Из истории спецназа Пограничных войск
Бойцы спецназа ФПС «Сигма» приняли участие во многих пограничных конфликтах в 1990-е годы. Фото из архива автора
Пограничные войска, в советское время подчиненные КГБ, были элитными войсками. В них призывали юношей, имевших среднее образование, спортивные разряды и незапятнанную репутацию. В военное время они не только принимали на себя первый удар агрессора, но и имели задачи организации партизанских действий на занятой врагом территории. Решение этой задачи, во многом совпадавшей с задачами спецназа ГРУ ГШ, предполагало прохождение разведывательно-диверсионной подготовки.
В афганской войне пограничники принимали активное участие в составе мотоманевренных групп, действовавших на удалении до 100 км от госграницы. Они вели разведку и проводили активные мероприятия против бандформирований моджахедов в северных провинциях. 15 февраля 1989 года на мосту через Амударью генерал Борис Громов сказал, что за его спиной не осталось ни единого советского солдата, и на следующий день на территорию Союза вернулась восьмитысячная группировка погранвойск.
СОЗДАНИЕ ПОГРАНИЧНОГО СПЕЦНАЗАГраницы РФ как сложного инженерного сооружения еще не существовало. Необходимо было искать новые формы охраны. Поэтому на южных границах были сформированы нештатные взводы повышенной боевой способности. Они являлись мобильным резервом командования отрядов и могли оперативно перебрасываться в районы, где создалась опасность нарушения границы или требовалось задержать нарушителей.
Но отцом-основателем спецназа ПВ можно считать генерал-полковника Андрея Николаева, которого в августе 1993 года Ельцин назначил командующим погранвойсками – заместителем министра безопасности РФ.
Причиной назначения послужила гибель 12-й погранзаставы на таджикско-афганской границе. Новый командующий принял решение о формировании подразделений, способных как оперативно реагировать в случае подобных нападений, так и вести работу по их предотвращению. Его приказом от 17 мая 1994 года предписывалось создание спецподразделений, к которым относились группа «С» (Сигма), разведывательные взводы, отдельные группы специальной разведки (ОГСР).
В декабре 1994 года была создана Федеральная пограничная служба РФ, а Николаев был назначен ее первым директором.
На подразделения спецназа ФПС РФ были возложены следующие задачи:
– проведение операций, связанных с реализацией оперативной информации о враждебной деятельности на госгранице и в пунктах пропуска спецслужб иностранных государств, экстремистских и преступных группировок;
– защита в экстремальных условиях помещений, транспорта и других объектов ФПС;
– осуществление разведывательно-поисковых мероприятий;
– освобождение заложников из числа военнослужащих, органов и организаций ПС РФ;
– изучение оперативной обстановки в районах предполагаемых действий группы, проведение рекогносцировок;
– проведение спецмероприятий, связанных с реализацией оперативной информации правоохранительных органов;
– розыск и задержание вооруженных групп и лиц, пересекших или пытающихся пересечь госграницу РФ;
– обеспечение безопасности руководства ФПС во время поездок по стране и за рубеж;
– обеспечение безопасности сотрудников дипломатических представительств РФ в странах СНГ в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п.
УРОВНИ ПОДЧИНЕНИЯСтруктура спецподразделений погранвойск имела несколько уровней подчинения.
В непосредственном подчинении директора ФПС и его заместителя по разведке находилась группа «Сигма», на которую возлагались задачи особой важности.
В 1995-м создали два подразделения группы «С» в Москве и Краснодаре. От создания еще одного подразделения в Хабаровске отказались по экономическим причинам.
Окружные спецподразделения создавались лишь в тех округах, где была высока вероятность возникновения угрожаемой ситуации. Они назывались разведывательными взводами и подчинялись разведотделам штаба ПВ. Они появились в Северо-Западном пограничном округе со штабом в Петербурге, в Северо-Кавказском округе (Ставрополь), в Дальневосточном округе (Хабаровск) и в Группе пограничных войск РФ в Таджикистане.
В отрядах погранвойск и групп войск создавались отдельные группы спецразведки, но опять-таки не везде, а только на наиболее опасных направлениях. Конкретнее – в каждом отряде Северо-Кавказского округа и Группы погранвойск в Таджикистане.
ГРУППА «СИГМА»Формирование группы «С» началось 1 февраля 1995 года. Командиром ее был назначен Игорь Митрофанов, проходивший в это время службу в группе «А». Он окончил пограничное училище, пять лет служил на границе, после чего был зачислен в «Альфу».
Митрофанов предложил разместить группу «С» на базе специального авиаотряда ФПС в Шереметьеве. В апреле-мае 1995-го началось комплектование. По штатному расписанию в «Сигме» были должны служить только офицеры и прапорщики.
