Напряженность на Корейском полуострове
822,979 4,805
 

  Vediki977 ( Слушатель )
03 июн 2021 12:57:40

К визиту Мун Чжэ Ина в США

новая дискуссия Статья  196




В мае 2021 г. президент Южной Кореи совершил очередной визит в Америку, посетив новоизбранного президента Байдена на фоне ряда внутриполитических проблем и продолжения американо-китайского противостояния.
В преддверии визита журналисты и эксперты РК очертили целый ряд проблем, которые должны были бы стать предметом обсуждения президентов. Первая проблема, как ни странно, – не Северная Корея, а потенциальная помощь Соединённых Штатов Югу вакцинами, а в идеале – более серьёзное сотрудничество на этой почте. Как отметил глава администрации Мун Чжэ Ина по вопросам политики Ли Хо Сын, «США обладают оригинальными технологиями и материалами для вакцинирования, в то время как Южная Корея обладает биологическим производственным потенциалом № 2 в мире». Таким образом, благодаря партнёрству Южная Корея может стать глобальным центром производства вакцины, что может иметь далеко идущие экономические последствия, поскольку есть предположение, что Covid-19 вошёл в нашу жизнь так же плотно, как грипп. Несмотря на высокие по международным меркам темпы вакцинации, консервативная оппозиция довольно сильно критикует Мун Чжэ Ина за то, что всё происходит недостаточно быстро и недостаточно успешно, и особенно с точки зрения получения вакцин из Штатов (пусть и с последующим возвратом). В этом контексте в начале мая бывший председатель консервативной партии Хван Гё Ан, намеревающийся вернуться в политику, посетил США и активно вёл переговоры с местными политическими и деловым кругами. Целью переговоров было предоставление вакцины.
Вторая тема – экономические связи между двумя странами, и отнюдь не случайно Муна сопровождала целая группа влиятельных бизнесменов. Председатель SK Group и глава Корейской торгово-промышленной палаты Чхэ Тхэ Вон, вице-председатель Samsung Electronics Ким Ки Нам и генеральный директор LG Energy Solution Ким Чжон Хён. Здесь нельзя не отметить, как поменялась позиция Сеула в зависимости от американского курса. На каком-то этапе частично благодаря противостоянию с компанией «Самсунг» Мун провозгласил лозунг «No Memory Korea», предполагающий отказ от ставки на выпуск полупроводников и с высокой вероятностью это было связано с попыткой окоротить главу «Самсунг» Ли Чже Ёна. Но, как только президент Байден заговорил о важности производства полупроводников на фоне глобальной нехватки чипов, Мун немедленно заявил о поддержке данного сектора и назвал его «национальной стратегической отраслью».
Третья тема – действительно, КНДР. Здесь предполагалось, что Мун Чжэ Ин будет пытаться уговорить Байдена сохранять текущий уровень отношений и, что самое важное, не отступать от признания Сингапурской декларации 2018 года. В целом это не очень большой удар по американской позиции, поскольку из четырёх пунктов декларации три представляли собой общие слова с довольно широкой трактовкой, а последний пункт, касавшийся возвращения останков американских военнослужащих, был в значительной мере выполнен.

