Перспективы развития России
24,261,456 126,513
 

  Dobryаk ( Профессионал )
03 июн 2021 22:55:01

Парламентские слушания по состоянию науки в стране

новая дискуссия Аналитика  125

http://science.counc…qBqs9BqwP0

Парламентские слушания

«Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста»

13 мая 2021 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Участники парламентских слушаний – сенаторы Российской Федерации, представители Российской академии наук, научных и образовательных организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации с высокой концентрацией исследований и разработок, представители экспертного и бизнес-сообщества, обсудив вопросы укрепления кадрового потенциала российской науки, подготовки научных кадров и поддержки ученых, повышения привлекательности научной карьеры для молодежи, отмечают следующее.
На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 8 февраля 2021 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил важность долгосрочной системной работы по укреплению научного потенциала страны, включающей развитие передовой исследовательской инфраструктуры вузов и научных центров, систему поддержки молодых талантов, привлечение к научным проектам наших соотечественников. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «именно образование и наука, технологический суверенитет сегодня стали не просто важными, а в значительной степени решающими, ключевыми факторами национальной безопасности, качества жизни людей».
Согласно утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее — Стратегия), отнесенной наряду с ежегодным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации к документам стратегического планирования федерального уровня, целью научно-технологического развития России является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. В качестве первоочередной задачи, которую необходимо решить для достижения указанной цели, Стратегией определено создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принимаются меры по развитию научного кадрового потенциала, данные вопросы находятся на постоянном контроле Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
В числе наиболее значимых таких мер – направленные на повышение эффективности управления и межведомственной координации в сфере научно-технической политики решения, принятые по итогам состоявшегося 8 февраля 2021 года Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, включая создание в качестве постоянно действующего органа при Правительстве Российской Федерации Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации, в функции которой вошла координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с обеспечением соблюдения основных принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики, разработкой и реализацией государственной программы в области научно-технологического развития.
В рамках долгосрочной системной работы по развитию научного потенциала страны продолжается реализация федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».
Развивается сеть уникальных научных установок класса мегасайенс на территории России.
Сформирована сеть из 10 научно-образовательных центров мирового уровня, деятельность которых направлена на подготовку кадров, создание технологий, выпуск товаров, не только востребованных на российском и зарубежных рынках, но и способных обеспечить присутствие Российской Федерации в числе ведущих стран мира в области исследований и разработок.
Расширяется практика поддержки крупных научных проектов, в том числе программа мегагрантов.
Реализуется широкий спектр инструментов поддержки талантливых студентов и молодых исследователей, в том числе через гранты и стипендии Президента Российской Федерации, через систему фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, принимаются меры по созданию механизмов «карьерных лифтов» в сфере исследований и разработок.


В целях совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации, смещения акцентов с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, повышения качества подготовки диссертаций на соискание ученой степени принят Федеральный закон 30 декабря 2020 года № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В то же время, статистика и практика показывают недостаточность принимаемых мер. Участники парламентских слушаний отмечают, что несмотря на постоянную планомерную работу и приоритетность вопросов развития научного кадрового потенциала в российской государственной политике, их актуальность не только сохраняется, но и нарастает с учетом текущей экономической ситуации и рисков сокращения имеющегося научного потенциала, а также в связи с национальными целями и задачами прорывного развития экономики России.

На протяжении ряда лет в России сохраняется устойчивая тенденция уменьшения общей численности ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками. В 2000 году в общей сложности, с учетом технического и вспомогательного персонала, в отечественной сфере исследований и разработок насчитывалось 887,7 тыс. человек, в том числе 425,9 тыс. исследователей. В 2010 и 2019 годах эти цифры составляли соответственно 736,5 тыс. человек (в том числе 368,9 тыс. исследователей) и 682,4 тыс. человек (из них 348,2 тыс. исследователей).

Характеризуя состояние ресурсов для пополнения научно-исследовательского корпуса страны, необходимо отметить, что в 2019 году в России было 84,3 тыс. аспирантов, что в 1,8 раза меньше, чем в 2010.

