Глядя польскими глазами - Еще одно «западное предательство»? Байден-Путин и польский вопрос Konrad Rękas15 июня 2021 г.
Перешли ли польские политики от навязывания миру образа Польши как безжалостной жертвы «российской агрессии» - в фазу уныния и отчаяния? Именно так начинают выглядеть заявления Польши по восточным вопросам, в частности, по поводу «Северного потока - 2» и саммита Джо Байдена и Владимира Путина .
Шер Хан бросил Табаки?
Связывая все свои геополитические надежды только с победой Дональда Трампа - даже лидеры польской правящей партии «Закон и справедливость» (PiS), вероятно, уже осознают, что поставили Польшу в ситуацию, из которой нет выхода. Наше государство не только ведет непрекращающуюся пропагандистскую войну против России, оно не только участвовало в прискорбно неудачной попытке государственного переворота в Беларуси, но и находится в конфликте практически со всеми соседями, даже с теми, кого называют « стратегическими союзниками ». Итак, последним шансом для политической Варшавы были американские «Ястребы демократической войны», обычно не менее антироссийские, чем правые республиканцы. И снова, однако, дало о себе знать катастрофическое понимание польской американской политики. Польша играла вслепую, чтобы продолжить или даже ужесточить санкции в отношении «Северного потока-2», увеличить присутствие НАТО на Украине и завершить переворот в Беларуси. Между тем, ни один из этих сценариев в настоящее время не реализуется, и Польша с ее антироссийской кампанией осталась одна, как… все еще подстрекательский шакал, удивленный побегом своего тигрового босса.
Нормализация забытых слов
Конечно, любое независимое государство, даже самое плохо управляемое, давно бы поняло, что такая политика ни к чему не приведет, только увеличивая издержки и потери с польской стороны. Мы даже не говорим о каких-то больших геополитических изменениях, нет государственного деятеля подходящего формата для такого маневра среди польской политической элиты. Самонадеянно, однако, было бы как минимум успокоить атмосферу, приглушить антибелорусскую кампанию и уйти от самых абсурдных антироссийских деклараций и действий.. Даже если польское правительство сделало это неискренне и против самого себя - это, по крайней мере, могло быть сигналом того, что по крайней мере некоторые из причин катастрофического международного положения Польши были поняты. И хотя у Минска и Москвы нет оснований относиться к такому гипотетическому изменению, кроме как с недоверием, это был бы первый, совершенно базовый шаг к нормализации .
И если никто в Варшаве не может мыслить такими стратегическими терминами, они могли бы хотя бы понять тактическую идею: тень внушения западным столицам, что поляки тоже могут что-то понять и не являются пленниками своих собственных фобий и навязанной пропаганды. Конечно - на Западе вряд ли кто-то поверит, что поляки достаточно умны, чтобы сделать это, но, опять же, семена сомнения могут вырасти со временем. И это было бы тем проще сделать, а также продать польской публике, как нашим соотечественникам, если бы они хоть что-то более-менее правильно вспомнили из новейшей истории - это лозунг «Предательство Запада».
Эта концепция имеет давнюю традицию в сознании поляков. Так называли безразличие западных столиц к разделу Польши в XVIII веке и 123-летней оккупации нашей страны Германией, Россией и Австрией. Для поляков классическим примером предательства Запада была, в частности, Фальшивая война 1939 года, когда в течение нескольких недель мы в одиночестве выступали против Гитлера. И, наконец, выход послевоенной Польши в советский блок тоже считается предательством союзников . Вот почему Польша любит Запад безнадежной любовью, но в то же время полна сожаления и недоверия. Мы - нация умных детей и правящих женщин, которые обижаются, когда кто-то выбирает свои собственные интересы вместо того, чтобы дарить Польше подарки.
И этот мотив нужно разыграть сейчас, объясняя смену акцентов. Тем более, что «Право и справедливость» делает все, что делает, в том числе и в международной политике - только с точки зрения привлекательности в глазах собственного электората. И польское правительство совершенно уверено, что ничего не может изменить в польской дипломатии, потому что избиратели никогда на это не купятся. Но польский лидер Ярослав Качиньский может быть абсолютно неправ в этом, если только он будет умно играть с комплексами и обидами, все еще живущими среди поляков. Вместо того, чтобы ненавидеть Россию, он должен вспомнить недоверие Польши к Западу. Все несбывшиеся надежды и мечты Польши, связанные с желанием принять Польшу Западом и превратить все это в заметное улучшение международного положения Польши, теперь снова сильно возмущают Запад. К сожалению, ни Ярослав Качиньский, ни какой-либо другой польский политический деятель не думают и действуют достаточно независимо, чтобы делать это.