Тем более, что идею поддержки этого документа высказывали и американские политики и эксперты наподобие Курта Кэмпбелла. Левые СМИ отмечали, что было бы идеально, если бы Мун не только убедил Байден не оставить в неприкосновенности итоги курса Трампа, но и добился формального окончания Корейской войны.
17 мая МИД опровергло сообщения газеты Maeil о том, что РК обещалась улучшить отношения с Японией в обмен на то, что Соединённые Штаты не откажутся от Сингапурской декларации. «Это сообщение не только не соответствует действительности, но и является злонамеренным». Поэтому корейско-японские отношения можно было бы назвать четвёртой темой, поскольку Байден активно пытается помирить Сеул и Токио, скорее придерживаясь японской точки зрения на то, что все финансовые вопросы были урегулированы соглашениями 1965 и 2015 годов.
С четвёртым вопросом тесно связан и пятый – потенциальное участие РК в организуемых Америкой региональных альянсах наподобие QUAD. С точки зрения автора, несмотря на демонстрацию независимой политики, Сеул не сможет в итоге не присоединиться к ним, но хотелось бы получить определённые гарантии. Возможно, именно поэтому корейские бизнесмены будут оговаривать варианты инвестиций в США, которые бы восполнили выгоду, неизбежно упущенную после того, как в ответ на присоединение к QUAD Китай введёт против Южной Кореи формальные или неформальные санкции, аналогичные или превосходящие те, что вводились после размещения на территории РК американской ПРО THAAD.
Не исключалось, что Мун и Байден будут обсуждать вопросы прав человека применительно к КНДР.
По обычаю, накануне визита в РК была написана масса статей с рекомендациями, что должен и чего не должен делать президент, и каждая отражала политическую повестку автора. Консерваторы требовали солидаризироваться с американским курсом, не верить Северу и присоединяться к «четвёрке», развивая объединённые возможности двух стран, а более левые политики типа Мун Чжон Ина предлагали сделать упор на сотрудничество в области борьбы с коронавирусом, за экологию, за научно-технические обмены и т.п. Впрочем, о том, что саммит должен быть посвящён не Северной Корее, а вакцине и чипам, писали даже такие консервативные издания, как «Чунан ильбо». На фоне пандемии и американо-китайского противостояния и то, и другое превратилось в «стратегический актив».
Не обошлось и без утверждений о том, что на фоне саммита КНДР обязательно устроит какую-нибудь особо жёсткую провокацию.
За день до визита стала известна развёрнутая программа мероприятия. С точки зрения автора, церемониальных и протокольных событий в ней было больше, чем конкретного общения.
Собственно саммит происходил 21 мая, причём перед переговорами с Байденом Мун Чжэ Ин был приглашён американским президентом на торжественное вручение почётной медали Белого дома 94-летнему ветерану Корейской войны. Это произошло перед началом саммита и выглядело дополнительной демонстрацией верности альянсу, тем более что Мун стал первым иностранным лидером, который посетил подобную церемонию. До собственно Байдена южнокорейский лидер встречается с вице-президентом Камалой Харрис: стороны договорились о необходимости расширения двустороннего альянса. Мун отметил, что администрация Байдена, оказывается, тесно сотрудничала с Голубым домом в контексте пересмотра стратегии в отношении Пхеньяна. Хотя вообще-то из СМИ и хроники визитов скорее складывалось ощущение, что корейскую сторону скорее ставили перед фактом, минимально учитывая её пожелания. Кроме того, политика Байдена в отношении КНДР в том виде, в каком её объявили, даёт весьма широкий арсенал методов, поскольку скорее было сказано, что это НЕ будет заигрывание в стиле Трампа или стратегическое терпение в стиле Обамы. Интереснее то, что Мун и Харрис подчеркнули важность двустороннего альянса не только в Индо-Тихоокеанском регионе, но и во всём мире.
Затем Мун довольно долго разговаривал с Байденом, после чего состоялась пресс-конференция. Однако отдельным документом было развернутое совместное заявление двух президентов, которое как бы подводило итоги визита. Было ли оно написано заранее или стало итогом текущих переговоров – хороший вопрос, так как в отличие от Трампа, Байден не сторонник подхода top-down. Общее время личной встречи заняло 171 минуту, а всего южнокорейский лидер пробыл в Белом доме 5 часов 40 минут. Утверждается, что это было примерно на час дольше, чем планировалось.
Таким образом, собственно переговорам был посвящён один день. Без мелких инцидентов не обошлось. На церемонии вручения медали Байден сначала назвал Муна премьер-министром, однако когда он обратился к нему напрямую, президента РК проименовали правильно.
Южнокорейские СМИ, как обычно, уделяли внимание глубокому символизму протокола, который должен был иллюстрировать то, что Мун был более желанным партнёром для Байдена, чем Суга: и встречались они без масок, и время обеда было больше. Однако надо отметить, что визит действительно прошёл взаимовыгодно и, по мнению автора, вогнал ещё пару гвоздей в крышку гроба представлений о том, что Мун – «идейный антиамериканист и продался Китаю».
Теперь посмотрим, что было достигнуто Муном по каждому из направлений и чем, возможно, за эти успехи было заплачено. Благо, по словам Муна, это был «самый лучший саммит, с самыми лучшими результатами».
Помощь вакцинами. Помощь по линии вакцин Мун в целом выбил, хотя надо отметить, что 20 мая Джен Псаки подтвердила, что США будут распределять вакцины по всему миру. Важным достижением является и заявление Байдена, что США обеспечат полную вакцинацию всех южнокорейских военнослужащих, которых насчитывается 550 000 человек, и вступит в глобальное партнёрство с Сеулом по глобальным поставкам вакцин для оперативного реагирования на инфекционные заболевания. Помимо этого, 22 мая Samsung Biologics подписала соглашение о выпуске в РК вакцины Moderna. Подписание состоялось в присутствии президента и это уже четвертая вакцина, которая будет производиться в РК после AstraZeneca, Novavax и Спутника V.
