ханнана оправдан.
Убедительно прошу вас посмотреть видео целиком. Менее семи минут это коротко. Но я считаю, что мое краткое изложение точки зрения Ханнана является точным:
Мы, люди, эволюционировали, чтобы доверять иерархии, поскольку иерархические методы принятия решений были достаточно эффективными для защиты маленького племени, которое бродило по сельской местности, от хищников и лишений. И наше глубокое прошлое было действительно чревато опасностями, которые, если их быстро не избежать, убивали нас. В ту давнюю эпоху всякий, кто отказывался следовать приказам вождя, действительно представлял угрозу выживанию племени. В результате соплеменники обратились к ренегатам. Таким образом, «ренегатство» было в значительной степени истощено из генофонда и заменено инстинктом подчинения, особенно всякий раз, когда возникало ощущение опасности, что было довольно часто.
Уверенность в иерархии, внезапная тревога и страх перед незнакомцами (которые в то время обычно были источниками реальной опасности) помогли нашим предкам выжить. И выжили они 300000 лет, почти все это время они проводили на охоте и собирательстве небольшими племенами. Но эти генетически закодированные инстинкты, столь полезные для членов племени, всегда находящегося под угрозой, не поддерживают либеральное открытое общество, которое возникло на Западе за последние несколько столетий.
Мы, люди, существуем уже по меньшей мере 300 000 лет.  Почти все время - точнее 97 процентов  этого времени было проведено охотниками-собирателями в опасном мире. Однако только за последние два или три столетия мы наткнулись на набор убеждений и институтов, которые подавляли многие из наших примитивных инстинктов, способствуя появлению современности. По историческим меркам мир, который мы знаем сегодня, необычайно ненормален.
И хотя материальные блага современности – такие, как водопровод в помещениях, бесконечные запасы и разнообразные продукты питания, жилища с прочными полами и крышами, искусственное освещение, транспорт быстрее, чем скачущие лошади, и чудодейственные лекарства - легко заметить, все эти блага, какими мы их знаем сегодня, требуют глубокого и охватывающего весь земной шар разделения труда. Это разделение труда более маловероятно и (следовательно) более удивительно, чем любые из его самых грандиозных плодов, таких как антибиотики, самолеты и астронавты.
Современность ненормальна; она существует всего лишь 0,1 процента времени, проведенного людьми на Земле. И причина того, что современность ненормальна, заключается в том, что либерализм - источник разделения труда и, следовательно, современности - ненормален. Мы, люди, генетически не закодированы, чтобы быть либеральными. Поэтому, утверждает Ханнан, есть все основания ожидать, что мы, люди, вернемся к нашей исторической норме - норме, заложенной в наших генах.
Реакция на Covid-19 является убедительным доказательством того, что наши примитивные инстинкты остаются живыми и готовы восстановить свое господство над счастливой случайностью, которой является культура и связанные с ней институты либерализма. Истерический страх, который Ковид вызвал у очень многих людей, в том числе у многих высокообразованных людей с научным складом ума и, до Ковида, с либеральными взглядами, и робость, с которой люди следовали за «лидерами», обещавшими защиту от Ковида, побуждает Дэна Ханнана беспокоиться о том, что 2020-2021 годы - это начало конца современности.
Скорее всего, он прав. И если это так, цивилизация, как мы ее знаем, закончится.
