«Си, которого нельзя называть»: простые китайцы все больше боятся говорить о своем лидереТАЙЛЕР ДЕРДЕН
ПЯТНИЦА, 21 МАЯ 2021 Г. - 21:40
Это динамика, знакомая поклонникам франшизы о Гарри Поттере: злодей настолько могущественный, что обычные люди боятся даже пробормотать его имя вслух. В мире Гарри Поттера персонажи используют такие фразы, как «Ты знаешь кто», чтобы отсылать к главному злодею сериала, Волан-де-Морту. Но в Китае (где Гарри Поттер, что неудивительно, запрещен) обычные граждане (даже те, кто искренне поддерживает КПК) боятся произносить имя президента Си Цзиньпина, самого влиятельного китайского лидера со времен председателя Мао.
Интересная статья, опубликованная в последнем номере журнала
Economist, указала на динамику:
Открытая критика самого важного человека в Китае - табу. В прошлом году Жэнь Чжицян, бывший имущественный магнат и активный критик правительства, опубликовал эссе о выступлении г-на Си, в котором г-н Жэнь сказал, что он не «император», демонстрирующий свою новую одежду, а голый «клоун». Вскоре после этого Рен был приговорен к 18 годам тюремного заключения за коррупцию.
Эвфемизмы китайских граждан для президента Си - которые включают, в частности, сравнение лидера с "Винни-Пухом" - развиваются так быстро по необходимости, что китайские онлайн-цензоры не успевают за ними.
Ранее в этом месяце генеральный директор Meituan Ван Син опубликовал классическое стихотворение девятого века, высмеивающее древнего китайского императора. Хотя Ван настаивал, что это стихотворение было косвенным ударом по конкурентам компании, слишком многие люди интерпретировали его как удар по руководству Китая.
Акции Meituan впоследствии резко упали, лишив Вана 2,5 миллиарда долларов. Компания, крупнейшее в Китае приложение для доставки еды, с тех пор попала в рамки антимонопольных мер КПК.
Даже в пропекинских СМИ и частных встречах проправительственных дипломатов и руководителей люди принимают чрезмерные меры предосторожности, как только дискуссии сводятся к политически чувствительным темам. В разговоре граждане Китая используют такие фразы, как «вы знаете кто», «большой номер один» и наш «старший брат» или «старший дядя», чтобы сослаться на Си.
Другие настаивают на выключении своих мобильных телефонов, когда возникает тема китайской политики.
Нынешняя обстановка такова, что даже те, кто широко поддерживает правительство, иногда нервничают при упоминании имени г-на Си. Некоторые сотрудники государственной медиа-группы стали заменять господина Си словом «Трамп» в чат-группах. На небольших общественных мероприятиях люди часто перестают произносить имя, даже в самом благоприятном контексте. Вместо этого они используют такие фразы, как «сами-знаете-кто», «большой номер один», «старший брат» или «наш старший дядя».
Когда на недавнем частном собрании, в котором участвовали дипломаты, руководители и банкиры, разговор зашел о китайской политике, всем было предложено выключить свои мобильные телефоны. Никто не считал вероятным, что правительственные шпионы действительно подслушивают, и никто не мог сказать ничего особенно спорного. Но все согласились, что лучше перестраховаться.
Электронное подслушивание - не единственная тактика, используемая цензорами и тайной полицией Китая. Пекин в очередной раз популяризирует тактику, использованную во время Культурной революции и сталинского красного террора: побуждение людей доносить до своих друзей и соседей.
Электронное подслушивание - не единственная проблема. Также приветствуется старомодные методы. В прошлом месяце правительство запустило новую систему с веб-сайтом и горячей линией, где граждане могут доносить друг на друга за «вредные» политические комментарии. Это может включать «отрицание превосходной традиционной китайской культуры, культуры революции и передовой социалистической культуры», а также нападения на политических лидеров или их политику.
Если эта тенденция сохранится, то довольно скоро обычные китайские граждане рискнут попасть в тюрьму только за упоминание Гарри Поттера, Винни-Пуха или Синьцзяна