Учитывая, что в настоящее время население страны составляет около 50 млн. человек, вопрос антиковидной помощи Мун решил скорее удачно.
Впрочем, автору важнее кажется то, что стороны дали обязательства работать над укреплением и реформированием ВОЗ. Это весьма важно, поскольку данную структуру нередко упрекают в том, что она занимает излишне прокитайскую позицию.
Экономическое сотрудничество. Четыре крупных компании, включая Samsung и SK объявили о готовности инвестировать в предприятия по производству микросхем, электромобилей и аккумуляторных батарей на территории США более 35 млрд. долларов США (Samsung Electronics – 17 млрд., LG Energy Solution и SK Innovation – около 14 млрд., Hyundai Motor – 7,4 млрд., SK Hynix – 1 млрд.).
Стороны договорились, что будут совместно работать над созданием стабильных цепочек поставок полупроводников, чипов, медицинских принадлежностей, экологически чистых аккумуляторов, фармацевтических препаратов и других «критически важных материалов».
Обсуждались расширение взаимодействия в реформировании ВТО, а также взаимные инвестиции и разработки, углубление кооперации в целях создания устойчивых цепочек поставок в таких направлениях как полупроводники, аккумуляторные батареи для электромобилей, новые материалы, фармацевтика, водородное топливо, улавливание и хранение углерода, искусственный интеллект, 5G, 6G, квантовые и биотехнологии, open-RAN.
Любопытно, что в рамках экономического сотрудничества стороны объявили о его расширении и в секторе ядерной энергетики, включая совместное участие в строительстве АЭС. Это тоже момент существенной важности. Доселе Мун довольно громко заявлял об экологической основе своей политики по ядерной отрасли и о курсе, направленном на максимальное снижение доли АЭС за счёт возобновляемых источников энергии.
Оттого решение Муном вопросов экономического сотрудничества можно считать успешным, хотя пока речь идёт лишь о предварительных договорённостях и протоколах о намерениях.
Северокорейский вопрос. Формулировки были довольно округлыми. Соединённые Штаты готовы дипломатически взаимодействовать с Северной Кореей, чтобы предпринять практические шаги по полной денуклеаризации Корейского полуострова.
Здесь сразу можно обратить внимание на смешанную формулировку. С одной стороны, про денуклеаризацию всего полуострова, а не только КНДР, говорят скорее южнокорейские левые и вместе с ними – Китай и Россия. С другой, сохраняется сам термин «полная денуклеаризация». С третей, совместное заявление призывает к полной реализации соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, что, в общем-то, не оставляет сомнений в том, какую итоговую цель предполагают США. Тем не менее, Мун поприветствовал формирование политики США в отношении Севера, а Байден выразил поддержку межкорейскому диалогу. Кроме того, стороны, с одной стороны, были согласны работать над улучшением ситуации с правами человека, а с другой, дали обязательства «продолжать оказывать содействие гуманитарной помощью наиболее нуждающимся северокорейцам». Также была подчёркнута готовность содействовать воссоединению разделённых семей.
В ходе саммита Байден заявил, что может встретиться с северокорейским лидером, и это вызвало ажиотаж среди комментаторов, похоже, не дочитавших заявление до конца. Ибо, по мнению Байдена, встреча была бы возможно в случае, если «Ким возьмёт на себя серьёзные обязательства обсудить отказ от своих ядерных амбиций, которые также должны быть проверены в ходе переговоров перед встречей». В таком формате это означает только тогда, когда Ким будет готов капитулировать и убедит в этом Вашингтон.
СМИ РК отметили, что во время пресс-конференции Байден не упомянул Сингапурскую декларацию, но в совместном заявлении упоминалось, что дипломатия и диалог будут основаны на предыдущих обязательствах, таких как Пханмунчжомская и Сингапурская декларации.
Тема прав человека тоже была затронута в совместном заявлении, и анонимные источники утверждают, что Мун согласился включить в текст вопрос о правах человека в КНДР в обмен на упоминание Пханмунчжомской и Сингапурской декларации.
Тем не менее, похоже, что курс Байдена в отношении КНДР будет в заметной степени прагматическим. Он назначил главным переговорщиком с КНДР спецпосланника по Северной Корее, безусловно компетентного и не принадлежащего к числу ястребов, специалиста Сона Кима, который был послом США в РК и американским представителем на шестисторонних переговорах.
Эксперты в США и не только также согласились с мыслью о том, что назначение Сона Кима отражает приверженность к дипломатическому пути решения проблемы.
Поэтому в целом сложно утверждать, удалось ли сторонам достичь консенсуса по северокорейской проблеме, зато точно можно заметить демонстрацию этого консенсуса на публике.
Отношения Сеула и Токио. 21 мая Джен Псаки отметила, что РК и США могут иметь взгляды на некоторые аспекты американо-китайских отношений, и «это будет частью нашей дискуссии». Кроме того, Паски отметила, что «мы продолжаем продвигать расширенное трёхстороннее сотрудничество».
Во время пресс-конференции Байден упомянул, что он и Мун обсуждали укрепление сотрудничества с региональными партнёрами, включая QUAD и трёхстороннее сотрудничество с Японией, значимость которого названа фундаментальной. Автор считает, что для оценки последствий договорённостей в этой области будет проще смотреть на динамику развития связей Сеула и Токио.
QUAD и иные вопросы военного сотрудничества. 20 мая Джен Псаки официально исключила возможность того, что Байден попросит Южную Корею присоединиться к QUAD и в целом данная тематика не педалировалась. Тему передачи Сеулу права оперативного командования в военное время (OPCON) тоже подтвердили, но с учётом конкретных условий...

