— Представители «большой пятерки» ООН устроили словесный поединок перед аудиторией из сотен студентов, ученых и дипломатов на конференции в китайской столице. — Послы России и Франции поспорили насчет того, пытается ли Пекин экспортировать или навязывать свою идеологию за пределами страны.В минувшие выходные на конференции в Пекине ведущие дипломаты из «большой пятерки» ООН затеяли перепалку из-за глобального лидерства. Во многом это отражение более глубинных идеологических баталий на международной арене.
С одной стороны выступали посланники из Китая и России. Им противостояли представители Франции, Великобритании и США. На редком выступлении перед сотнями дипломатов, ученых и студентов в китайской столице они обменялись обвинениями в дипломатических нарушениях.
Спарринг проходил перед преимущественно китайской аудиторией на Всемирном форуме мира под эгидой китайского университета Цинхуа и Китайского народного института иностранных дел.
«Если кто-то приведет мне хотя бы один пример, как Коммунистическая партия Китая навязывает свою идеологию кому-либо за пределами страны, я буду очень благодарен», — заявил посол России в Китае Андрей Денисов.
Заявление Денисова оспорил посол Франции в Китае Лоран Били (Laurent Bili). Он сказал, никто не сомневается в намерениях Китая навязать свою модель, отметив, что в прошлом году в его стране возникли опасения насчет китайских угроз свободе выражения.
Начиная с апреля прошлого года французское правительство неоднократно вызывало посла Китая во Франции Лу Шай на ковер из-за твитов, направленных против законодателей, исследователей и дипломатов по вопросам, связанным с Тайванем и коронавирусом.
«Начиная с прошлого года мы видим у себя в стране прямые нападки на свободу выражения, а также на общество и ряд журналистов, и это вызывает массу вопросов. Это повод для реального беспокойства», — сказал Били.
Денисов оборвал его, сказав: «Простите, но это не имеет никакого отношения к идеологии».
Били тут же парировал: «Свобода слова — свобода и демократия — это вопрос идеологии».
«Ладно, свобода, — сказал Денисов с нескрываемым раздражением и привел в пример, как бывший президент США Джорджа Буш-младший читал России нотации о свободе и демократии. — Мы знаем, чтó из этого вышло в Ливии, Сирии, Ираке, Афганистане, и я не вижу причин продолжать нашу дискуссию».
Горячий спор между послами России и Франции подчеркнул глубинную геополитическую напряженность: Вашингтон пытается сдержать крепнущее влияние и напористое поведение Пекина на международной арене, а Москва и ее союзники поддерживают Китай.
Китай и Россия пообещали установить более тесные связи на фоне ухудшения отношений с Западом, особенно с США. Они выступают за многосторонний подход и обязались соблюдать правила Организации Объединенных Наций, одновременно призывая к переменам в миропорядке, утверждая, что в нем верховодит Запад.
Вашингтон призвал союзников сплотиться и отстаивать «международный порядок, основанный на правилах», и обвинил Пекин и Москву в нарушении прав человека, кибератаках и недобросовестной торговой практике.
На воскресной конференции исполняющий обязанности поверенного в делах США в Китае Уильям Кляйн (Willian Klein) заявил, что демократии по всему миру столкнулись с «напористым Китаем и деструктивной Россией».
Кляйн заявил, что страны «сталкиваются с нарушением порядка в таких областях, как климатический кризис, коронавирус и технологическая революция, которая влияет на все стороны нашей жизни». При этом он сказал, что США не будут принуждать союзников к выбору между Америкой или Китаем по принципу «мы или они».
Речь Денисова явно прозвучала в поддержку бывшего заместителя министра международного отдела ЦК партии Юй Хунцзюня, который сообщил собравшимся, что Китай — в отличие от «некоторых людей» — не пытается экспортировать свою собственную модель управления.
Юй, раньше курировавший отношения с другими коммунистическими партиями, не назвал США прямо, но упомянул о выводе их контингента из Афганистана после двадцатилетней миссии.
«Некоторые люди обладают своего рода цивилизационным превосходством и ставят свою цивилизацию выше других», — сказал Юй.
«Они думают, что их цивилизация должна заменить все остальные и распространяют свою идеологию на другие страны, сея нестабильность, разрушения и конфликты».
