Казахстан в этом году – страна – партнер российского МАКСа. Укрепление экономических связей в Евразийском экономическом союзе – одна из основных тенденций последних лет, объясняет представитель Минпромторга (организатор авиасалона). А международные авиационно-космические салоны – не просто торговые выставки и авиашоу, но и важный инструмент для продвижения крупных проектов как в гражданском секторе, так и в области военно-технического сотрудничества, отмечает он.
Впервые страна-партнер появилась у МАКС-2019 (авиасалон проходит раз в два года) – тогда им был Китай. Этот формат оказался крайне эффективным, говорит представитель Минпромторга: наличие страны-партнера означает, что в выставочной и деловой программах акцент сделан на совместных проектах. Так, Россия и Казахстан на МАКС-2021 планируют обсудить развитие проекта локализации производства гражданских вертолетов Ми-8АМТ в Казахстане, совместные проекты производства легкого многоцелевого самолета «Байкал» и нового турбовинтового регионального самолета (ТВРС), а также организацию в Казахстане центра техобслуживания и ремонта.
Россия тесно сотрудничает с Казахстаном в создании его собственной авиационной промышленности, говорится в ответе департамента информации и печати российского МИДа на вопросы «Ведомости&». «Это позволяет раскрыть резервы нашей горизонтальной кооперации в наукоемких отраслях. Принимая во внимание общий уровень отношений с Казахстаном, Россия готова делиться с союзником передовыми техническими решениями», – подчеркивает ведомство.
У организаций гражданской авиации в странах СНГ было много общего: база (советский «Аэрофлот»), менталитет, единый язык общения и единая нормативная база, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это могло бы способствовать сохранению связей в авиации, в том числе в виде гарантированных рынков сбыта для отечественных компаний, но все рычаги влияния были стремительно утрачены, продолжает он: «На фоне бездействия России активные шаги предпринял Запад: ряд государств бывшего СССР вошли в «Единое небо» Евросоюза, а их авиакомпании сделали ставку на американские и европейские самолеты».
Сейчас перед Россией стоит непростая задача возродить влияние на постсоветском пространстве, говорит Пантелеев. Но сделать это можно, только предложив для «старых новых» партнеров привлекательные условия, например офсетные программы (при покупке импортной продукции включают встречные требования по реинвестированию части средств в экономику страны-импортера. – «Ведомости&»), передачу технологий в обмен на доступ на рынок, совместные научные исследования и программы подготовки кадров
Флагманский проект двух стран – лицензионная сборка вертолетов семейства Ми-8 на алма-атинском Авиаремонтном заводе № 405, рассказывает представитель Минпромторга. В 2019 г. российский холдинг «Вертолеты России» подписал трехстороннее соглашение с двумя казахстанскими предприятиями – НК «Казахстан инжиниринг» из г. Нур-Султана и Авиаремонтным заводом № 405 на организацию крупноузловой сборки вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171Е. (... (
Авиакомпания «Казавиаспас» уже получила четыре собранных в Казахстане вертолета Ми-8АМТ для тушения пожаров и до конца года «Вертолеты России» поставят в страну еще четыре вертолетокомплекта, рассказывает представитель холдинга. Всего к концу 2022 г. планируется собрать 17 бортов для нужд МЧС и национальной гвардии Казахстана, подчеркивает МИД.
Самолеты для местных перевозок
(...) На местных линиях будут новые легкие многоцелевые самолеты «Байкал» разработки Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).
Девятиместный одномоторный турбовинтовой «Байкал» должен заменить легендарный «кукурузник» Ан-2. (...)
Но перспективы «Байкала» не только на внутреннем рынке. Казахстан в 2021 г. пообещал вложить в разработку и производство опытных образцов «Байкала» 1 млрд руб. Взамен страна получит миноритарную долю в проекте и лицензию на производство этих самолетов, говорил «Ведомостям» Олег Богомолов, директор по продажам УЗГА. По его словам, Казахстан планирует организовать производство «Байкалов» в первую очередь для внутреннего рынка (его потребности – 100–150 самолетов), а в перспективе и для поставок на экспорт.
Казахстан станет партнером России и в создании самолета ТВРС-44 (его также разрабатывает УЗГА). Самолет, который сможет перевозить до 44 пассажиров, потенциально заменит сразу несколько типов региональных лайнеров (Ан-24, Ан-26 и Як-40). Его предполагаемая стоимость – около $12–14 млн. Первые поставки намечены на 2025 г. «Новый самолет, как предполагается, войдет в линейку самолетов местных воздушных линий между 19-местным самолетом L-410, собираемым по лицензии в России, и 64-местным самолетом Ил-114-300, проходящим летные испытания», – подчеркивает МИД.
Соглашения, касающиеся двух этих проектов, планируется подписать на МАКСе.
Там же корпорация «Иркут» планирует провести переговоры с делегацией Казахстана о поставках авиалайнеров Sukhoi SuperJet 100 и МС-21, а также истребителей Су-30СМ. Лайнер МС-21, собранный на Иркутском авиазаводе, заявлен в летной программе авиасалона.
Для того чтобы российско-казахстанские совместные проекты в области авиастроения успешно работали, нужно готовить казахстанских специалистов и инженеров, отмечает МИД. В Казахстане, например, есть филиал Московского авиационного института (МАИ), который мог бы стать плацдармом для совместных образовательных проектов, рассказывает представитель Минпромторга, также возможны обучение и стажировки казахстанских студентов в российских вузах.
https://www.vedomosti.ru/partn…-samoletov.