Стратегические действия Китая не ограничиваются его обширными морскими притязаниями и активным строительством инфраструктуры. Китайские предприятия также активно приобретают землю за границей. Компании скупают земли в Азии и Африке. Совокупная площадь земли, купленной или арендованной такими компаниями за последнее десятилетие, равна общей земельной площади Шри-Ланки или Литвы и намного больше, чем приобретение их аналогами в США и других крупных странах.
Растут опасения, что страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны как источники поставок продовольствия и природных ресурсов попадут под влияние Китая. Также вызывают беспокойство последствия для безопасности.
Япония и другие крупные страны не могут игнорировать этот китайский покупательский бум как незначительный.
«Правила должны быть еще более жесткими, чтобы предотвратить неконтролируемый загон земли», - заявил Хидеки Хирано, профессор Университета Химедзи, изучающий приобретение земель иностранными инвесторами.
Приведу лишь один пример: бананы широко выращивают в северном штате Мьянма Качин. Банановые деревья высотой около 3 метров становятся гуще и отбрасывают глубокие тени на плантации. Развитие плантаций начало ускоряться примерно в 2015 году и резко изменило ландшафт. Согласно опросам неправительственных и других организаций, китайские компании активно занимаются выращиванием бананов в этом районе. Согласно данным ООН, экспорт бананов из Мьянмы вырос в 250 раз с 1,5 миллиона долларов в 2013 году до 370 миллионов долларов в 2020 году. Большая часть продукции идет в Китай.
По словам местных жителей, банановые плантации в Качине продолжали функционировать после военного переворота в феврале, поскольку они являются важным источником налоговых поступлений для вооруженных сил Мьянмы.
Китайский бизнес меняет ландшафт многих мест за пределами Мьянмы. В южной вьетнамской провинции Биньфыок производство натурального каучука является важной отраслью. Но эта отрасль сейчас находится под угрозой из-за деятельности New Hope Liuhe, ведущей китайской животноводческой компании, которая выращивает огромное стадо свиней на участке земли площадью 75 гектаров, созданном в 2019 году. New Hope расширилась в центральной и северной частях страны. Вьетнам также использует свою годовалую свиноферму в Биньфыок в качестве модели.
В целом, по данным Land Matrix, европейской организации по мониторингу земель, китайские компании получили контроль над 6,48 млн гектаров земель, предназначенных для сельского хозяйства, лесного хозяйства и добычи полезных ископаемых по всему миру с 2011 по 2020 годы. Эта цифра превосходит 1,56 миллиона гектаров, контролируемых британскими компаниями, 860 тысяч гектаров, принадлежащих американским компаниям, и 420 тысяч гектаров, контролируемых японскими.
Китайские предприятия активно приобретают землю за границей, чтобы удовлетворить растущий внутренний спрос в результате экономического развития Китая. Приобретение земли за границей дает этим предприятиям стабильный доступ к природным ресурсам по мере сокращения поставок по всему миру.
Демократическая Республика Конго предлагает иллюстрацию: большая часть земли в центральноафриканской стране засажена деревьями. На фоне роста цен на древесину китайская компания Wan Peng отправляет большие партии древесины из страны в Китай. Посольство Конго в Токио отказалось комментировать контракт с китайской компанией.
Китайские компании также покупают шахты. China Minmetals инвестировала 280 миллионов долларов в Танзанию, на юге Африки, в 2019 году, а China Color Metal Mining вложила 730 миллионов долларов в добычу полезных ископаемых в Гвинее в 2020 году, по данным аналитического центра American Enterprise Institute for Public Policy Research. Сообщается, что инвестиции были направлены на получение доступа к полезным ископаемым для использования, в частности, в аккумуляторах для электромобилей.
Страны, которые принимают китайские инвестиции, подвергаются потенциальным рискам, поскольку они становятся все более зависимыми от Китая. Эксперты считают, что Пекинская инициатива «Один пояс, один путь», огромная многонациональная программа развития инфраструктуры, является ловушкой для долгов. Принимающие страны становятся в большой долгу перед Китаем, стремясь стимулировать развитие, и позже не могут выйти из-под его контроля.
Когда CHEC построила порт на юге Шри-Ланки, страна не смогла выплатить кредиты Китаю и передала порт CHEC в аренду на 99 лет - типичный пример долговой ловушки.
В мае компания China Harbour Engineering (CHEC) выиграла заказ на строительство скоростной автомагистрали в Коломбо, крупнейшем городе Шри-Ланки. Китайская компания продолжит владеть автомагистралью после завершения строительства, передав ее под контроль Шри-Ланки только после 18 лет сбора платы за проезд. Критика также не утихает по поводу непонятного процесса торгов на строительство автомагистрали в Коломбо.
Действия Китая по приобретению активов за границей вызывают контрмеры по всему миру.
В июне парламент Японии принял новый закон, ужесточающий правила приобретения и использования земли в местах, которые считаются жизненно важными для национальной безопасности. Закон, направленный против Китая, предназначен для предотвращения сомнительных сделок с землей, совершаемых иностранными компаниями. Например, уже есть случаи, когда иностранные субъекты владели землей возле базы японских сил самообороны в Титосэ, Хоккайдо.
Другие типы земель, такие как леса общего пользования, еще не охвачены такими правилами. По данным Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, иностранные компании приобрели 46 гектаров сельскохозяйственных угодий и 7 560 гектаров леса.
Кроме того, «есть случаи, когда земля номинально принадлежит японским гражданам, но поддерживается китайскими организациями».
Ссылка