«Афганистан — типичный пример, когда демократические реформы потерпели неудачу, и теперь кто-то хочет просто взять и уйти. Нас ждет большая катастрофа».
Между тем посол Великобритании в Китае Кэролайн Уилсон (Caroline Wilson) ответила прямым выпадом со сцены.
«Мы одними из первых признали Китай в 1950 году, но при этом не стремились навязать нашу собственную модель ни Китайской Народной Республике, ни Коммунистической партии — ни тогда, ни сейчас. Поэтому мы надеемся, что и Китай не будет навязывать свою модель другим», — сказала она.
«Это важно, и для этого и существуют общепризнанные права — в частности права человека, которые столь важны и служат гарантией для всех стран — и мы все должны выполнять взятые на себя обязательства».
Уилсон подчеркнула важность содержательного диалога, чтобы не было ситуации, когда «курица разговаривает с уткой» — это распространенная китайская поговорка, когда собеседники друг друга не понимают.
Денисов и Уилсон считаются знатоками Китая. Били был назначен послом в 2019 году. Китай и США послами не обменивались.
Уилсон изучала мандаринский диалект в Пекинском педагогическом университете, после чего получила свое первое назначение в посольстве Великобритании в Пекине с 1997 по 2000 год, сообщает сайт правительства Великобритании. После этого она служила генеральным консулом в Гонконге и Макао, а в сентябре 2020 года получила должность посла в Пекине.
Денисов впервые приехал в Китай в 1973 году переводчиком в торгпредстве Советского Союза. Он занимал несколько должностей в Китае и служит послом с апреля 2013 года.
Комментарии читателейKhanh Hong HСША сохраняют жесткие санкции против суверенной Кубы за отказ карибской страны принять «американские идеологии и ценности», поэтому вряд ли потребуется много времени, чтобы определить крупнейшего (и грубейшего) экспортера в нашем регионе.
Chua V.Вот вам загадка: человеку не дают постить в соцсетях собственной страны. Как его зовут? Подсказка: он — бывший лидер «демократического» мира, но в свое время наступил на мозоль истеблишменту.
Full C.Если бы «общепринятые ценности» действительно существовали, у нас не было свыше 200 отдельных образований и политических культур, именуемых странами.
Wing-Chun L.Ну конечно. Когда говорит французский посол, китайцы должны помалкивать, слушать и учиться. А когда китайцы огрызаются, французы давай жаловаться на нападки.
KEE SUAN T.ВВП США на душу населения принадлежит всяким Безосам, Гейтсам, генеральным директорам, политикам и боссам ВПК. А многим простым американцам негде жить и нечего есть.
Wing-Chun L.Вот как работает этот «порядок, основанный на правилах»: когда говорит белый человек, он пользуется своей свободой слова. Когда китаец с ним не согласен, он подавляет свободу белого человека.
Jim961 J.Как США и Китай распространяют свою «идеологию» по всему миру. Китай: мы построим вам инфраструктуру в обмен на ресурсы. США: отдайте нам свои ресурсы, и к тому же мы будем эксплуатировать ваш народ, а иначе мы устроим вам военное вторжение.
Wessel D.Нет ни единого примера, чтобы Китай экспортировал в другие страны коммунизм или даже капиталистический социализм. Но есть масса примеров, как Запад насильно экспортирует в другие страны демократию. Свобода слова — это не идеология. Китай, может, и влияет на свободу слова, но идеологию при этом не экспортирует.
СсылкаСразу же вспомнилось следующее утверждение экспертов из RAND из доклада Understanding Influence in the Strategic Competition with China (см. сегодняшний пост): "Несмотря на рост экономического влияния,
возможности Китая предлагать другим странам привлекательную модель развития, основанную на оригинальных ценностях, ограничены, пришли к выводу в RAND. По мнению исследователей, о «китайской модели» можно говорить скорее в теоретическом ключе, чем в практическом.
«Это помесь различных продвигаемых государством методик [экономического] развития, которые корректируются с течением времени. Это не четкий последовательный список мер, который может применяться в другой стране».
По-видимому французский и английские послы не читали этот доклад и выдают желаемое за действительное. У китайцев на самом деле нет желания, да и ресурсов, чтобы сжечь Китай, продвигая мировою революцию. Однако, пример Китая может оказывается заразительным, что и пугает товарищей с Запада....