По ссылке на полную статью

Ссылка
  • +0.68 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Vediki977 ( Слушатель )
08 июн 2021 15:09:38

Итоги саммита Байден — Мун и реакция Китая




Описав общие итоги визита президента Южной Кореи в США, хочется более внимательно посмотреть на то, какова была реакция Пекина на хорошо заметную антикитайскую направленность визита и то, как в Сеуле старательно делают вид, что «ничего такого не было и нам за это ничего такого не будет».


Напомним, что, хотя открыто КНР не критиковали, камней в огород накидали достаточно:


  • Снятие ограничений на ракетную программу РК, позволяющее ей иметь свои МБР, имеет отчетливо антикитайский характер, поскольку прежней дистанции в 800 км для противостояния КНДР вполне хватало.

  • В совместном заявлении двух президентов впервые упоминался тайваньский вопрос: стороны подчеркнули «важность сохранения мира и стабильности в Тайваньском проливе» при том, что Китай рассматривает Тайвань как часть своей территории, а тайваньский вопрос — внутреннее дело Китая.

  • Кроме того, Мун и Байден подчеркнули важность сохранения свободы судоходства в Южно — Китайском море и за его пределами.

  • В заявлении отмечается, что Корея и США «подтверждают поддержку расширения сотрудничества с тихоокеанскими островными странами и признают важность открытой, прозрачной и инклюзивной региональной многосторонности, включая Quad».» Хотя это не говорит о вступлении РК в указанный блок, это означает, что де-факто Сеул принял ее основные принципы.

  • Не менее ясным был «мессадж» о соблюдении прав человека или противостоянии действиям, «которые подрывают, дестабилизируют или угрожают основанному на правилах международному порядку» .



