Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
19,367,525 48,436
 

  Senya ( Практикант )
13 июл 2021 08:07:48

Невский

новая дискуссия Дискуссия  458

Цитата: DeC от 13.07.2021 00:35:50В 2021-м году особое внимание уделяется не только науке и технологиям, но и поиску нужных архетипов и мифов для национальной идеи, которую много лет искала Новая Россия и вот наконец-то вроде бы нащупала.

История Отечества непроста, а чем ближе к сегодняшнему дню – тем больше дискуссий вызывают действия правителей. В СССР этот вопрос решили радикально – обрубив историю и сформировав культ Ленина, который затем попытался скопировать Сталин, но уже не так успешно. Собственно поэтому ключевой фигурой для консолидации и патриотизма, и исторического просвещения избран Александр Невский.

Князь, воин, дипломат, православный – Александра Невского наделяют всеми возможными позитивными качествами. Собственно речь уже не идет о глубоком и серьезном изучении деятельности реальной исторической личности, в дело вступает более мощная мифологизация.

«12 подвигов Александра Невского» – так называется студенческий фестиваль, который пройдет с июля по ноябрь 2021 года. Почему именно 12? Столько событий будет проведено в рамках фестиваля. Но естественно тут легко читается аллюзия на подвиги Геракла. А следовательно, мы имеем дело с форсированным конструированием и внедрением в общественное сознание эталонной фигуры правителя государства российского.

В этом нет ничего плохого, наоборот – для российского общественного сознания востребованы иные точки концентрации смыслов кроме Великой Победы. Александр Невский является для этого идеальной фигурой – он жил очень давно и был весьма успешен.

Однако, эталон – это вещь обоюдоострая. С одной стороны, иные политические деятели могут начать проигрывать на фоне подобного «референтного абсолюта». Хотя, судя по общественно-политическому дискурсу, мы имеем дело с более системным подходом.

Из Александра Невского формируют первую – историческую – опору для сквозного видения и осознания истории. В практическом ключе это особенно хорошо видно по сериям выставок в рамках проекта «Россия – моя история» митрополита Тихона (Шевкунова). Для всех них нужна точка отсчета – необязательно в качестве жестких хронологических рамок, но как некая «стартовая колодка». Ею как раз и избран Алекснадр Невский. Потому столь широко празднуется его 800-летний, а «персональная выставка» становится политическим событием весьма серьезного масштаба.  

Кстати, еще до выставки и объявление фестиваля подвигов Александру Невскому пришлось послужить делу сохранения единства российского общества – именно через предложение его как альтернативы Феликсу Дзержинскому была снята с повестки дня «лубянская памятниковая дискуссия».

У процесса формирования из князя национального героя в категориях вечности помимо задачи поддержки национальной идеи есть и более широкий замысел. Сколь очевидна аллюзия на Геракла, столь и явно видно, как история Россия может быть как мост размещена на двух опорах, между двумя «Невскими» – Александром и Владимиром.

Для философии президента Владимира Путина подобное решение весьма логично – мыслит он категориями вечности, а самого себя рассматривает как продолжателя дела многих его предшественников на посту руководителя государства. Но при этом его «философия прорыва» однозначно ориентирована на дальнейшее развитие. То есть история – это база для того мышления категориями вечности, что однозначно предусматривает устремление в будущее.

Перед современным российским обществом стоит задача примирения с собственной историей. И формирование трансисторических логических связей – будь то по династическому или идеологическому принципу – должно помочь формированию единого стержня в осознании прошлого страны и народа.