Устойчивы к кампании ненависти?
И мы должны сожалеть об этом, потому что, возможно, польский народ готов к таким изменениям. В конце концов, согласно мартовскому опросу WCIOM, большинство опрошенных поляков и россиян считают, что обе страны должны относиться друг к другу как к союзнику (42 процента поляков, 40 процентов россиян) или даже как другу (22 и 28 процентов соответственно). Более того, результаты подобных опросов остаются на этом удивительно высоком уровне в течение многих лет - несмотря на неизменно (в течение десятилетия) интенсивность агрессивной русофобской кампании в Польше. Между тем, большая часть польского общества, даже повторяя те же политические или исторические клише, неохотно относясь к России, не видит причин, по которым отношения с современным российским государством не должны быть просто НОРМАЛЬНЫМИ.
Конечно, каждый статистический поляк ежедневно засыпается сотнями новостей о новых примерах «российской агрессии», об «ужасной собственнической власти Кремля», о десятках московских шпионов на каждом углу и т. д. Но можно также предположить, что есть эффект усталости, а также негативная проверка этой пропаганды. Антироссийская кампания в Польше усилилась вместе с переворотом на Украине в 2014 году с целью увеличения польской поддержки процессов вестернизации в Киеве. Это был момент, когда охота на русских шпионов началась с намерения заставить молчать все круги, поддерживающие просто нормальные польско-российские отношения, а также те, которые требуют более решительного отношения к возрождению бандеровского нацизма в Украине. Но даже слепые люди теперь могут видеть, что прошло семь лет, а этот страшный Путин все еще не напал на нас!
Конечно, полякам говорят, что это так ужасно пугает московский сатрап благодаря нашим великим правительствам и даже лучшим союзам. Но даже ошарашенный типичный поляк, у него есть свой славянский ум, и он говорит ему: ну, если русские все-таки не ТАК страшны - почему бы не заключить с ними сделку по собственному усмотрению? И если они действительно ТАК ужасны - это еще лучший аргумент в пользу согласия!
Однако не стоит впадать в ложный оптимизм - эти позитивные инстинкты поляков пока не имеют отношения ни к каким предвыборным решениям. Как правило, полякам сложно сформулировать и выразить свои политические или даже социально-экономические ожидания с помощью бюллетеней. Напротив, они ожидают готовых рецептов, которые подадут избранные, а затем принимают их такими, какие они есть, не обращая внимания на детали. И внешняя политика, несмотря на ее фундаментальные экономические последствия, остается деталью для большинства польских избирателей, не говоря уже о еще более негативном отношении к международным делам со стороны неголосующего большинства. Это не отличается от типичного отношения и в других медиа-демократических странах.
Принцип польской геополитики
Таким образом, польским лидерам не нужно беспокоиться о мнении избирателей, делая упор на выполнение ранее полученных, даже утративших силу приказов. Итак, когда мы слышим и читаем официальные ожидания правительства или так называемой оппозиции в Польше по поводу встречи мировых лидеров в Женеве, не будут выполнены, если Джо Байден хотя бы не выстрелит, не изобьет или жестоко не оскорбит и не плюнет на Владимира Путина, забирающего Крым, Беларусь и все, о чем он еще мечтал. Уровень аберрации медиа-пропаганды в Польше настолько высок, что все, что ниже, будет считаться капитуляцией и очередным предательством Запада . И параллельно - конечно, сработают механизмы самоконтроля. Что бы ни случилось, что бы ни решили лидеры - в польских СМИ это будет представлено как поражение России, доказательство слабости России и, конечно же , крах Путина . Иначе и быть не может.
Поляки не узнают, о чем на самом деле договорились два президента и каковы будут последствия для Польши. Только по прошествии некоторого времени, когда подчиненные колонии получат четкие инструкции от соответствующих посольств - будут ожидаться некоторые изменения акцентов, возможно, нападение на некоторых других врагов, может быть, какие-то новые споры с соседями, просто чтобы отвлечь внимание поляков.
И все же это также фундаментальный принцип польской геополитики, что, поскольку на протяжении веков наши отношения со всеми другими странами и народами могли быть только функцией наших отношений с Россией и Германией и их ссылок на другие регионы мира - это по аналогии, как Ситуация Польши между Америкой и Россией выглядит сегодня. И даже известное экономическое господство Германии над Польшей не меняет его, поскольку оно осуществляется (все еще) благодаря американскому мандату и принятию. Следовательно, у Польши не может быть другой внешней политики, кроме политики в отношении США и политики в отношении Российской Федерации. И другая внешняя (?) Экономическая политика, кроме политики в отношении Германии. Все остальное вторично. А в Польше этих троих нет.
*