Вот что рассказал об этом полковник Митрофанов: «Штат Московского подразделения группы «С» составлял 89 человек, а штат Краснодарского подразделения – 30. Отбор шел на основе требований, разработанных совместно с военно-медицинским управлением ФПС... Были разработаны тесты физической кондиции кандидатов.
Из группы «А» вместе со мной пришло семь человек. Это был костяк создававшейся «Сигмы». В группе «А» они не занимали руководящих постов, однако я рискнул назначить их на руководящие позиции в нашем подразделении... Также пришли ребята из ФСО, из МЧС и из воинских подразделений МО РФ... Отбирали людей исключительно по рекомендации сотрудников спецподразделений. Но специалистов, знающих пограничную службу, было очень мало, и пришлось проводить занятия по пограничной тематике».
Подразделение «Сигмы» в Краснодаре было укомплектовать намного проще. В Казахстане и Узбекистане были расформированы спецподразделения КГБ СССР, и русские офицеры стали уезжать в Россию. Это были хорошо подготовленные офицеры спецназа, они много сделали для «Сигмы». В основном они имели опыт специальных действий и были хорошо физически подготовлены, и для завершения их квалификации нужна была лишь пограничная подготовка.
Уже 15 июля 1995 года директор ФПС направил группу в первую командировку на Кавказ. К этому времени в Московском подразделении было всего 15 человек, в Краснодарском еще человек 10. Основной задачей командировки было проведение боевого слаживания, проверка возможностей группы по выполнению задач. Командировка показала направления, где требовалось вмешательство руководства.
Например, после первой командировки в группу поступило обычное штатное армейское вооружение. Потом по указанию Николаева в группе появились автоматы «Вал», снайперские винтовки «Винторез» и другое спецоружие.
СОЗДАНИЕ РАЗВЕДКИФормирование взводов и групп спецразведки было поручено подполковнику Сергею Ососову, имевшему опыт боевых действий в Афганистане в составе 350-й гв. пдп. Численность взвода – до 30 человек. Взводы были укомплектованы исключительно прапорщиками. Командир – офицер, штатная категория – майор.
Личный состав взводов отбирали из контрактников, которые ранее проходили службу в ВДВ, морской пехоте и погранвойсках. Отобранные проходили подготовку в школе прапорщиков 1071-й оуп СпН в городе Печоры Псковские. Второй этап жесткого отбора шел в процессе учебы в полку по принципу: «Лучше меньше, да лучше».
Выпускники были направлены в округа, где комплектовались взводы. Первый взвод был сформирован на Кавказе. Следующий в Таджикистане, за ним последовал Северо-Запад, и в конце Дальний Восток. Первые три взвода Ососов формировал лично, отбирая каждого солдата. Поэтому качество отбора было высокое.
Командиров взводов отбирала комиссия в основном из офицеров погранвойск. В Таджикистане людей отбирали из состава офицеров 201-й базы, попавших под сокращение. В частности, взяли командиром группы бывшего офицера спецназа ГРУ Сергея Раковского. На взводы Северо-Западного и Северо-Кавказского округа были отобраны выпускники Голицынского пограничного училища. На Дальнем Востоке на взвод был назначен офицер из местных пограничников.
Взводы разведки решали задачи, характерные для соответствующего региона. Например, в Северо-Западном округе основной бедой была контрабанда. Также в их задачи входило обеспечение безопасности оперативных органов и руководства.
Взводы подчинялись начальнику разведки штаба округа и являлись резервом командующего. Работали главным образом в интересах оперативных органов разведки на своей территории. Численность групп спецразведки была в пределах 15 человек, однако штатная категория командира, как и у взвода окружного подчинения, была майор. Личный состав групп на начальном этапе был набран из призывников с последующей заменой на военнослужащих контрактной службы.
Чтобы повысить выучку и создать представление о будущих трудностях, через месяц после завершения комплектования проводились сборы. Программу сборов составил и общее руководство ими проводил подполковник Ососов. Первые сборы он провел в Восточном Памире. Участвовали все группы отрядов погранвойск в Таджикистане.
В программу, рассчитанную на один месяц, входили занятия по ТСП, минно-подрывному делу, огневой подготовке, защите от оружия массового поражения и другие военные дисциплины. Сборы завершались суточными учениями с 25-километровым маршем с условиях высокогорья. По сути, они стали курсом молодого бойца.
ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕРассказывает Игорь Митрофанов: «В ноябре-декабре 1995 года нас направили в Дагестан. Мы прилетели и разместились в населенном пункте Какашура, в одном часе езды от Махачкалы. С начальником оперативно-войскового отдела Дагестана мы согласовали место проведения спецоперации. На границе с Азербайджаном находилось два пункта пропуска, автомобильный и железнодорожный, где, по его словам, было не все благополучно. Отработав замысел операции, мы с ним съездили на рекогносцировку. Не разъясняя ни моего звания, ни должности, он показал начальнику пункта меня и сказал, что при моем появлении на его пункте он будет обязан выполнять все мои указания. Когда тот задал вопрос о том, кто я, генерал ответил, что это не его дело.