Еще до официальных итогов визита китайская «Глобал Таймс» отмечала, что «бить в барабан США по основным интересам Китая, таким как тайваньский вопрос, не соответствует национальным интересам Южной Кореи. Это было бы равносильно тому, чтобы Вашингтон заставил его выпить из чаши с ядом». Да, Южная Корея полагается на США, когда речь заходит о безопасности, но объем торговли между Китаем и Южной Кореей выше, чем объем торговли Южной Кореи с США и Японией одновременно. Кроме того, Китай является ключевой стороной в решении проблемы Корейского полуострова. Газета отмечала, что итог саммита станет показателем того, сможет ли Сеул придерживаться своих принципов и итогов, несмотря на давление США. В другой статье газеты пригашенные эксперты заявили, что «США объединяют своих союзников против Китая, но большинство стран знают, что тайваньский вопрос является красной линией Китая. Южная Корея, стратегический партнер Китая, вряд ли будет решительно выступать против Китая в своем совместном заявлении с США, особенно когда речь заходит о Тайване».



Сразу же после саммита в Пекине и Сеуле обменялись репликами. 24 мая на фоне ожиданий, что заявление после первого личного саммита между президентами Мун Чжэ Ином и Джо Байденом может вызвать беспокойство в Китае, посол Китая в РК Син Хаймин заверил, что Китай осознает, что часть совместного заявления, сделанного на саммите между Южной Кореей и Соединенными Штатами, нацелена на Пекин.