Речь здесь идет скорее не о реальной исторической науке – в ней всегда будет довольно дискуссий и споров – а о том самом «мифе о Родине», которые столь необходим в общественном сознании. Его создание необходимо для дальнейшего развития отечественного общества. Александр Невский служит отличной опорой для этого процесса.\n\nПодмигивающий


Старожилы улыбнутся, нестарожилы (если дискуссия не развернётся) могут посмотреть "правители 11-го Дома".Улыбающийся
ЗЫ.
С момента смерти Сталина просто ещё очень мало времени прошло для полной мифологизации.
Отредактировано: Senya - 13 июл 2021 08:08:48
  • +0.76 / 29
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  new_user ( Слушатель )
13 июл 2021 13:32:15

Сеня вопрос не по теме - однако аж кушать не могу как любопытно
как по-Вашему зачем в США нужно было вводить сухой закон давным давно. из свежих тут встретил версию что спит/этанол поставили вне закона для лоббирования бензина в качестве основного моторного топлива.
  • +0.35 / 8
  • АУ
 
 
  Senya ( Практикант )
13 июл 2021 14:23:45

Попытки заменить бензин более дешёвым аналогом не прекращались чуть ли не с момента появления двигателей внутреннего сгорания, но насколько я читал раньше, спирт в попытках не фигурировал. Хотя было его огромное количество и продавался для потребителя он иногда дешевле. Почему так - вариантов наверное не меньше, чем про происхождение аксельбанта.Улыбающийся Из того, что навскидку вспоминается:
- проблема цены бензина была раздута без особых оснований. Первоначально бензин действительно был бросовым отходом от производства керосина, масел и мазута, и не стоил практически ничего. С ростом потребления за него стали брать деньги, чему привыкшие к халяве потребители отнюдь не обрадовались, но потом перетрясли калькуляции и цена бензина в себестоимости оказалась отнюдь не решающей.
- ориентиром дешёвого топлива был уголь и только уголь. Все усилия направлялись на перевод двигателей внутреннего сгорания на угольную пыль (отсюда растут в том числе и ноги дизельных двигателей, а саму странную смерть Рудольфа Дизеля некоторые связывают именно с тем, что деньги он взял на угольный движок, а сдал заказчику по факту совсем другое). Спирту с углём было в принципе не тягаться.
- как основной потребитель жидкого топлива виделись совсем не легковушки с грузовиками, и даже не танки с истребителями, а гигантские промышленные приводы. Паровая машина  - дрянь ещё та, из за загрязнения пара маслом воду крайне дорого и гемморойно использовать вторично, так что водоподготовка была во многих местах чуть не большей проблемой, чем топливо. Было бы соблазнительно заменить их на не требующие воды двигатели внутреннего сгорания. Но достаточно быстро распространились паровые турбины, для которых рекуперация пара проблем не представляет, и вкупе с с угольными котлами и электроприводом проблему промышленной энергетики они закрыли аж по сей день.
- экономика. Даже сегодня, со всеми достижениями в транспорте, химии и механизации сельского хозяйства, а также крайне низким EROI (если я не ошибся в написании UPD. EROI тут на самом деле ни причём, это немножко из другой оперы) нефти тонна биотоплива идёт с тонной нефти один к одному. В смысле чтобы получить тонну биотоплива нужно добыть и сжечь тонну нефти. Или тонну биотоплива. Сто лет назад с тогдашней доступностью угля и нефти, сжечь уголь чтобы добыть руду и выплавить сталь, сжечь уголь чтобы сделать из этой стали сельхозмашины (никто ведь не рассчитывает кормить промышленность паша и возя на лошадяхУлыбающийся), привезти эти машины к чёрту на рога (в ближайшем доступе хороших сельхозземель не было, а вот голод - голод был всегда и везде), распахать, засеять, собрать, перевезти, сжигая при этом топливо - да куда меньше угля израсходовалось бы, если напрямую из него синтетический бензин гнать. Те кто считают выгодность спирта в начале 20 века скорее всего берут продажные цены, которые зависят от нормы прибыли при использовании товара, а с себестоимостью связаны весьма относительно. Если бы считали производственные цепочки, запросто получили бы разницу в 1-2 десятичных порядка от своих красивых цифр.
ЗЫ.
У меня где-то валялся пост, но проще повторить. Бразильская экономика биотоплива базируется примерно на следующем кольце: Закупается нефть и за счёт переработки её на топливо выращивается максимально возможное количество сахара. По рыночной коньюктуре определяется, какое количество можно поставить вовне чтобы получить максимальную прибыль, а весь излишек перерабатывается в топливо, и на следующий год можно закупить нефти на это количество меньше.
Ни о какой реальной замене ископаемых углеводородов на биотопливо речь не идёт даже сейчас.
  • +0.95 / 34
  • АУ
 
