'Поумнеть'?В мае 2013 года произошел почти комичный инцидент, больше напоминающий «Стань умнее», чем опытный шпионаж. Москва приказала «третьему секретарю» посольства США по имени Райан Фогл покинуть страну, опубликовав фотографии Фогла в неподходящем парике блондинки и странную коллекцию, казалось бы, дилетантской атрибутики - четыре пары солнцезащитных очков, карту улиц, компас, фонарик, швейцарский армейский нож и сотовый телефон - такие старые, как говорилось в одной статье, казалось, будто они "были включены" в этой стране по крайней мере десять лет ".
Изощренный шпион или «Поумней»? 14 мая 2013 года на экране компьютера в Москве отображается фотография, опубликованная российским государственным сайтом RT, на которой показаны некоторые из конфискованных вещей Райана К. Фогла, третьего секретаря политического отдела посольства Вашингтона в Москве. в ФСБ после ареста. AFP / GETTY IMAGESУ международных средств массовой информации был полевой день: многие пенсионеры из ЦРУ осуждали упадок ремесла, большинство комментариев высказывались о том, как мы ушли из старого мира париков и фальшивых камней, а также ссылка на Великобританию, признавшуюся всего годом ранее, что она действительно была владельцем фальшивого камня и его скрытого устройства связи - еще одно открытие российской разведки в Москве.
Шесть лет спустя в новости попало еще одно дело о шпионаже, на этот раз присяжные приговорили бывшего офицера американской военной разведки Кевина Патрика Мэллори к 20 годам тюрьмы за сговор с целью продажи секретов Китаю. В деле Мэллори не было ничего особенного: обвинение устроило собственное шоу, представив присяжным коллекцию париков и искусственных усов, похожих на костюмы на Хэллоуин, - все это казалось еще одним забавным эпизодом неуклюжей маскировки.
И все же, говорит Бренда Коннолли (имя изменено), было бы наивно слишком сильно смеяться, потому что оба случая позволяют заглянуть в новые уловки торговли и скрытую за ними крайнюю секретность. Коннолли начала свою инженерную карьеру в Управлении науки и технологий ЦРУ, а теперь работает на небольшого оборонного подрядчика, который производит штуковины - вспомните «Q» в фильмах о Джеймсе Бонде, - говорит она, - для операций по обеспечению операций прикрытия.
Тот «древний» телефон Nokia, который нес Райан Фогл, по ее словам, не был ничего подобного, безобидная внешность скрывала внутри то, что она называет устройством для «скрытой связи». Точно так же в качестве доказательства в деле Мэллори фигурировал телефон Samsung, подаренный ему китайской разведкой, который был настолько сложным, что даже когда ФБР клонировало его в электронном виде, они не смогли найти скрытый раздел, используемый для хранения секретов, и тот, который Мэллори в конечном итоге пришлось раскрыть. им.
По словам Коннолли, в театре шпионов против шпионов в обоих случаях были потеряны и другие ключи к современному обеспечению прикрытия. У Fogle также был щит RFID, мешочек для блокировки радиочастотной идентификации, предназначенный для предотвращения электронного отслеживания. А у Мэллори были флаконы с поддельной кровью, предоставленные Китаем; Коннолли не стал раскрывать, для чего она будет использоваться.
Как и многие люди в этом мире, Коннолли - знаток и куратор. Она может часами рассказывать о радиопередачах, которые раньше выходили из Советского Союза, но также передавались из Уоррентона, штат Вирджиния—женские голоса, декламирующие случайные числа и отрывки из книг, которые агенты по всему миру подхватывали по своим коротковолновым радиоприемникам и сопоставляли с заранее подготовленными кодами.
Но затем Интернет-кафе и сетевые бэкдоры (прим. Бэкдорами (
backdoors) называют разновидность вредоносных программ, а также утилиты скрытого доступа к компьютеру) стали предпочтительными тайными каналами для скрытых коммуникаций, в значительной степени вытеснив короткие волны - до тех пор, пока технологии наблюдения (особенно в автократических странах) не догнали и спецслужбы не приобрели способность не только обнаруживать и перехватывать Интернет-активность, но и перехватывать каждое нажатие клавиш на удаленной клавиатуре. Это положило начало сегодняшнему миру тайных коммуникаций или COVCOMM, как его называют инсайдеры. Это совершенно особые устройства шифрования, которые можно увидеть в делах Фогла и Мэллори, а также десятки различных передатчиков и приемников «пакетного режима», спрятанных в повседневных объектах, таких как поддельные камни.
