Несмотря на меры со стороны государства по усилению борьбы с иностранным влиянием, в регионах России продолжает работать когорта некоммерческих организаций под вывеской правозащитной деятельности. Многие из них не скрывают факта финансирования из-за границы, а, напротив, с удовольствием подчёркивают свой статус иностранного агента. Расследование «Октагон.Урал» деятельности на первый взгляд безобидных семинаров для уральских предпринимателей привело из Екатеринбурга через Грузию прямиком в стены Пентагона – американского оборонного ведомства.
Рука Пентагона на Урале
В Екатеринбурге с мая 2020 года (должна быть завершена к концу лета 2021-го) действует
грантовая программа, предполагающая проведение семинаров и тренингов, на которых приглашённые иностранные эксперты научат предпринимателей и адвокатов защищать свои права от «злонамеренных действий Правительства».
Результатом обучения должно также стать появление мобильного приложения «Карманный справочник прав собственности» с платным контентом, которое поможет составить жалобы в международные судебные инстанции, такие как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), и даст доступ к «американским юридическим инструментам».
Проводником программы является небезызвестная организация «Сутяжник»* (официально признана иностранным агентом в РФ), которая под руководством
Сергея Беляева работает на Урале ещё с начала 90-х годов и прославилась далеко за пределами региона и страны в целом своими скандальными и одиозными судебными делами против чиновников, предприятий, гостиниц и даже больниц, многие из которых были доведены до ЕСПЧ.
Сергей Беляев, руководитель организации «Сутяжник»*.Фото: Дмитрий Рожин/livejournal
При этом роль «Сутяжника»*, судя по документам, сводится лишь к выполнению функции конечного исполнителя, который обязуется реализовать уже готовую программу по намеченной смете.
Непосредственным заказчиком и грантодателем выступает вашингтонская НКО The U.S. Russia Foundation (USRF)** – американо-российский фонд, занимающийся экономическим и правовым развитием. В 2015 году Генпрокуратура РФ внесла эту организацию в список нежелательных и запретила её деятельность на территории страны. За участие в деятельности нежелательной организации предусмотрена административная (статья 20.33. КоАП РФ) и уголовная (статья 284.1. УК РФ) ответственность.
Впрочем, это не помешало фонду де-факто продолжать свою работу через «прокси» – другие иностранные фонды, которые находятся преимущественно на территории бывших стран СНГ. В настоящее время такая схема, судя по всему, является приоритетной и рабочей для США.
В нашем случае разработчиком программы USRF** для уральских предпринимателей и юристов выступила НКО Georgian Partnership Forum (Тбилиси, Грузия), директором которой, как указано в документах, является правозащитник
Темур Кобалия.
Грантовое соглашение подписано правозащитником Темуром Кобалией.
В 2014 году одну из его организаций уже признавали иностранным агентом. В заключении Минюста России прямо говорилось, что за счёт иностранных средств АНО «Молодёжный центр консультации и тренинга» занималась на территории Волгограда «проведением политических мероприятий».
Однако «политические мероприятия» – это не самое «безобидное» в деятельности названных выше иностранных фондов. Неделю назад, 22 июня, президент США
Джо Байден своим указом назначил помощником главы Пентагона по международным вопросам эксперта по России
Селесту Уолландер – главу той самой НКО The U.S. Russia Foundation**.
Получается, что советник американского военного ведомства является заказчиком программы в Екатеринбурге. Именно её подпись стоит под документами.
Почём печенье и банка варенья?
Не менее любопытна и смета гранта, где подробно расписаны финансовые расходы, дающие наглядное представление о целевых суммах, которые готовы потратить американские фонды на уральской земле через грузинских посредников.
В частности, общая сумма проекта по правовому воспитанию уральских бизнесменов и адвокатов оценивается в 168 тыс. долларов США. Из них непосредственным исполнителям выделяются две оплачиваемые ставки в размере 37 200 долларов в качестве зарплаты на 15 месяцев (почти 90 тыс. рублей в месяц на человека).
Непосредственно на проведение очных мероприятий, гонорары экспертов, оплату билетов и проживания для региональных участников, а также фуршеты предусмотрено 63 365 долларов.
Например, на завтрак для одной персоны в Екатеринбурге американский фонд готов выделить 30 долларов, а дневной гонорар приглашённого западного эксперта составляет 729 «бакинских».
