Понемножку обо всем
233,705 4,060
 

  Хранитель Храма ( Слушатель )
21 май 2021 16:43:23

Британия выкатывает красную дорожку для доктора Караджича (ну, не совсем так)

новая дискуссия Статья  155

Британия выкатывает красную дорожку для доктора Караджича (ну, не совсем так)


Стивен Карганович
 20 мая 2021 г.

© Фото: Flickr / Зоран Лесич
В ходе постоянно совершенствовавшихся перекрестных допросов Караджич сумел нанести немало ударов по делу обвинения (или Трибунала, поскольку они неразрывно связаны).

Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб восторженно прокомментировал предстоящую передачу Радована Караджича, бывшего президента Боснийской Республики Сербской, из Гааги в Великобританию. Но нет, Великобритания не готовится принимать доктора Караджича с государственным визитом, включая аудиенцию у королевы. План состоит в том, чтобы отправить его в эту страну в качестве заключенного (или, как выразительно выразился Караджич, заявив о своем решительном возражении против такого расположения, как «военнопленного»), чтобы отбыть остаток своего пожизненного заключения в Соединенном Королевстве.

У г-на Рааба могут быть как личные, так и официальные причины радостно предвкушать указанное решение о конечном пункте назначения Караджича. Как отмечает дипломатический корреспондент Би-би-си Джеймс Лэндейл: «Одним из молодых юристов, которые разработали юридическую процедуру перевода Караджича в Великобританию, был некий Доминик Рааб, который сейчас является министром иностранных дел и который в конечном итоге согласился на просьбу ООН о том, чтобы бывший лидер боснийских сербов должен отбыть срок в британской тюрьме». Но, как допускает Ландейл, у британского ликования может быть и официальное измерение, вызванное тем, что он задержал этого конкретного гостя: «Британская разведка сыграла роль в его поимке в Белграде в 2008 году после 13 лет в бегах. Британские судьи и адвокаты участвовали в судебном процессе против него в трибунале Организации Объединенных Наций, учрежденном Великобританией. «Так что это был бы действительно хороший способ закончить все, оттащив человека в британскую тюрьму, чтобы он отсидел, не так ли? Конечно, во всем этом нет заметного конфликта интересов.

Но есть некоторые очень серьезные проблемы с безопасностью, по крайней мере, в этом безупречном плане. Британские тюрьмы с их разнообразным (выражаясь политически корректно) населением не являются наиболее подходящими хранилищами для заключенных, обвиняемых в совершении преступлений с красным флагом, таких как «геноцид» против боснийских мусульман-единоверцев многих из заключенных, которые будут делить с ними общее пространство. Д-р Караджич. Отложив в сторону благочестивые объяснения Ландейла, такие как «Официальные лица говорят, что Великобритания согласилась с этим, потому что она включена в список членов ООН, желающих задержать тех, кто признан виновными в глобальных преступлениях, и хотела продемонстрировать свою неизменную поддержку международного порядка, основанного на правилах» (Подробнее об этом «заказе» см. Здесь), суровая реальность этого вопроса состоит в том, что уже был прецедент именно такого потенциально смертельного инцидента, который, как опасаются, мог затронуть доктора Караджича.

В 2010 году еще один известный сербский заключенный, генерал Радислав Крстич, был отправлен из тюрьмы Международного трибунала в Гааге в британскую тюрьму Уэйкфилд для отбывания наказания. Крстич подвергся жестокому нападению со стороны британских заключенных, которые хотели выразить свою религиозную солидарность с предполагаемыми жертвами Крстича в Боснии, с намерением перерезать ему горло и улучшить чрезмерно мягкий 35-летний приговор, вынесенный генералу МТБЮ. К счастью для Крстича, его мучительные крики о помощи привлекли внимание стражников, которые прибыли как раз вовремя, чтобы спасти его. Но этот инцидент является прообразом вероятного сценария, который в какой-то момент может случиться и с доктором Караджичем, когда он расслабляется, чтобы провести последние дни своей жизни в веселой старой Англии.

Все это не означает, что судьи МТБЮ (или Секретариат, или кто-либо, кто принимает такие меры в Гааге) или их британские коллеги, умышленно и намеренно стремились вызвать преждевременную и насильственную смерть доктора Караджича. Но есть много причин подозревать, что они тоже не слишком обеспокоены такой возможностью и что такой исход - если он произойдет - не сильно их встревожит.