Проводя рекогносцировку, я присмотрел подходящий для укрытия кустарник. С наступлением темноты на машине мы отправились в сторону границы и, не доезжая чуть больше километра, спешились и укрылись в намеченном кустарнике. Недалеко от пункта пропуска находилась ореховая роща, где и проходили нарушители. Определив фронт действий по 500 м вправо и влево, я распределил своих людей по три человека, а сам пешком отправился на пункт пропуска. Увидев меня, капитан был крайне удивлен, попытался задавать вопросы и даже воспротивиться распоряжениям. Но я сказал ему, что если он не будет подчиняться, то вскоре перестанет быть капитаном. Он подчинился и снял свои наряды. Я же выставил свои, и мы за одну ночь задержали 32 нарушителей... Утром мы отбили телеграмму генерал-полковнику Николаеву о результате операции.
Спустя год, в декабре 1996-го, подразделение было вновь направлено на этот же участок, на тот же пункт пропуска. В результате был задержан сотрудник иностранных спецслужб, который нелегально перешел границу».
Сотрудники «Сигмы» за эту операцию были награждены государственными наградами.
В ТАДЖИКИСТАНЕ И НА КАВКАЗЕВ Таджикистане были неоднократные задержания на участках Московского и Пянджского отрядов, где проходил основной трафик контрабанды. Были задержания контрабандистов и в Хорогском отряде. Здесь из-за сложного рельефа контрабандисты ходили только по определенным тропам, где их и подстерегали разведчики.
Нередки были боестолкновения с боевиками, обеспечивавшими наркотрафик. По сути, это были банды афганских «борцов за веру». Для предотвращения обстрелов наших застав спецназовцы организовывали провокации между различными бандами.
В Северо-Кавказском регионе группам спецразведки приходилось оперативно действовать по развединформации о перемещениях бандгрупп из Грузии в Чечню. Их задача состояла в пресечении действий по переходу госграницы, задержании и разоружении нарушителей и вскрытии их намерений.
В период, когда граница Дагестана была не оборудована должным образом, группы спецразведки осуществляли прикрытие наиболее вероятных участков перехода границы.
ЗАКАТ «СИГМЫ»Директор ФПС железной рукой наводил на границе порядок. Результаты его деятельности были очевидны прежде всего тем, кто получал доходы от контрабанды. На этой почве возник конфликт.
Николаев переместил КПП на границе с Грузией и перекрыл спиртовозам возможность в объезд контроля попадать на территорию России. Но президент Ельцин потребовал вернуть КПП на место. В связи с этим конфликтом Андрей Николаев подал в отставку в декабре 1997 года.
Группа «С» просуществовала девять лет и была расформирована в 2003 году, когда объединили ФПС и ФСБ. Было решено, что в составе ФСБ уже есть ЦСН и группа «С» будет не нужна. Это решение, безусловно, было ошибочным, поскольку задачи, которые решали спецподразделения ФПС, остались, и решать их было некому. Подразделения ЦСН ФСБ постоянно привлекались для действий на Северном Кавказе, им было не до проблем границы.
Разумнее было бы ввести в состав ЦСН еще одно управление, сохранив прежние задачи, решаемые «Сигмой». Стоит сказать, что за всю историю в группе не погиб ни один человек, хотя воевать приходилось нередко. Это почерк профи!
КАК ПТИЦА ФЕНИКССпустя несколько лет руководство поняло, что потребность в спецподразделениях погранвойск стала еще более актуальной. В 2009 году встал вопрос о восстановлении спецназа погранвойск. Тогда был вновь создан пограничный спецназ на Северном Кавказе, появились подразделения на участке с Казахстаном и на Дальнем Востоке. А позже были созданы отряды, специализирующиеся на действиях на море или в горах.
Наиболее опасные участки государственной границы Российской Федерации с 2010 года охраняют подразделения специального назначения пограничных органов ФСБ РФ. Например, на Северном Кавказе. В задачи подразделений спецназа пограничников входит оперативное реагирование на действия бандгрупп и борьба с трансграничной организованной преступностью.
В настоящее время вместо единого отряда «Сигма» созданы и действуют отряды спецназначения, которые подчиняются начальникам пограничных управлений на наиболее опасных направлениях госграницы, вероятных для проникновения наркотрафика, вооруженных групп террористов и т.п. Учитывая важность северных границ, в настоящее время сформирован отряд «Норд».
Разведывательные взводы также были возрождены несколько в ином виде и подчинены напрямую штабам. Однако в силу специфики решаемых задач подробности организации и результаты работы современного спецназа пограничных войск мы узнаем спустя годы.
Ссылка