Всего организация намерена спонсировать работу 75 участников, причём чуть больше половины из них приедут из других регионов.
Ещё часть суммы (39 тыс. долларов) должна быть потрачена на мобильное приложение (как с платными, так и с бесплатными функциями) для платформ Apple и Android, которое, как уже было сказано выше, призвано стать для российских бизнесменов карманным помощником в спорах с властями при защите своих прав.
Однако самая занятная статья расходов – это траты на публикации в СМИ. Как сказано в техническом задании (документ на английском языке), местная НКО должна будет «в ходе проекта способствовать появлению 40 статей, которые будут включать очерки, интервью, аналитические и журналистские расследования».
Пункт грантового соглашения о 40 статьях в российских СМИ.
При этом в бумагах перечислены конкретные издания, где должны выйти публикации, среди которых не только федеральные, но и известные уральские СМИ преимущественно либерального толка: «Уральская Новая газета», «Знак», «Ведомости», РБК, «Коммерсантъ» и «Такие дела». Всего на эти цели выделено 10 тыс. долларов (в среднем по 250 долларов за один материал).
Слово «иноагенту»
Сам глава «Сутяжника»* Сергей Беляев в разговоре с «Октагон.Урал» пояснил, что ничего зазорного не видит в своей деятельности и ярлыке «иностранный агент», и отверг обвинения в том, что подобные НКО являются проводниками «воли чужих государств».
«Это мнение тех, кому государство выделяет деньги и гранты на их деятельность. Здесь корыстные интересы, и они высказывают подобную точку зрения, но если расчертить таблицу и в двух колонках написать полезные дела одних и других, то не думаю, что будет большая разница».
По его словам, можно «полезные дела делать для общества на иностранные средства, а можно и на российские, но и навредить гражданам при желании можно, несмотря на источники финансирования».
– Надо анализировать, а не просто так вешать ярлыки, – отмечает Беляев и парирует вопрос, зачем враждебным иностранным государствам платить деньги без какого-либо злого умысла, своим контрвопросом: «А зачем Россия держит деньги и ценные бумаги за границей?»
– Кто из нас иностранный агент и кто на кого работает? Может быть, мы работаем на одно: чтобы общество на земле развивалось, границы открывались и так далее? Всё не так просто, это серьёзные процессы, и они не для шоу, – ответил он.
Обратная сторона медали НКО
Интересно, что в контракте на нескольких страницах подробно расписаны и различные ограничения, которые призваны защитить интересы Соединённых Штатов. В частности, грантополучатель должен строго следить за тем, чтобы деньги не перешли каким-либо образом лицам, которые попали под американские санкции. Проще говоря, нельзя заказывать фуршет в гостинице, чей владелец, например, находится в чёрных списках Госдепа. Кроме этого, на грантовые средства нельзя привлекать к работе самих американцев, если это повлечёт за собой потерю ими рабочего места в США.
Известный российский адвокат-международник, специалист по делам ЕСПЧ
Дмитрий Аграновский в беседе с изданием отметил, что, несмотря на заявленные благие цели, подобные организации не осуществляют деятельность, направленную на выявление недостатков и помощь обществу, а, наоборот, работают на дискредитацию системы.
«Обратите внимание, что подобные НКО берут не все дела подряд, а тенденциозно: например, вряд ли они будут защищать патриотов, скорее они будут защищать “своих”, то есть в интересах тех государств, которые их финансируют».
По его словам, перед такими НКО не стоит задача что-то улучшить.
– Бывает, что действительно что-то улучшается, но это как раз побочный продукт, а основной заключается даже не в борьбе с действующей властью, а в борьбе с нашим государством как таковым, – замечает Аграновский. – В целом в сумме баллов от них больше вреда, даже если иногда их внешность может выглядеть как полезная.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на меры по усилению борьбы с иностранным влиянием, сегодня подобным НКО юридически и фактически ничто не мешает продолжать заниматься их деятельностью.
– Никакие ярлыки им не мешают. Почему не пресекают их деятельность, непонятно. Может, потому, что многие институты власти пронизаны скрытыми агентами. Поэтому, когда говорят, что наше государство полицейское, это большое преувеличение. Наоборот, наша страна должна брать пример и увеличивать своё влияние на их территории, иначе у нас будет проходной двор, как сейчас, – констатировал собеседник.
* Организация Минюстом России включена в перечень иностранных агентов.** Организация признана нежелательной на территории РФ.Ссылка