 
 
  new_user ( Слушатель )
13 июл 2021 14:33:41

не уж то и правда о здоровье нации заботились?
а экспорт продуктов питания в послевоенную Европу мог стать причиной запрета на производство алкоголя? 
пытался просмотреть динамику цен на сахар в США в те годы, но безрезультатно.
  • +0.41 / 9
  • АУ
 
 
 
 
  Senya ( Практикант )
13 июл 2021 14:45:25

Ах да, на главный вопрос-то так и не ответил.Улыбающийся
Давным давно, ещё в молодости читал, что главной задачей сухого закона было протрезвить американских рабочих хотя бы настолько, чтобы у конвейеров на ногах стояли.
А не так давно ещё и Футюх написал, что мигрантов "первой волны" в Штатах осталось очень мало. Они тупо спились и вымерли. Основное население сегодня это потомки приехавших позже. Так что проблема алкоголизма действительно достигала у них размеров "катастрофы национального масштаба".
  • +0.87 / 32
  • АУ
 
 
 
 
  part_ya ( Слушатель )
13 июл 2021 14:51:02

В 1914 году в РИ сухой закон ввели точно не для бензина
  • +0.38 / 9
  • АУ
 
  sibman24 ( Слушатель )
13 июл 2021 14:07:04

Мифологизация Сталина идет с невероятной скоростью,  с моей точки зрения. От серьезного негатива в 80ые и 90ые до текущего состояния. Поражаюсь даже этому дрейфу в сознаниях. У товарища дед был репрессирован. Не любил Сталина чисто по последствиям персонально для него. Но говорил, что сделал все Сталин ПРАВИЛЬНО. И даже репрессии с системной точки зрения, не взирая на личный опыт. Такой вот парадокс от современника. 
  • +0.47 / 15
  • АУ
 
 
  Senya ( Практикант )
13 июл 2021 14:41:30

Учитывая, что это естественный для любого государства вектор фиксации истории в народном сознании, на самом деле наверное ничего удивительного.

"Перестроечная историография" это уже сейчас такая притча во языцехУлыбающийся

При оценке Сталина на мой взгляд часто попадают психологическую ловушку нестыковки разных типов обществ и разных типов власти. В восточных деспотиях (а правление Сталина во многом относилось именно к этому типу) абсолютная власть правителя над жизнями подданных отнюдь не значит его абсолютной власти в вопросах государственного строительства, экономики или внешней политики. Скорее наоборот - единственная задача правителя это очень тонко чувствовать, кого он имеет право казнить, и даже более того, кого он должен сейчас казнить исходя из текущего баланса сил. А всё остальное решат без него и коллегиально. В европейской и русской традициях принцип несколько другой, когда казни царедворцев не рутина, а знак коренного перелома в политике в результате замены главной группы влияния.
  • +0.80 / 28
  • АУ
 
 
  Born Rules ( Слушатель )
14 июл 2021 14:00:07

Насчёт потока негатива про Сталина в 80-е. Многие забыли, что когда большинство союзных республик на первом съезде горбачёвского созыва в категорической форме затребовали вернуть им право на выход из СССР, то основным их аргументом была как раз сталинская конституция 1936. Отсюда и государственная контрпропаганда.
  • +0.24 / 9
  • АУ
 
  Born Rules ( Слушатель )
14 июл 2021 13:39:51


Д.М.Балашов "Младший сын"

