23.06.2021Минтранс выделил из направлений стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли РФ
шесть инициатив для регионов, стало известно D-Russia.ru.
Напомним,
главы субъектов РФ должны до 1 сентября 2021 года разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации – опираясь на стратегии цифровой трансформации различных отраслей экономики, предварительно разработанные федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ).
По информации Минцифры, отраслевые ФОИВ направили в министерство 144 проекта, с их учётом регионы должны до 20 августа разработать и утвердить свои стратегии цифровой трансформации. Шесть из этих проектов – от Минтранса.
1. Беспилотники для пассажиров и грузовЗадача: создание условий для массового использования беспилотников.
Для этого необходимо развернуть «умную» защищённую инфраструктуру для беспилотников на всех видах транспорта на территории всей страны, обеспечив использование беспилотников для коммерческих и личных перевозок.
Благодаря этому предполагается снижение себестоимости перевозок для граждан и бизнеса на 30% на всех видах транспорта, плюс повышение уровня безопасности на 90%.
Минтранс планирует, что
в 2021 году беспилотные грузовики будут эксплуатироваться в трудных климатических условиях Крайнего Севера на дорогах необщего пользования.В планах добиться в 2024 году следующих результатов:
- беспилотная «Ласточка» перевозит первых пассажиров на Московском центральном кольце;
- на ключевых магистралях перевозки осуществляется беспилотниками;
- обеспечена доставка грузов «первой и последней мили» с использованием беспилотников;
- массовое использование беспилотного ж/д подвижного состава для перевозки пассажиров и грузов.
К 2030 намечено массовое коммерческое использование беспилотников всех видов транспорта для доставки пассажиров и грузов;
перевозка грузов из Китая в Европу через территорию России беспилотниками, в т.ч. иностранными.
2. «Зелёный цифровой коридор пассажира»Поставленная задача – комфортная мобильность граждан. Реализация инициативы должна
обеспечить возможность любой поездки без [бумажных] документов и без наличных средств с учётом льгот и реального трафика.Для этого необходимо развивать инструменты безналичной оплаты проезда по биометрии; цифровой профиль пассажира на основе единой биометрической системы; онлайн-карты маршрутов всех видов транспорта.
Планируется, что в 2021 году пассажиры пяти регионов смогут проезжать с использованием единого цифрового инструмента оплаты проезда на маршрутах между субъектами РФ на всех видах транспорта; в четырёх аэропортах будет применяться биометрическая система идентификации пассажиров.
В 2024 году:- 70% граждан РФ используют безналичную оплату проезда;
- во всех городах-миллионниках проезд в пассажирском транспорте осуществляется на основе цифрового профиля пассажира с применением Единой биометрической системы;
- более 50 миллионов граждан применяют сервис «Мобильность как услуга» с единой оплатой за мультимодальные поездки;
- обеспечен гарантированный проезд пассажира по маршруту с применением различных видов транспорта оператором перевозки с учётом форс-мажорных обстоятельств.
Стратегические задачи к 2030 году включают «повышение мобильности граждан» при осуществлении поездок между регионами; все пассажиры пользуются транспортом по биометрии, не предъявляя бумажные документы.
3. Бесшовная грузовая логистикаИнициатива предполагает реализацию транзитного потенциала России, что даст эффект ускорения перевозок, снижения их себестоимости, повышения доходов бюджета РФ и транспортных компаний.
Обеспечить это должны цифровая платформа транспортного комплекса; перевод всех перевозочных документов в «цифру»; использование цифровых сервисов ЕАЭС (смарт-контракты, электронные навигационные пломбы); введение единых стандартов перевозочных документов, унифицированных с международными.
В 2021 году по плану Минтранса должна быть создана информационная система электронных перевозочных документов; к ней должны подключиться 30% операторов электронного документооборота; реализованы приоритетные сервисы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.
План к 2024 году:- все перевозочные документы оформляются в цифровом виде;
- создана цифровая платформа транспортного комплекса РФ;
- на 30% увеличен транзитный товаропоток через территорию РФ;
- массово применяются смарт-контракты на базе блокчейна;
- все транзитные грузовые перевозки следуют по «зелёному коридору» с применением электронных навигационных пломб.