Несмотря на то, что он не юрист (он психиатр), вопреки добросовестным советам Трибунала, Караджич настаивал на реализации права представлять себя вместо того, чтобы доверять свою судьбу одному из «одобренных» и согласных поверенных из списка юристов МТБЮ. Д-р Караджич, который является умным парнем и, очевидно, быстро обучается, затем устроил представление в зале суда, которое должно посрамить многих нерешительных и колеблющихся «одобренных» защитников Гааги. К счастью, в своем безмерном высокомерии, убежденный в том, что публичное доказательство обвинения было бы несложным делом, МТБЮ просчитался и создал несовершенную, но в целом приемлемую систему видео и стенограмм, которая теперь сохраняет свои позорные правовые извращения для потомков. Он также сохраняет большую часть доказательств и аргументов защиты,

Несмотря на это, судебная камера Караджича не могла полностью обойти, например, решительный протест обвиняемого Караджича против использования обвинением механизма совместного уголовного предприятия. JCE-это уловка для увеличения предполагаемой вины подсудимого путем произвольного добавления предполагаемых сообщников, чтобы – в стиле Вышинского - значительно расширить круг его предполагаемых связанных с ним злодеев. В отдельном признании в пункте 3460 на странице 1303 судебного решения по делу Караджича камера сочла необходимым признать, что “в этом деле не было представлено достаточных доказательств того, что Слободан Милошевич согласился с общим планом” [создания территорий, этнически очищенных от не сербов]. Это было болезненное признание в деле Караджича, поскольку это заявление явно подрывает один из основных доктринальных постулатов Трибунала о том, что руководство Республики Сербской и Сербии было связано общим заговорщическим замыслом создать “Великую Сербию”, прибегнув к преступным методам, таким как этническая чистка и геноцид.

В ходе постоянно улучшающихся перекрестных допросов Караджичу удалось нанести немало других ударов по делу обвинения (или Трибунала, поскольку они неразрывно связаны). Достаточно назвать всего два.

В ходе перекрестного допроса д-ра Томаса Парсонса, специалиста по судебно-медицинской экспертизе ICMP, агентство, созданное для сбора и обработки данных об эксгумации массовых захоронений в Сребренице, 22 марта 2012 года (стр. 26633 в стенограмме судебного заседания) Караджич извлек из свидетеля обвинения печально известную правду о том, что профили ДНК жертв Сребреницы, услужливо собранные ICMP и используемые прокурором для утверждения о тысячах смертей в результате “геноцида”, на самом деле все они характеризовались критическим недостатком, который аннулировал их доказательную ценность. Д-р Парсонс был вынужден признать, что профили ДНК ничего не говорили о способе смерти, в лучшем случае они могли просто подтвердить, что человек, о котором идет речь, был мертв. Независимо от того, наступила ли смерть в результате казни, как это было необходимо для того, чтобы дело о геноциде в Сребренице встало на ноги, или в бою, поскольку в то же время и в непосредственной близости целая дивизия боснийской мусульманской армии пробивалась из Сребреницы в боевом порядке, д-р Парсон признал, что на этот важный вопрос его доказательства не могли должным образом ответить.

Д-р Караджич получил больше прямых попаданий в ходе перекрестного допроса единственного, предположительно, проницательного свидетеля обвинения -преступления в Сребренице, Дразена Эрдемовича, 27 и 28 февраля 2012 года. Следует напомнить, что геноцид - это преступление с особым умыслом. Это может быть установлено только в том случае, если есть доказательства того, что убийство было совершено с намерением уничтожить защищаемую группу, полностью или частично. На вопрос Караджича, принимал ли он участие в казни мусульманских заключенных с намерением уничтожить их в Боснии как этническую группу или уничтожить их как нацию, Эрдемович твердо ответил: “Нет, господин Караджич.” Это не оставляет много места для конкретного намерения, необходимого для доказательства геноцида.

В ходе продолжающегося перекрестного допроса Эрдемович сообщил, что его командир был коррумпирован и получил несколько килограммов золота от неизвестных спонсоров за организацию использования своих людей для казни заключенных.

Простое предположение из этих показаний состоит в том, что кто-то подкупил коррумпированного командира Эрдемовича, чтобы он одолжил свое подразделение для преступной цели казни заключенных. Зачем потребовалась бы взятка золотом, если приказ о совершении преступления поступил по цепочке командования сербской армии, где сам подсудимый Караджич был главнокомандующим? Разве простого приказа и жалованья регулярных солдат не будет достаточно?
У Трибунала и его помощников, очевидно, есть много причин затаить злобу на боснийского сербского психиатра, который перехитрил и часто унижал их лучшие юридические умы в зале суда. Вопрос о том, поднимется ли их оправданное негодование до уровня преднамеренной подготовки к его насильственной смерти в британской тюрьме, может быть спорным. Но то, что они не прольют горьких слез, если это произойдет там, это несомненно.
  • +0.02 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!