Устройство скрытой связи (COVCOMM). Фальшивый кирпич, в который имплантировано подслушивающее устройство с батарейным питанием, которое использовалось при проведении разведывательных работ в Афганистане. Фотография предоставлена Уильяму М. Аркину. В. М. АРКИН«А как вы думаете, кто имплантирует эти устройства?» - риторически спрашивает Коннолли. «Военные, спецназовцы, работающие над поддержкой еще более секретных операций». Коннолли говорит о нагретых тканях, которые делают солдат невидимыми для теплового обнаружения, об электрических мотоциклах, которые могут бесшумно работать в самых суровых условиях, даже о том, как десятки футов проводов зашиты в «туземную» одежду, южноазиатских шальвар-камиз, сами солдаты затем становятся ходячими приемниками, способными перехватывать близлежащие маломощные радиоприемники и даже сигналы сотовых телефонов.
Поддельные руки, поддельные лицаПарики. Устройства скрытой связи. Поддельные камни. В нашем электронном мире, где все становится предметом записи, где вы не можете войти в гараж без записи номерного знака, где вы не можете зарегистрироваться на рейс или в отель без удостоверения личности государственного образца, где вы не можете использовать кредитную карту без фиксации местоположения, как можно победить биометрию? Как можно пройти мимо считывателей отпечатков пальцев?
В 99 случаях из 100 ответ таков: в этом нет необходимости. Большинство солдат, действующих под прикрытием, путешествуют под настоящими именами, обмениваясь оперативными данными только один раз на земле, где они действуют. Или они проникают через границы в такие места, как Пакистан и Йемен, выполняя самые опасные миссии. Эти миссии по обеспечению прикрытия являются наиболее чувствительными и включают в себя сбор разведывательной информации или использование миниатюрных устройств слежения за противником, каждое из которых предусмотрено в своих специальных программах доступа - миссии, которые настолько важны, что должны быть лично одобрены секретарем министерства обороны.
Однако для одного процента тех, кто должен пройти паспортный контроль под вымышленными именами, существуют различные системы защиты биометрических данных, некоторые физические и некоторые электронные. Об одной такой программе упоминалось в малоизвестном дампе документа, опубликованном
Wikileaks. в начале 2017 года и названном «Убежище 7»: более 8000 секретных инструментов ЦРУ, используемых в тайном мире электронного шпионажа и взлома. Он называется ExpressLane, где американская разведка внедрила вредоносное ПО в зарубежные биометрические системы и системы списков наблюдения, что позволяет американским кибершпионам красть иностранные данные.
ИТ-мастер, работающий на Wikileaks в Берлине, говорит, что код ExpressLane предполагает, что Соединенные Штаты могут манипулировать этими базами данных. «Представьте на мгновение, что кто-то проходит паспортный контроль», - говорит он, не решаясь назвать свое настоящее имя из-за боязни обвинения в Соединенных Штатах. «АНБ или ЦРУ поручено испортить - изменить - данные в день прохождения тайного актива. А затем вернуть их обратно. Это не невозможно».
Изготовленный силиконовый чехол для руки, используемый для предотвращения снятия отпечатков пальцев и создания поддельных удостоверений личности тайных путешественников. (Фотография предоставлена Уильяму М. Аркину) В. М. АРКИНДругой источник указал на небольшую сельскую компанию в Северной Каролине, работающую в сфере сокращения количества подписей, в основном в области тайного сбора и связи. В мастерских и учебных центрах, где они учат операторов изготавливать секретные подслушивающие устройства в предметы повседневного обихода, они находятся на переднем крае, или, как говорят их рекламные материалы, хранилище для формования и литья, специальной окраски и сложных методов старения.
