Европарламент замораживает ратификацию инвестиционного договора с Китаемот Soeren Kern
31 мая 2021 г. Европейский парламент приостановил ратификацию спорного инвестиционного договора с Китаем до тех пор, пока Пекин не снимет санкции с европейских законодателей, ученых и аналитических центров. Этот шаг - редкое проявление силы духа со стороны учреждения, печально известного своими колебаниями, - отражает ужесточение позиции в Европе по отношению к Коммунистической партии Китая.Замораживание ратификации, поддержанное всеми основными группировками в Европейском парламенте означает начало конца Меркелизма и идеологии, которая, среди прочего, последовательно ставила коммерческие интересы выше проблем прав человека, будь то в Китае, России или Иране.
Европейский парламент 20 мая подавляющим большинством голосов
принял резолюцию о «замораживании» ратификации соглашения, набрав 599 голосов за, 30 против и 58 воздержавшихся. В заявлении
говорится :
«В резолюции подчеркивается, что любое рассмотрение Европейским парламентом Всеобъемлющего соглашения об инвестициях между ЕС и Китаем (CAI) ... а также любое обсуждение его обязательной ратификации депутатами Европарламента «обоснованно заморожено» из-за санкций Китая.
«Депутаты Европарламента требуют, чтобы Китай снял санкции, прежде чем они рассмотрят соглашение ... Они также напоминают Европейской комиссии, что члены Европарламента будут учитывать ситуацию с правами человека в Китае, в том числе в Гонконге, при принятии решения о том, одобрять соглашение или нет. ....
"Депутаты Европарламента также призывают к восстановлению баланса в отношениях между ЕС и Китаем. Они поддерживают набор автономных мер, таких как законодательство против искажающего воздействия иностранных субсидий на внутренний рынок, запрет на импорт товаров для принудительного труда, а также расширенное и усиленное Регулирование ЕС по проверке иностранных инвестиций. ЕС также должен адекватно реагировать на угрозы кибербезопасности Китая и гибридные атаки."
CAI был
заключен в спешке 30 декабря 2020 года канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Эммануэлем Макроном, президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и президентом Европейского совета Шарлем Мишелем. Остальные страны ЕС были
исключены из переговоров.
Сообщается, что Меркель хотела достичь соглашения любой ценой до
окончания шестимесячного председательства Германии в ЕС. 31 декабря.
Одностороннее соглашение, которое якобы направлено на выравнивание экономических и финансовых условий игры путем предоставления европейским компаниям улучшенного доступа к китайскому рынку, фактически позволяет Китаю продолжать
ограничивать инвестиционные возможности европейских компаний во многих стратегических секторах. В сделке также
не хватает действенных механизмов обеспечения соблюдения по вопросам, которые, по утверждениям ЕС, волнуют ЕС, например, изменение климата и права человека, включая принудительный труд.
30 декабря фон дер Ляйен с гордостью
заявила, что CAI будет «отстаивать наши интересы» и «продвигать наши основные ценности». 6 января, всего семь дней спустя, китайцы
начали массовые репрессии против демократических активистов в Гонконге.
Бывший губернатор Гонконга лорд Паттен
сказал, что CAI «высмеивает» амбиции ЕС, чтобы к нему серьезно относились как к глобальному и экономическому игроку:
«Это плевок в лицо правам человека и показывает бредовое представление о надежности Коммунистической партии Китая на международной арене».
В комментарии, опубликованном
Financial Times , обозреватель Гидеон Рахман
заявил, что сделка была «наивной» и увеличит влияние Китая на Европу:
«За последний год Китай подавил свободу Гонконга, усилил угнетение в Синьцзяне, убил индийские войска, угрожал Тайваню и ввел санкции в отношении Австралии. Тем не менее, подписав соглашение с Китаем, ЕС дал понять, что ему все равно что....
«Китай неоднократно демонстрировал свою готовность использовать свою экономическую мощь в качестве стратегического оружия. Усиливая свою экономическую зависимость от Китая - без согласования своей политики с другими демократическими странами - европейские страны повышают свою уязвимость перед давлением Пекина. Это в высшей степени недальновидное решение."
Санкции и контрсанкцииНынешнее противостояние вращается вокруг растущих свидетельств массовых нарушений прав человека коммунистической партией Китая в отношении уйгурских мусульман в Синьцзяне, отдаленном автономном районе на северо-западе Китая. Эксперты по правам человека говорят, что не менее миллиона мусульман
содержатся в сотнях лагерей для интернированных, где они подвергаются
пыткам ,
массовым изнасилованиям ,
принудительному труду и
стерилизации. .
В ноябре 2018 года западные страны, в том числе Франция, Германия и США,
призвали Китай закрыть лагеря для задержанных в Синьцзяне.
