15.06.2021
Первый в этом сезоне навигации танкер с российским СПГ пошел по Северному морскому пути, чтобы доставить груз в Азию. В прошлом году поставки сжиженного газа по СМП начали еще в середине мая, сообщает газета «Коммерсантъ».13 июня, танкер СПГ «Николай Урванцев» покинул порт Сабетта, где находится «Ямал СПГ», и отправился в Азию по Северному морскому пути. Это первый рейс газовозов по СМП в этом навигационном сезоне. По данным навигационных порталов, танкер направляется в японский Сендай, куда должен прибыть 2 июля. Более чем за сутки судно преодолело 285 миль — чуть больше 10% Северного морского пути.
Еще до отправки «Николая Урванцева» на СМП вышел ледокол «Ямал». Он покинул Сабетту 2 июня и сейчас подходит к проливу Велькицкого. Ледокол обеспечит проход танкеру через самые сложные участки.
....
В прошлом году «Ямал» также обеспечивал проход первых танкеров — через припайные льды пролива Вилькицкого, ледовые поля в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где наблюдалось сильное торошение и ледовое сжатие. Их танкер форсировал при поддержке ледокола, по проложенному «Ямалом» каналу.
Судя по оперативным ледовым картам Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), сейчас ледовая обстановка на СМП примерно такая же. Правда, в прошлом году первый танкер, «Кристоф де Маржери», ушел по Северному морскому пути в Азию еще в середине мая и в последний день месяца завершил проход.
В этому году навигация для танкеров с ямальским СПГ сдвинулась почти на месяц. Традиционно сезон прохода танкеров начинается в июне и завершается в декабре. Северный морской путь позволяет сократить время доставки СПГ с пяти до трех недель. И себестоимость доставки снижается на треть по сравнению с транспортировкой груза через Европу и Суэцкий канал.
Особенно это актуально зимой, когда страны Азии испытывают самый большой спрос на газ и сроки доставки российского СПГ могут быть меньше, чем время транспортировки сжиженного газа из США. В этом январе из-за дефицита топлива котировки газа взлетали на спотовом рынке региона до $ 1 300 за тысячу кубометров. И «Новатэк» в качестве эксперимента отправил в том месяце два газовоза в Китай и Южную Корею. Тогда «Кристоф де Маржери» и «Николай Евгенов» успешно доставили СПГ, но последний танкер получил повреждение азипода и возвращался обратно через Европу, где прошел ремонтные работы.
До конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать два новых атомных ледокола типа ЛК-60. Как говорил глава «Новатэка» Леонид Михельсон, это позволит обеспечить круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ-2» в Азию. Тем более что вместе с запуском проекта, первая очередь которого запланирована на начало 2023 года, флот газовозов арктического класса будет пополняться.
«По нашим совместным с „Новатэком“ планам, эффективная круглогодичная навигация по СМП должна начаться с зимы либо 2023−2024 годов либо 2024−2025 годов», — заявил на ПМЭФ глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов. Он добавил, что круглогодичная навигация при ледокольной поддержке может осуществляться уже сейчас: «Вопрос в экономической эффективности этой навигации».
Пока объемы перевозки российского СПГ небольшие. «Коммерсантъ» указывает, что в 2020 году по Северному морскому пути перевезли 2,4 млн тонн сжиженного газа (3,3 млрд кубометров) с «Ямал СПГ». В то же время общий объем вывоза СПГ из порта Сабетта составил 18 млн тонн (24,8 млрд кубометров).
http://www.morvesti.ru/news/1679/90077/