За маской: форма маски для старения для операции прикрытия, используемая для полного изменения внешнего вида оперативника. (Фотография предоставлена Уильяму М. Аркину) В. М. АРКИНЭта тихая компания может преобразить любой объект, включая человека, как это делают в Голливуде, в «кремниевый прибор для лица», созданный для идеального изменения чьей-либо внешности. Они могут стареть, менять пол и «увеличивать массу тела», как сказано в одном засекреченном контракте. И они могут менять отпечатки пальцев с помощью силиконового чехла, который так плотно прилегает к реальной руке, что его невозможно обнаружить, вставляя измененные отпечатки пальцев и даже пропитывая маслами, которые присутствуют в настоящей коже. На вопрос, эффективен ли прибор, один из прошедших обучение источник смеется. «Если я скажу тебе, мне придется убить тебя».
Не его лицо: спецоператор под прикрытием, одетый в маску старения, обеспечивающую прикрытие, чтобы соответствовать ложной идентификации. (Фотография предоставлена Уильяму М. Аркину) В. М. АРКИНВ реальной жизни кража личных данных (в основном с целью получения прибыли) остается эпидемией, поражающей всех, но для тех, кто работает в сфере разведки и борьбы с терроризмом, враг также активно участвует в попытках скомпрометировать личную информацию. В 2015 году Исламское государство опубликовало имена, фотографии и адреса более 1300
американских военнослужащих, дав указание своим сторонникам атаковать и убивать идентифицированных лиц. ФБР заявило, что за этим последовали подозреваемые российские хакеры, которые выдавали себя за членов ИГИЛ и угрожали семьям военных через
Facebook . «Мы знаем все о вас, вашем муже и ваших детях», - говорится в одном угрожающем сообщении.
Должностные лица контрразведки и OPSEC начали широкомасштабные усилия по информированию пострадавших, а также по предупреждению военнослужащих и их семей, чтобы они лучше защищали свою личную информацию в социальных сетях. В следующем году ISIS выпустила 8 318 целевых имен: это был самый крупный выпуск, пока в 2017 году его не превысило 8 785 имен.
Выяснилось, что военнослужащие, обменивающиеся информацией о местоположении на своих фитнес-устройствах, по-видимому, выявляли места проведения конфиденциальных операций, просто бегая и делясь своими данными. «Быстрое развитие новых и инновационных информационных технологий улучшает качество нашей жизни, но также создает потенциальные проблемы для оперативной безопасности и защиты сил», - говорится в заявлении Центрального командования США, опубликованном в то время для
Washington Post.Затем пришла угроза ДНК, когда адмирал Джон Ричардсон, тогдашний руководитель военно-морских операций, предупредил военнослужащих и их семьи, чтобы они перестали использовать наборы для анализа ДНК предков в домашних условиях. «Будьте осторожны, кому вы отправляете свою ДНК», - сказал Ричардсон, предупредив, что научные достижения смогут использовать эту информацию, создавая в будущем все более и более целевое биологическое оружие. И действительно, в 2019 году Пентагон официально посоветовал военным держаться подальше от популярных служб ДНК. «Предоставление конфиденциальной генетической информации посторонним лицам создает личные и операционные риски для сотрудников Службы», - говорится в записке, впервые опубликованной Yahoo News.
«Мы все еще находимся в зачаточном состоянии нашего прозрачного мира», - говорит старший офицер в отставке, предостерегая от воображения, что существует некий «разрыв в идентичности», подобный «разрыву между бомбардировщиками» времен холодной войны. «Мы выигрываем эту войну, в том числе и в киберпространстве, даже если из-за секретности того, что мы делаем, русские снова выглядят так, как будто они десяти футов ростом».
Он признает, что обработка больших данных в будущем, скорее всего, еще больше повлияет на тайные операции каждого, но он говорит, что выгоды для общества, даже в узком смысле, когда террористическая деятельность и путешествия станут намного более трудными, перевешивают трудности, создаваемые для обеспечения военной оперативной безопасности. Офицер называет секретность законной, но говорит, что руководство министерства обороны упало, признав общую картину. Военные службы должны задавать больше вопросов об этике, приличии и даже законности превращения солдат в шпионов и убийц и о том, что это означает для будущего.
Тем не менее, мир обеспечения операций прикрытия продолжает расти: свидетельства того, что современная жизнь не так прозрачна, говорит отставной офицер, как думает большинство из нас.
Деятельность по поддержке программ защиты, также известная как Центр оперативного планирования и разведки командировок, является одним из эпицентров управления сокращением количества подписей. (фото предоставлено Уильяму М. Аркину) В. М. АРКИН