Он был женат, как и Владимир Святой, на полоцкой княжне. Только не брал ее с бою, как Владимир Рогнеду, и жили хорошо. Свое прозвище «Невский» он получил за малую битву, удавшуюся ему в далекие молодые годы, в те годы, когда только и можно так вот, очертя голову, не собрав рати, с одною дружиною сунуться на неприятеля, уповая лишь на удачу да на нежданность натиска… Свеи опомнились быстро, и, кабы не оплошность Биргера да не удаль молодецкая, ему бы плохо пришлось. После, с немцами, он уже не забывал так себя. А на что ушли прочие годы? На устроение. Он устраивал землю. Для себя. Для своих детей. Вот эту русскую землю топтали татарские кони по его зову. Саблями поганых добывал у родного брата золотой стол владимирский. Добыл. Разоренную, поруганную, в крови и пепле сожженных городов… И устраивал.
И принял руку Батыеву, протянутую ему, и сам протянул руку врагу в час, когда Бату, в споре с Гуюк-ханом, остался один, с малым войском, на враждебной, едва полоненной земле, и мог быть, возможно, разгромлен совокупными силами…
И не пошла ли бы тогда иначе вся история Руси Великой? В союзе с торговым, изобильным, деловитым Западом, с его королями и императорами, книжной премудростью, замками, рыцарями, каменными городами, учеными-гуманистами?
Думал ли он, что католики Запада могли оказаться еще пострашней мунгальской орды, что, наложив руку на храмы, веру, знание, обратив просторы русских равнин в захолустье Европы, прикрывшись страной, как щитом, от угрозы степей, они предали бы потом обессиленную, отравленную учением своим Русь и бросили ее на снедь варварам Востока, надменно отворотясь от поверженной в прах страны? Или, не загадывая так далеко, просто не почел рисковать неверным воинским счастьем в споре, исход которого был слишком неясен и, в поражении, грозил обернуться еще горшею бедой? Или – из мести за отца, отравленного в Каракоруме ханшей Туракиной, – решил поддержать он Бату, врага Туракины и Гуюка? Или все это вкупе, быть может, даже и не понятое, а почувствованное сердцем, обратило его к союзу с Ордой?
Ручеек просек каменный склон и стремится вниз, с резвой белопенной радостью рождения. Тут и камня хватит, завала, лопаты земли, чтобы задержать, запрудить, поворотить течение назад, быть может, перекинуть на другую сторону горного хребта… Но вот ручей ширится, вбирая ручьи и реки, обрастает городами, несет челны, поит земли, и уже подумать нельзя, чтобы не здесь, не в этих брегах и не к этому морю стремился мощный поток, тот поток, что когда-то упавший камень, оползень или заступ землекопа могли обратить вспять, и росли бы другие города, и уже иные народы поили иные стада из этой реки, и в иные моря уходили ее струи… И уже стали бы думать – почему? Искать неизбежности, доказывать, что именно так, не иначе, должна была, не могла не потечь река-история, будто история существует сама по себе, без людей, без лиц. Будут говорить о ее непреложных законах, ибо видна река, но не камень, повернувший течение ручья…

Русский князь с тяжелыми властными глазами стоял у истока. Он, возможно, не знал этого и сам, не ведал, что от него, от копыт его скакуна потечет, будет расти и шириться великая страна. Он не знал и не ведал грядущего. Он весь еще был – при конце. Величие, рассыпавшееся по земле, как дорогое узорочье, гаснущий блеск Киевской державы закатным огнем еще осеняли его голову. Но он избрал путь, повенчав Русь со степью узами любви и ненависти, на вечный бой и вечную тоску по просторам степей. И сейчас, с холма, глядел туда, в эти безмерные дали времени, прозревая и не видя за туманами верст и веков конца своего пути…
Его (он не знал этого) сделают святым. Святым он не был никогда. Был ли он добр? Едва ли. Умен – да. Дружил и хитрил с татарами, не пораз ездил в Орду, в Сарай, и даже в Каракорум, к самому кагану мунгальскому. Но, выбрав свой путь, шел по нему до конца. Себя заставлял верить, что надо так. Останавливал нетерпеливых, не послушал даже Данилы Галицкого. Усмирял Новгород, не желавший платить дань татарам. Усмирил, родного сына не пожалев. Сам гнулся и других гнул. Твердо помнил, как отец умно и вовремя склонился перед Батыем, не пришел на Сить умирать вместе с Юрием – и получил золотой владимирский стол. Отец был прав. Мало радости да и честь не добра, погинуть стойно Михайле Черниговскому!