В октябре 2019 года администрация Трампа
ввела санкции в отношении китайских физических и юридических лиц, обвиняемых в злоупотреблениях в отношении уйгуров в Синьцзяне. Он ввел дополнительные санкции в
мае ,
июне и
июле 2020 года. 19 января 2021 года тогдашний госсекретарь США Майк Помпео
определил, что Китай под руководством и контролем Коммунистической партии Китая совершил геноцид против уйгуров и других этнических и религиозных групп. меньшинства в Синьцзяне.
В марте 2021 года Европейский союз, Великобритания и Канада, предположительно под давлением Соединенных Штатов, объявили (
здесь ,
здесь и
здесь ), что они тоже ввели санкции в отношении китайских чиновников, обвиняемых в нарушениях прав человека, связанных с уйгурами, в Синьцзяне.
Китай ответил введением санкций (
здесь ,
здесь и
здесь ) в отношении более двух десятков европейских, британских и канадских законодателей, ученых и аналитических центров.
В число санкционированных лиц, которым запрещен въезд в Китай, относятся немецкий депутат Райнхард Бутикофер, возглавляющий делегацию Европейского парламента в Китае; четыре других члена Европейского парламента; Том Тугендхат, председатель комитета по иностранным делам британского парламента; четыре других члена британского парламента; Сьерд Вимер Сьордсма из парламента Нидерландов; Самуэль Коголати из парламента Бельгии; Довиле Шакалиене из парламента Литвы; Иэн Дункан Смит, бывший лидер Британской консервативной партии; Британский ученый Джоан Никола Смит Финли; Немецкий ученый Адриан Зенц; и шведский ученый Бьорн Джерден.
Эти люди публично критиковали правительство Китая за нарушения прав человека. Сьердсма, например, недавно призвал к
бойкоту зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году. Коголати и Шакалиене разработали закон о геноциде, а Зенц много писал о лагерях для заключенных в Синьцзяне.
Китай также ввел санкции в отношении главного органа ЕС, принимающего решения по вопросам внешней политики, известного как Комитет по политике и безопасности; Подкомитет Европейского парламента по правам человека; Берлинский институт китайских исследований Меркатора; британская исследовательская группа China Research Group; Комиссия по правам человека Консервативной партии; и Фонд «Альянс демократий», датский аналитический центр, основанный бывшим генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном.
Китай утверждает, что его санкции являются «оком за око» - морально эквивалентным возмездием - в ответ на санкции, введенные западными странами. Фактически, европейские санкции за преступления против человечности, тогда как китайские санкции направлены на то, чтобы заставить замолчать европейских критиков Коммунистической партии Китая.
В заявлении министерства иностранных дел Китая от 22 марта
говорится :
Китайская сторона призывает сторону ЕС задуматься о себе, прямо признать серьезность своей ошибки и исправить ее. Она должна прекратить наставлять других о правах человека и вмешиваться в их внутренние дела. Она должна положить конец лицемерной практике двойных стандартов и прекратить идти дальше по ложному пути. В противном случае Китай будет решительно реагировать и дальше ".
За несколько дней до голосования в Европейском парламенте по CAI президент Китая Си Цзиньпин, как
сообщается, позвонил канцлеру Германии Меркель и президенту Франции Макрону, а премьер-министр Китая Ли Кэцян позвонил премьер-министру Италии Марио Драги, пытаясь спасти инвестиционную сделку.
20 мая
Global Times , ежедневная бульварная газета, принадлежащая Коммунистической партии Китая,
отреагировала на решение приостановить ратификацию CAI:
«Условия, выдвинутые Европейским парламентом для возобновления процесса ратификации, являются грубыми и высокомерными. Он требует, чтобы «Китай снял санкции до того, как парламент сможет иметь дело с CAI». Эти санкции, введенные Китаем, на самом деле являются контрмерой против санкций ЕС в отношении китайских чиновников и организаций.
«Китай не может снять эти санкции под давлением Европейского парламента. Европейский парламент заявил в своем предложении, что он «призывает [Европейскую] комиссию использовать дебаты вокруг CAI в качестве рычага для улучшения защиты прав человека» в Китае. Китай будет сопротивляться и презирать такое намерение ".
21 мая официальный представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь
заявил, что надеется, что ЕС «сможет менее эмоционально выплеснуться и более рационально мыслить, а также принимать правильные решения в соответствии со своими интересами».
25 мая министр иностранных дел Китая Ван И
начал резкую атаку против европейских санкций: «Наши европейские друзья знают, что такое геноцид».
ОтветыРешение Европейского парламента о приостановлении ратификации CAI было встречено широким одобрением. Рейнхард Бутикофер, немецкий депутат Европарламента, находящийся под санкциями Китая и соавтор резолюции,
сказал, что попытки Пекина заставить замолчать критику Коммунистической партии Китая были «столь же нелепы, сколь и высокомерны, и они потерпят неудачу». Используя формулировки китайского сценария, он
добавил : «Китай просчитал свои санкции. Им следует учиться на своих ошибках и переосмыслить».
