Может ли встреча в Рейкьявике действительно улучшить отношения США и России?Временная передышка не предвещает серьезного сдвига в отношениях. Настоящий вопрос заключается в том, готовы ли Байден и Путин к переговорам.
Николас К. ГвоздевОтношения между США и Россией ухудшаются в ходе президентской администрации, и к концу пребывания очередного хозяина Белого дома эксперты заявляют, что отношения не были такими плохими со времен холодной войны. Обе стороны разрабатывают свой изрядно потрепанный список тем для разговоров о проступках и проступках другой стороны. Новый президент США обещает, что не будет предпринимать тех же шагов, что и его предшественник в отношениях с Кремлем, и даже предпринимает некоторые действия, направленные на то, чтобы показать российскому правительству, как все изменилось, и что Россия не является таким важным приоритетом или игроком на международной арене для Соединенных Штатов, и лучше не иметь чрезмерно раздутого чувства своей важности в общей схеме вещей. И вот, о чудо, на первой крупной встрече между высокопоставленными российскими и американскими деятелями они вступают в жесткий, но откровенный обмен мнениями и торжественно заявляют, что, несмотря на все прегрешения прошлого, и Соединенные Штаты, и Российская Федерация могут вести предметный диалог и находить пути сотрудничества в областях, представляющих общий интерес.
Мне кажется, что я мог бы взять фрагменты, написанные в 2001, 2009 или 2017 годах, вычеркнуть некоторые имена (вычеркнув Колина Пауэлла, Хиллари Клинтон или Рекса Тиллерсона заменив их на Тони Блинкена), изменить несколько пунктов и провести анализ первой встречи в Рейкьявике. И, со своей стороны, министр иностранных дел России Сергей Лавров имеет такой опыт диалога со своим американским коллегой, что сценарий является второй натурой—стандартные ссылки на “конструктивный” характер переговоров, необходимость “взаимного уважения” и формулирование повестки дня, в которой, кажется, всегда одни и те же пункты (снова отмечая появление Северной Кореи и Ирана). А затем надежды на какой-то прорыв исчезают по мере того, как структурные реалии отношений между США и Россией—особенно характер нулевой суммы многих его компонентов - вновь заявляют о себе. Любой позитивный импульс основан на фундаментальных разногласиях, таких как расширение Североатлантического альянса, чтобы охватить такие государства, как Украина, или настойчивое требование Москвы о своих суверенных правах управлять собой так, как она считает нужным, и так далее. И картина повторяется.
Для Соединенных Штатов и России крайне важно поговорить, и акцент на встрече Блинкена и Лаврова на вопросе стратегической стабильности - возможно, наиболее критически важном факторе, учитывая, что обе страны обладают впечатляющими ядерными арсеналами,—является правильным. Более того, подобное леммингу скольжение в отношениях, когда каждая сторона усиливает карательные действия, находя больше способов разорвать связи, чрезвычайно опасно. Если встреча в Рейкьявике сможет остановить этот процесс и обязать обе стороны придерживаться позиции, которую я отстаивал девять долгих лет назад — важности ограждения определенных аспектов отношений между США и Россией от политических потрясений - тогда это будет важная первая встреча. Проведение его в кулуарах Арктического совета было также важно, поскольку Арктика является одной из немногих остающихся проблемных областей, где Вашингтон и Москва действительно склонны сотрудничать и имеют общий интерес в противодействии любым усилиям таких государств, как Китай, настаивать на том, чтобы категория “приарктических” государств также имела право голоса в региональной инфраструктуре управления.
Позитивно то, что обе стороны согласны с тем, что важно поговорить и выработать предметную повестку дня по поддержанию стратегической стабильности. Введение новых санкций США против трубопровода "Северный поток-2" с одновременным отказом, предоставленным материнской холдинговой компании этого трубопровода, также создает временную паузу в цикле действия России - санкции США - действия России—санкции США, которые характеризовали отношения в течение последних нескольких лет - по крайней мере, до запланированного президентского саммита между Джо Байденом и Владимиром Путиным в следующем месяце. (Конечно, отказ, данный Nord Stream AG, может быть в меньшей степени мотивирован желанием предложить Кремлю оливковую ветвь и в большей степени избежать открытого разрыва с канцлером Германии Ангелой Меркель перед саммитами G-7 и НАТО.)
Но временная передышка не предвещает серьезного сдвига в отношениях. Реальный вопрос заключается в том, готовы ли Байден и Путин торговаться. Суть любого такого взаимодействия заключается в том, в какой степени администрация Байдена была бы готова ослабить свое давление на Россию—из— за Украины, судьбы Алексея Навального и т.д.—Если бы правительство Путина было готово гарантировать конкретную поддержку американских инициатив - не только по Ирану и Северной Корее, но и по Сирии, но даже по параметрам, по которым другие евразийские государства могли бы присоединиться к евроатлантическим институтам. В какой степени Россия могла бы определять урегулирование —скажем, в отношении Сирии—где она могла бы добиться уступок от Соединенных Штатов от имени своих клиентов? Осталось невысказанным, но также висит в воздухе то, что США, возможно, готовы предложить, чтобы побудить Россию пересмотреть аспекты своего стратегического партнерства с Пекином.
И все же результаты поиска компромиссов не были обнадеживающими. В течение нескольких лет правительство Германии пыталось продать компромиссную формулу по газопроводу "Северный поток", согласно которой в обмен на прекращение США своих усилий по предотвращению его строительства Россия должна будет гарантировать продолжение транзита некоторых энергоносителей через Украину — что не нашло широкой поддержки в Вашингтоне. Действительно, в начале этого месяца сам Блинкен подтвердил украинскому правительству, что это неизменная политика США, направленная на предотвращение завершения линии — политика, которую временный отказ от санкций, похоже, не изменил.
Можно откровенно поговорить и при этом не найти точек соприкосновения. Но, возможно, это не показатель. Возможно, достаточно амбициозно найти способ разрешить конфликт между США и Россией. Три года назад я написал в журнале
Horizons, что «трения в отношениях Америки с Россией неизбежны, а дисфункция - нет. Должна быть возможность найти способ сдержать и смягчить противоречия между подходами двух стран к международным делам ». Посмотрим, станет ли встреча Блинкен-Лавров первым шагом в этом направлении.