Снизилась и эффективность аспирантуры: в вузах, доля аспирантов, выпустившихся с защитой кандидатских диссертаций, снизилась с 30,3 % до 10,4 % от общего количества выпускников аспирантуры.

Участники парламентских слушаний отмечают прямую связь между долей ВВП, направляемой на развитие научных исследований, и числом учёных: в развитых странах при расходовании 2–3 % ВВП на науку число учёных составляет около 1% от общей численности работающих. При этом сократившееся в последние годы число учёных в стране до уровня 0,5 % от числа работающих в целом соответствует этой мировой закономерности, поскольку расходы на науку составляют чуть больше 1 % ВВП. Таким образом, неблагоприятные тенденции сокращения числа учёных в стране являются частью системной проблемы недофинансирования науки. 

В числе основных путей решения этой проблемы необходимо рассмотреть привлечение средств высокотехнологических отечественных компаний, заинтересованных в подготовке научных и инженерных кадров высшей квалификации для инновационной экономики. В рамках подготовки к парламентским слушаниям корпус профессоров Российской академии наук в 2020 году провел экспертный опрос, направленный на оценку состояния системы подготовки научных кадров в интересах страны и регионов. В опросе приняли участие 302 профессора РАН в возрасте от 36 до 55 лет, представляющие все отделения Российской академии наук.

По итогам выявлено, что большинство опрошенных (66,7 %) считают существующую систему подготовки научных кадров в Российской Федерации несоответствующей или лишь частично соответствующей задачам, стоящим перед российской наукой на ближайшее двадцатилетие.

73,8 % опрошенных считают недостаточными существующие механизмы поддержки аспирантов и молодых ученых для обеспечения мобильности научных кадров на территории Российской Федерации и устойчивого развития субъектов Российской Федерации.

В числе наиболее серьезных барьеров, в наибольшей степени снижающих эффективность системы подготовки и поддержки научных кадров для страны и регионов, по итогам опроса отмечены:

1) недостаточная базовая финансовая поддержка научных сотрудников и вспомогательного персонала (67,2 % опрошенных);
2) устаревшая материально-техническая база, не позволяющая проводить исследования на высоком мировом уровне (59,3 %);
3) факт, что аспирантура на данный момент является уровнем образования (41,7 %);
4) недостаточные социальные гарантии, предоставляемые российским исследователям (39,4 %);
5) отсутствие возможности получения новых ставок в научных организациях для молодых специалистов (36,4 %);
6) недостаточная международная мобильность как для российских ученых, так и в части возможности привлечения иностранных ученых (29,1 %);
7) плохо сбалансированная система грантового финансирования (25,8 %).
67,9% опрошенных отметили недостаточность поддержки развития научных кадров со стороны органов власти субъектов Российской Федерации.
Только 22,9 % участников опроса назвали высоким уровень мотивации талантливых старшеклассников к выбору профессии в области научных исследований.

По мнению участников парламентских слушаний, сокращение имеющегося научного потенциала создает угрозы как для национальной безопасности России, так и для достижения необходимых темпов экономического роста. Для принципиального изменения ситуации с кадровым обеспечением в сфере науки, преодоления существующих негативных тенденций, повышения привлекательности научной карьеры для молодежи требуется разработка и реализация, в том числе на законодательном уровне, комплекса мер, направленных на формирование системы подготовки и поддержки научных кадров, включающей популяризацию науки среди подрастающего поколения; выявление, сопровождение и помощь в развитии молодых талантов; повышение привлекательности научной карьеры; создание благоприятных условий осуществления научных исследований; поддержку, мониторинг и планомерное сопровождение становления ученого-исследователя, развитие его способностей к самостоятельному научному поиску и транслированию знаний.


Отмечая актуальность вопросов развития российского научного кадрового потенциала для эффективной реализации Стратегии, достижения национальных целей и обеспечения прорывного научно-технологического развития России, участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:
I. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при доработке ко второму чтению проекта федерального закона № 1100997–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учесть необходимость обеспечения оптимизации процедур проведения закупок при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
  • +1.27 / 17
КОММЕНТАРИИ (0)
 
Комментарии не найдены!