В интервью
Euronews Бутикофер
сказал, что даже если Китай снимет санкции, для его ратификации потребуется изменить CAI:
«По сути, в резолюции говорится, что это соглашение находится в морозильной камере, очень глубоко в ней. И мы требуем, чтобы Китай снял санкции до того, как Европейский парламент пожелает рассмотреть вопрос о решении этого вопроса.
"Когда вы смотрите на суть сделки, то обнаружите, что есть вопросы, которые на самом деле не касаются применения принудительного труда в Китае. Сделка не дает очень сильного механизма разрешения конфликтов. Если Китай не выполнит положения соглашения, инструменты, которыми мы должны заставить их жить по ним будут чрезвычайно слабыми, несмотря на письмо, которое они подписали,.
«Существуют ограничения в отношении доступа к рынкам. Это не обеспечивает равных условий игры и на самом деле не очень выгодно для европейской промышленности, за некоторыми исключениями. С другой стороны, это позволяет китайской стороне пользоваться национальным режимом в отношении европейских СМИ, в то время как европейские СМИ по-прежнему полностью исключены из китайского рынка».
Армин Лашет, ведущий кандидат, сменить Меркель на посту канцлера Германии на всеобщих выборах в сентябре,
сказал, что CAI не может быть ратифицирован, если Китай не отменит свои санкции: «Если вы хотите быть нашим партнером, вы должны проявлять взаимное уважение. Итак, в этом вопросе я хотел бы видеть движение со стороны Китая».
Португальский депутат Европарламента Педро Маркес
заявил, что Китай виновен в «нападении на европейскую демократию». Он
заявил : «Мы этого не потерпим».
Адриан Зенц, ученый, подвергшийся санкциям со стороны Китая за раскрытие нарушений прав человека в Синьцзяне,
написал в Твиттере, что подавляющая поддержка замораживания ратификации CAI «сродни смертному приговору».
Эксперт по Китаю Бетани Аллен-Эбрагимян
сказала :
«Китайское правительство испортило свои отношения с ЕС, так же как казалось, что Пекин успешно вбил клин между уставшей от Трампа Европой и администрацией Байдена».
Индийский эксперт по иностранным делам Гаутам Чикерман
писал, что ЕС необходимо «трижды» переосмыслить свои основные принципы и решить, что они отстаивают:
«В заявлении говорится, что CAI или любое другое соглашение с Китаем не будет продвигаться вперед, пока действуют санкции. В результате, если Китай откажется от санкций, ЕС откажется от своего отказа. Это геополитическая наивность ...
«Китай не может и не будет приручен. Он не будет придерживаться верховенства закона. Он не откажется от своих грубых воинов-волков. Он не изменит своей дипломатии долговых ловушек. Это не положит конец превращению политических систем в оружие, в данном случае – по линии разлома демократий, чтобы задушить демократии. Если это ответные санкции сегодня, завтра будет кража интеллектуальной собственности, а затем слежка за данными 5G за свободными гражданами. При Си Цзиньпине Китай превратился в монстра с головой гидры.
"Кроме того, мягкий мелкий шрифт, который разместил ЕС, - это не более чем хорошие манеры. За этим мелким шрифтом скрываются темные лобби крупнейших корпораций ЕС. Существует опасность, что хвост капитализма ЕС заставит подчиниться собаку государств-членов и суверенных демократий....
«Ценности свободы, равенства и братства, которые ЕС распространил по всему миру в 20-м веке, должны быть расширены в 21-м веке. Прямо сейчас эти ценности, а через них и граждане стран ЕС, безжалостно подавляются Пекином.
«То, что ЕС продолжает представлять себе бизнес как обычно с такой страной, показывает внутренние противоречия ценностей, которые теперь приукрашены мелкими корпоративными интересами."
Японский аналитик Кацудзи Накадзава, пишущий для
Nikkei Asia ,
добавил :
«Европейский парламент подавляющим большинством голосов проголосовал за заморозку процесса ратификации инвестиционного пакта с Китаем - сделку, которую Пекин шесть месяцев назад посчитал большой стратегической победой.
«Это вызвало шоковые волны по всему Китаю, и всего за один месяц с небольшим до, возможно, самого важного события в эпоху председателя Си Цзиньпина, 100-летия создания Коммунистической партии Китая, 1 июля».
«Некоторые члены партии обеспокоены тем, что праздничное настроение к столетнему юбилею будет омрачено суровой дипломатической реальностью. Не только отношения Китая со США плохи, но теперь отношения с ЕС застряли в канаве ...
«Поскольку Си разыгрывает свои карты, чтобы оставаться верховным лидером Китая после следующего пятилетнего национального конгресса партии осенью 2022 года, он не в настроении признавать провал своей политики. Поэтому никаких серьезных изменений не предвидится».
Возможно, Андреас Фульда, немецкий ученый, изучающий Китай,
сказал об этом лучше всего: «Хотя прекращение ратификации CAI - это хорошо, но лучше полностью отказаться от CAI».