Современность неестественна
Мой Ханнановский пессимизм в этом отношении усиливается только после прочтения замечательной новой книги философа Нотр-Дама Джеймса Оттесона « Семь смертных экономических грехов». Это произведение, которое необходимо прочитать, не о Covid; и сам Оттесон не особенно пессимистичен. Но в своем блестящем объяснении некоторых основополагающих черт современного общества Оттесон указывает на тонкость тростника, на котором зиждется современность. Его главу 4 («Прогресс не неизбежен») стоит процитировать подробно:
То, что изменилось за недавнюю историю человечества, - это не биология, психология, физиология, экология или география. Вместо этого изменилось их отношение. Как показала историк экономики Дейрдре МаКклоски в своем авторитетном трехтомном исследовании под общим названием "Буржуазная эпоха", наиболее заметным фактором, отличающим эпоху после 1800 года от всего, что было раньше, является отношение людей к другим. До этого периода стандартное исходное предположение людей состояло в том, что некоторые люди превосходят других – более конкретно, свой собственный народ превосходит этих других людей – и, следовательно, люди считали, что они не обязаны, морально или иначе, относиться ко всем людям как к своим моральным равным. То, что началось как намек в шестнадцатом веке, получило некоторое распространение в семнадцатом веке, а затем начало распространяться в восемнадцатом веке, было идеей о том, что сотрудничество не только допустимо, но и морально уместно; и не только с некоторыми людьми, но и со все большим количеством людей и все большими группами людей. По мере распространения этой идеи становилось все больше и больше кооперативного поведения, что привело к взаимовыгодным обменам и партнерствам, которые положили начало мировому процветанию на стремительном подъеме, который мы наблюдали с тех пор.
Однако, если люди хотят участвовать в добровольных сделках и партнерских отношениях друг с другом, им также необходимо доверять друг другу….
[Культура] критически важна для роста благосостояния, но культура может измениться - и быстро. Культура, которая способствовала росту мирового процветания, которое мы пережили за последние два столетия, не только недавняя, но и редкая. И она хрупкая… ..
Люди перешли от привычного отношения к людям, отличным от них, с подозрением и как к вероятным врагам, к тому, что они по умолчанию относятся к ним, по крайней мере, нейтрально и даже как к возможностям. Они перестали рассматривать торговлю, коммерцию и взаимно добровольный и взаимовыгодный обмен как недостойные добродетельных людей, к нейтральному взгляду на них и, наконец, к мнению, по крайней мере, возможно, достойному того, чтобы посвятить свою жизнь. Они перестали рассматривать людей как взаимозаменяемые атомы в недифференцированных массах к тому, чтобы рассматривать их как уникальных и драгоценных личностей, обладающих моральным достоинством и заслуживающих как свободы, так и уважения. Они перестали рассматривать насилие и пытки как приемлемые, даже естественные, способы обращения и взаимодействия с другими, чтобы поверить в то, что насилие должно быть последней мерой, достойной сожаления, и что пытки бесчеловечны и должны быть сведены к минимуму, а то и вовсе отменены. И они перешли от автоматического недоверия к каждому, кого встречают, но не знают, ко все большему желанию передать другим, даже незнакомцам, пользу сомнения.
Современность невозможна без повсеместного мирного общения с незнакомцами. И такое взаимодействие невозможно без взаимного доверия. Однако внезапно, 16 месяцев назад, нам сказали что мы должны отказаться от наших современных либеральных взглядов.
Внезапно 16 месяцев назад нас предупредили, чтобы мы не доверяли незнакомцам и не вступали с ними в коммерческую или социальную жизнь. Неожиданно, 16 месяцев назад, нам было приказано расценивать незнакомцев - более того, даже в членв наших расширенных семей - как в главных носителей смерти. Внезапно начав 16 месяцев назад, мы погрузились в культ избегания патогенов; нас призвали вести себя так, как будто предотвращение появления вируса, которое привлекает внимание в заголовках, является не только основной обязанностью каждого человека, но и обязанностью, которую следует выполнять любой ценой.
Внезапно, 16 месяцев назад, современные мужчины и женщины не только получили разрешение вернуться к атавистическому страху перед незнакомцами, но и получили положительный стимул питать этот страх и действовать в соответствии с ним. Такие атавистические взгляды и действия были слишком естественными.
Внезапно, 16 месяцев назад, человечество начало поощрять презрение - даже подвергать цензуре - сравнительно небольшое число людей, которые отказывались отказываться от либеральных взглядов.
Внезапно, начав 16 месяцев назад, мы простирались ниц перед нашими «лидерами», умоляя их использовать свои богоподобные знания и силы (называемые «наукой»), чтобы уберечь нас от одного конкретного источника болезней, которые считаются демоническими.
«Внезапно» -  начавшееся 16 месяцев назад, вполне возможно, начался конец либеральной цивилизации.
 
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!