К 2030 году
себестоимость доставки грузов сокращена на 25%;
объем транзита из Китая в Евросоюз через Россию и страны ЕАЭС увеличился в 10 раз.
4. Цифровое управление транспортной системой РФ Задача инициативы – повышение эффективности и безопасности транспортного комплекса.
Инструменты достижения задачи – ситуационно-информационный центр Минтранса (СИЦ); онлайн мониторинг транспортных средств, включая беспилотники; онлайн мониторинг объектов транспортной инфраструктуры; интеграция с национальной системой управления данными.
[Экономический] эффект принесут управление и планирование на базе предиктивной аналитики с использованием искусственного интеллекта; исключение человеческого фактора при управлении транспортным комплексом; управление региональными ситуационными центрами будет осуществляться из СИЦ Минтранса.
Создание СИЦ стоит в планах на 2021 год, как и создание информационного сервиса АТЛАС (
подробности о сервисе не сообщаются – ред.).
В 2024 должен быть обеспечен сбор данных по транспортному комплексу с использованием механизмов унификации и верификации данных и интеграция в единый контур управления; принятие управленческих решений с использованием искусственного интеллекта; гибкое моделирование транспортных потоков в режиме реального времени.
Ожидается, что
в 2030 планирование развития транспортного комплекса будет целиком в «цифровом» виде; будет обеспечено управление региональными транспортными информационными системами из СИЦ Минтранса; будет внедрена интеллектуальная транспортная система на едином стандарте во всех крупных агломерациях России.
5. Цифровизация для транспортной безопасностиЗадача: повышение информационной безопасности транспортного комплекса. Это обеспечит контроль и предотвращение утечек персональных и биометрических данных пассажиров путём анализа потоков данных; контроль и анализ состояния защищённости транспортного комплекса в онлайн-режиме.
Для этого необходимо, чтобы для всех федеральных транспортных информационных систем а) были внедрены системы предотвращения утечек конфиденциальной информации о пассажирах; б) создана единая среда мониторинга защищённости транспортной информационной инфраструктуры.
В 2021 году должны быть реализованы пилотные проекты по переводу в электронный вид процедур категорирования объектов транспортной инфраструктуры и оценки их уязвимости; обеспечено
подключение к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПка).
В 2024 планируется:- внедрение механизмов по обеспечению информационной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры;
- создание единой закрытой защищённой цифровой среды обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры для передачи информации ограниченного доступа;
- создание национальной системы предварительного информирования о пассажирах.
В 2030 должны быть внедрены технологии искусственного интеллекта в едином контуре обеспечения транспортной безопасности; количество актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта и снижение соответствующих потерь сокращено более чем в два раза за счёт повышения эффективности мониторинга и контроля состояния транспортной безопасности.
6. Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктурыЗадача инициативы – мониторинг состояния объектов транспортной инфраструктуры. Для этого необходимо создать 3D-модели всех объектов транспортной инфраструктуры; перейти на систему планирования строительства и содержания объектов транспортной инфраструктуры с применением BIM-технологий (Building information modeling). Также обязательно участие граждан в оценке транспортной инфраструктуры.
Эффект от реализации инициативы: контроль состояния объектов транспортной инфраструктуры в реальном времени; автоматическая диагностика и паспортизация объектов транспортной инфраструктуры; долгосрочное планирование работ по объектам транспортной инфраструктуры; оптимизация бюджетных расходов на транспортную инфраструктуру.
Минтранс запланировал, что
в 2021 году будет запущена в эксплуатацию система контроля дорожных фондов (СКДФ). В 2024 – на 30% снизятся расходы на техническое обслуживание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры за счёт применения предикативной аналитики с элементами искусственного интеллекта.
К 2030 году у 100% объектов транспортной инфраструктуры будут «цифровые двойники»; при проектировании, строительстве, ремонте и содержании объектов транспортной инфраструктуры будет использоваться искусственный интеллект.Источник