В тот же день 24 мая представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь указал, что правительство Китая выражает озабоченность совместным заявлением, опубликованным 21 мая после встречи президентов РК и США. «Тайваньский вопрос — это внутреннее дело Китая. Он затрагивает суверенитет и территориальную целостность Китая и не допускает вмешательства внешних сил. Мы призываем соответствующие страны говорить и действовать осмотрительно по тайваньскому вопросу и воздерживаться от игры с огнем». Чжао Лицзянь заявил, что соседние страны должны быть осторожны в своей риторике по Тайваньскому вопросу, а в отношении Южно-Китайского моря нет никаких проблем, потому что каждая страна пользуется свободой судоходства и авиации.
В ответ 24 мая первый заместитель министра иностранных дел Чхве Чжон Гын заявил, что, по его мнению, Пекин высоко оценит тот факт, что в совместном заявлении не было прямого упоминания о Китае. Да, о Тайване речь шла, но «факт заключается в том, что мы не указали Китай, и, в конце концов, в нем содержатся общие фразы о том, что региональный мир и стабильность важны. С точки зрения Китая, они высоко оценят это». Ведь на саммите Байден-Суга единый фронт против Китая заявлялся открыто. И потом, «стабильность и мир на Тайване оказывают непосредственное влияние на наши национальные интересы».
Что же до снятия ограничений на ракетные разработки Сеула, то, «если Пекин и испытал дискомфорт, то он уже должен был испытывать дискомфорт по поводу разработки ракет задолго до этого».
Представитель Министерства национальной обороны Пу Сын Чхан также заявил, что Сеул «не рассматривал влияние на соседние страны, когда речь шла об отмене руководящих принципов по ракетам, и со стороны Китая не было никаких жалоб.
25 мая представитель администрации южнокорейского президента Ли Хо Сын заявил, что прогнозы некоторых СМИ о том, что из-за договорённостей, достигнутых в ходе южнокорейско-американского саммита, Пекин может ввести в отношении Сеула меры экономического возмездия, аналогичные принятым несколько лет назад в знак протеста против размещения на территории РК американских систем противоракетной обороны THAAD, являются чрезмерными. «Китай географически является соседней страной и очень важным экономическим партнером. В этом смысле обе страны пытаются укрепить свои взаимные связи».
В тот же день 25 мая министр иностранных дел Чон Ый Ен отметил, что «в свете особых отношений между Южной Кореей и Китаем наше правительство воздержалось от конкретных комментариев по поводу внутренних дел Китая» и эта позиция была отражена в совместном заявлении саммита на прошлой неделе с Соединенными Штатами. Что важно, сказал он, это — в ответ на вопрос, почему в совместном заявлении, в котором содержится призыв к улучшению ситуации с правами человека в Северной Корее, не упоминаются вопросы прав человека в Синьцзяне и Гонконге.
В связи с упоминанием Тайваньского пролива Чон повторил, что этот вопрос был добавлен для того, чтобы подчеркнуть важность поддержания регионального мира и стабильности в общем смысле: «мы полностью осознаем уникальные отношения между Китаем и Тайванем. Позиция нашего правительства не изменилась». Чон Ый Ен подчеркнул, что «ссылка на Тайваньский пролив была на теоретическом и принципиальном уровне.
26 мая в интервью программе MBC Син Хаймин вновь выразил дискомфорт в связи с совместным заявлением, сделанным на саммите: южнокорейская сторона объяснила нам свою позицию, но с нашей точки зрения, Тайвань это внутреннее дело Китая. Син подчеркнул, что Южная Корея уже признала Тайвань частью Китая, когда открыла дипломатические отношения в 1992 году, а автор помнит, как в связи с этим огромный комплекс посольства тайваньской стороне приказали очистить за двое суток, после чего торжественно передали КНР.
Посол также не согласился с упоминанием в заявлении Южно-Китайского моря, повторив заявление Пекина о том, что в отношении свободы транзита по стратегическому водному пути не было никаких проблем. В общем, «правительство Сеула должно самостоятельно взаимодействовать с США на основе консенсуса южнокорейского народа».
Но если официальный Сеул продемонстрировал странную смесь самонадеянности и благодушия, СМИ и эксперты настроены более скептически. Как считает директор Института американо-китайской политики в Университете Аджу Ким Хён Гю, правительство Муна фактически заняло позицию присоединения к политике сдерживания Китая, хотя, по сравнению с Японией, использовало относительно более осторожный тон и риторику. По мнению Кима, КНР будет придерживаться осторожного подхода и воздерживаться от прямого давления на Корею, которое может подтолкнуть Сеул к дальнейшему сближению с США. Но когда будет видно, что стратегическая позиция Кореи пересекла красную линию Китая, Пекин введет ограничения гораздо более жесткие, чем в 2017 году. Кроме того, Китай будет более активно рассматривать вопрос о визите в Корею председателя Си для своего рода уравновешивания позиций.
В редакционной статье «Корея Таймс» от 26 мая отмечалось, что реакция Пекина действительно казалась более мягкой, чем его протест против совместного заявления, опубликованного Байденом и Сугой, в котором прямо упоминался Китай. Однако после более удачного, чем ожидалось, саммита с Байденом, президент Мун может столкнуться с Китаем. Пекин считает Сеул самым слабым звеном в возглавляемой Вашингтоном кампании против него, но укрепление корейско-американского альянса может нанести удар по усилиям Китая переманить Сеул на свою сторону, чтобы уравновесить политику сдерживания Америки. И подвигнуть его на дополнительные действия в данном направлении.

После этого тема исчезла из новостей, но автор подвел бы итоги следующим образом:


  • Действительно, тон заявления лидеров США и РК был мягче, чем тон заявления лидеров США и Японии. Но в отличие от Сеула Токио не изображает равно-ориентированную политику и имеет с КНР ряд конфликтов, в том числе по вопросу островов Сэнкаку.

  • По мнению китайских респондентов автора, визит хорошо подчеркнул, на чьей стороне Сеул, и в этом контексте они рассуждают о целенаправленной кампании разжигания ненависти к Китаю на уровне действий СМИ и НГО, и это не только войны за кимчхи.

  • Ответ Китая на такое воспоследует, но весьма вероятно, что он будет неформальным – в 2017 г. официальных санкций не было, но южнокорейским компаниям в КНР стало КРАЙНЕ НЕКОМФОРТНО. Более жесткие меры могут последовать в ответ на конкретные действия.

  • И, поскольку Юг определил сторону, одним из вариантов ответа будет усиление поддержки Севера. Как минимум, экономической, как максимум – активное противление попыткам новых санкций.




Ссылка
  • +0.70 / 5
  • АУ