Вопрос о правомочности действий России в инциденте HMS Defender
в своей статье раскрывает профессор публичного права Стефан Талмон —
директор института международного публичного права при Боннском университете.Прежде чем перейти к самой статье заметим, что
Россия (и СССР до неё) считает себя вправе приостанавливать право мирного прохода через свои территориальные воды для отдельных категорий судов. Например, с 12 по 17 июня было введено приостановление для "военных кораблей и других государственных судов" в акватории залива Петра Великого.
У участников конвенции по морскому праву 1982 года и не присоединившихся к конвенции США
всегда были к этому подходу претензии. Теперь следите за руками:
с точки зрения "международного сообщества", Россия является "оккупирующей державой" в Крыму. А значит, она находится в состоянии "военных действий" с Украиной. В этом случае
международное право вытесняется "правом военного конфликта" (у нас чаще применяется формулировка
"международное гуманитарное право").
Согласно устоявшейся практике,
"оккупирующая держава" имеет право устанавливать зоны безопасности на море и запрещать в них проход кораблей из соображений безопасности. Уведомление о приостановлении мирного прохода военных кораблей и государственных судов
сроком по 31 октября 2021 года, опубликованное министерством обороны РФ 14 апреля 2021 года должно рассматриваться, как создание такой зоны безопасности."Германия и другие государства не могут считать Россию оккупирующей державой в Крыму и в то же время отказывать ей в правах, вытекающих из этого статуса" — настаивает господин Талмон.
В общем, если хотите иметь законное право требовать, чтобы ваши эсминцы мирно ходили через наши территориальные воды — вы знаете, что надо делать. Добрый вечер!
Germany mistakenly considers Russia’s restrictions on navigation of warships in the Black Sea to be “very problematic” and, in part, “contrary to international law”