Говорить о противостоянии с Китаем – это одно. А реально быть готовым с ним воевать – другое. Майкл Бекли (Michael Beckley) написал примечательную статью в Foreign Affairs: «Америка не готова к войне с Китаем: как заставить Пентагон сфокусироваться на реальных угрозах». Само название как бы провоцирует коллег-экспертво на дискуссию по теме, а политикоформирующие круги на действия.
Бекли – яркий представитель апологетов однополярного мира под предводительством США. В отличие от многих, они по-прежнему убеждены, что этот мир далек от своего конца. Дескать, США все еще «обладают уникальными преимуществами перед другими странами», можно не переживать. Девять лет назад он убедительно доказывал что США не находится в упадке относительно КНР («Америка богаче, сильнее, более инновационна, чем в 1991 году, глобализация и гегемония не подрывают мощь США, а укрепляют ее»).
Основные посылы Бекли:
★ США пока еще располагают огромными ресурсами и жизнеспособной стратегией противодействия военной экспансии Китая», но реальную же проблему Бекли видит в том, что Пентагон слишком медленно воплощает эту стратегию, а вместо этого тратит ресурсы на устаревшие силы и «не-экзистенциально значимые миссии»;
★ Для того, чтобы изменить курс, администрация Байдена должна четко дать понять военным, что им необходимо сосредоточиться на сдерживании (deterrence) Китая и сократить другие миссии. Данный подход должен быть «кодифицирован» в заявках администрации на оборонный бюджет и в Стратегии национальной обороны (National Defense Strategy; NDS). США также должны поддержать Тихоокеанскую инициативу сдерживания (Pacific Deterrence Initiative).
★ Бекли утверждает, что у США есть средства для сдерживания военно-морской экспансии Китая. Де-факто он предлагает нечто в духе A2/AD для данного ТВД. «Вместо того, чтобы ждать начала войны, а затем перебрасывать уязвимые авианосцы в Восточную Азию, США могли бы установить в этом районе высокотехнологичное «минное поле», разместив ракетные пусковые установки, вооруженные беспилотники и датчики в море и на территории союзников вблизи береговой линии Китая».
★ При этом ВС США до сих пор преимущественно опираются на небольшое количество крупных военных кораблей и истребителей малой дальности, действующих с открытых баз (такая стратегия повышает их уязвимость), более того, Вашингтон экспортирует данный подход и своим союзникам.
★ Проблема «сверхвовлеченности» DOD начинается с самых верхов. После окончания холодной войны президенты США не противодействовали (а зачастую поощряли) трансформацию Министерства обороны в Министерство всего (вспомним хотя бы nation-building под эгидой Пентагона);
★ Для исправления ситуации «Президент Джо Байден и министр обороны Ллойд Остин должны приказать Пентагону сосредоточиться на высокоинтенсивных боевых действиях с Китаем, особенно в Тайваньском проливе, где угроза войны наиболее велика, и сократить или ликвидировать другие миссии».
★ Принятые на данный момент стратегии (например NDS’18) недостаточны. В первую очередь, необходимо сократить количество и масштабы «миссий присутствия» (Presence Missions).
★ Вторым шагом должна стать переброска в Азию наибольшего возможного количества ВВС и ВМС.
★ Наконец, администрация Байдена должна передать невоенные миссии гражданским учреждениям.
Для реализации этих предложений существует благоприятный политический климат, который заключается в двухпартийной поддержке политики противодействия Китаю и восстановления баланса сил в Азии. Однако, заключает Бекли, на данный момент отсутствует главный компонент, а именно – согласованное руководство на высшем уровне.
Из ТГК Пост-Америка
Ссылка на Foreign Affairs