Так, тяжелой братнею кровью окупленный, кровью не им, а татарами пролитой, решился вековой спор суздальских Мономашичей с черниговскими Ольговичами, спор Юрия Долгорукого, а потом и Всеволода о золотом столе киевском, спор Ярослава Всеволодича, отца Александрова, с тем же Черниговским Михаилом. И вот теперь не Михайло, святой мученик, а прежде того держатель стола киевского, мнивший объяти всю землю русскую в десницу свою, – не Михаил, а он, Александр Ярославич Невский, стал великим князем киевским и владимирским тож. Но горька та власть, полученная из рук татарских, над опустелым, травою заросшим Киевом, над разоренной и разоряемой Черниговскою землей. Горька власть, и тяжка плата за власть – дань крови и воля татарская.
Земля была устроена. Сыновья выросли. Старший, Дмитрий, получит Переяславль, а там, после дядьев, и великое княжение владимирское. Братья, братаничи, ростовские и суздальские своюродники, смоленские и черниговские князья – послушны его воле и под рукой ходят. Земля принадлежит ему, его роду. Даже младший, годовалый Данилка, получит удел – городок Москву, будет чем себя кормить при нужде. Земля была устроена, и дети выросли. И все равно, главного он не сделал. Земля была не своя, чужая. Дымившиеся за лесом деревни платили дань татарской Орде и были подожжены татарами. И отряд-то, верно, маленький, пожгли и отбежали. Поди, тех баскаков чадь, что избиты по городам…

Самое время, одарив и улестив Беркая, добиться, чтоб самому, без бесермен поганых, собирать ордынские выходы! Дань на своей земле князь должен собирать сам! Пото и разрешил он черни резать и гнать бесермен из Ростова, Ярославля, Углича, Владимира и иных градов и весей. Не слепо, как Андрей, не очертя голову! Там, в далекой степи, встала рать. Орда в брани с каганом мунгальским. За каганьих ясащиков могут нынче и не спросить. На резню по городам, почесть, было получено разрешение золотоордынского хана… Было ли?
Резали страшно. В Ярославле инока-отступника, Зосиму, что принял мухаммедову веру и ругался над иконами, оторвав голову, таскали по городу и не то утопили потом в отхожем месте, не то бросили псам. Резали дружно, в один день и час… Он опять мысленно пересчитал тяжкие узлы с дарами. Но ведь дары можно взять и так, прирезав его, Александра, с горстью ратных! К счастью, пока еще он нужен Беркаю. Нужны русские полки для далекой персидской войны. Полков, впрочем, он тоже нынче не даст, рати с воеводами усланы им под Юрьев, громить немцев. Там они нужнее. Довольно уже русских воев ушло в мунгальские степи да в Китай. Ушло, и не воротилось назад!
Он сумел пережить и перехитрить Батыя. С сыном Батыевым, Сартаком, заключил братский союз. Но ежели там, в далекой степи, его поймут – он пропал и выплатит на сей раз головой тяжкую дань татарскую. Сартак, названый брат, убит. Быть может, и для него это последний поход.
Тяжело весить на весах судьбы своей невесомое! Отца не любили на Руси. И оговорил его у кагана свой же боярин, Федор Ярунович… Братство с покойным сыном Батыевым перевесит ли в Орде пролитую татарскую кровь, когда и на своих-то положиться нельзя? Да и поможет ли братство с покойником перед лицом нового хана чужой, мухаммедовой веры?
Ежели хоть одна из тех грамот, что рассылал он по городам, попадет в мунгальские руки… Ежели там, в далекой степи, поладят друг с другом и снова захотят пролиться на Русь тысячами конских копыт… Ежели Орда откачнется к бесерменам и объявит священный поход на христиан… Ежели Беркай его разгадает – он погиб. И погибнет Русь.

Имхо, самый лучший текст про Невского, который я когда-либо читал.
  • +0.25 / 12
  • АУ