Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,708,134 18,971
 

  User78 ( Слушатель )
23 июл 2021 12:22:03

ЦИАМ представил на МАКС три летающие лаборатории - электросамолёт, гибридный самолет и самолёт с двигателем Аурус

новая дискуссия Новость  854

ЦитатаЦИАМ представил на МАКС-2021 три летающие лаборатории
21.07.2021

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Жуковского») представляет на МАКС перспективные разработки для авиационного двигателестроения. Среди них – три опытных самолета с демонстраторами технологий силовых установок.

С одним из них – летающей лабораторией Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой на высокотемпературных сверхпроводниках – ознакомился Президент Российской Федерации Владимир Путин. Ранее Як-40ЛЛ с ГСУ прошел комплекс наземных испытаний в СибНИА (также входит в НИЦ «Институт имени Жуковского») и в настоящее время готовится к первым полетам.
Владимир Путин подчеркнул, что «в Год науки и технологий российские научные организации достигли успеха в целом ряде прорывных направлений, значительная часть из которых представлена на площадках и стендах МАКСа». Среди них – «решения в области электрических и гибридных силовых установок», – отметил Президент.
Активный интерес посетителей и участников Авиасалона вызвал сверхлегкий пилотируемый самолет «Сигма-4» с полностью электрической силовой установкой.
"Представленные сегодня технологии, демонстрируемые нами на первых отечественных «электросамолетах», являются перспективными для будущего всей авиаотрасли, которая крайне заинтересована в выполнении жестких экологических требований и снижении издержек. По ряду направлений, в частности, использованию высокотемпературных сверхпроводников, Россия не только не отстает от зарубежных стран, но и опережает их", – уверен генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.

Еще один важный тренд – возрождение производства отечественных двигателей для малой авиации. Рядом с «Сигмой-4», на статической стоянке перед павильоном F3, расположился самолет Як-18Т с демонстратором авиационного поршневого двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с. АПД-500 был создан ЦИАМ на основе серийного автомотора линейки двигателей Единой модульной платформы ФГУП «НАМИ». Адаптированный для авиации двигатель оснащен рядом разработанных ЦИАМ новых узлов и систем, обеспечивающих его эффективную и безопасную работу согласно Авиационных правил АП-33. Летные испытания демонстратора, подтвердившего заявленные характеристики в ходе комплекса испытаний на наземных и высотных стендах, запланированы на вторую половину 2021 года.

https://www.aex.ru/n…21/232257/


1. Электросамолёт "Сигма-4Э" - первый российский полностью электрический самолёт.







ЦитатаЦентральный институт авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ) показал на авиасалоне МАКС-2021 электросамолет на базе «Сигмы-4». Это первый полностью электрический пилотируемый самолет в России. Он уже прошел стендовые испытания и недавно перешел на стадию летных испытаний. В 2022 году на «Сигме-4» запланированы полеты уже с водородными топливными элементами.

«Сигма-4» — это двухместный высокоплан со взлетным весом 600 килограмм. Его максимальная скорость — 150 километров в час, а дальность полета с электрическим двигателем — порядка 100 километров.

ЦИАМ заменил поршневой двигатель «Сигмы-4» на электрический с максимальной мощностью 80 киловатт. Электродвигатель питается от блока аккумуляторных батарей из литий-ионных ячеек, его вес вместе с системой управления составляет 23 килограмма. Предполагается, что он позволит аппарату находиться в воздухе до 40 минут и развивать скорость до 150 километров в час.

Опытный образец первого российского полностью электрического самолета ЦИАМ показал на авиасалоне МАКС-2021. Генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин рассказал, что электрический самолёт «Сигма-4» уже выполнил пробежки, чтобы проверить взаимодействие двигателя с самолетом. Его летные испытания запланированы на вторую половину этого года. Потом, в 2022 году, на самолет установят водородный топливный элемент мощностью до 30 кВт. Это позволит ему совершать полеты длительностью от одного до 1,5 часов.

https://nplus1.ru/news/2021/07/21/sigma4

Используется российский электродвигатель ЭД-60ЦМ. Судя по всему, это дальнейшее развитие проекта ДТ-60 НС, постоянная мощность - 60 кВт, кратковременная мощность на 2 минуты - 80-85 кВт, 109-115 л.с., масса 23 кг.  

С обычными литиевыми батареями этот электросамолёт будет способен продержаться в воздухе около 40-45 минут, улететь на 100 км, развить скорость 150 км/ч. В 2022 году на него установят водородные топливные элементы и дальность увеличится до 250 км, продолжительность полёта - 1,5 часа.  Это уже вполне приличные показатели и хватит многим любителям неба. 

_________________________________________________________________________

2. Летающая лаборатория ЛЛ-40 с гибридной электродвигательной установкой на высокотемпературной сверхпроводимости.







ЦитатаЯк-40ЛЛ - уникальная летающая лаборатория с гибридной силовой установкой

На МАКСе представлена летающая лаборатория на базе Як-40 с первым в мире электрическим авиадвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт. И это настоящий прорыв.
"Это полностью действующий образец,
- говорит генеральный директор Национального исследовательского центра "Институт им. Н.Е. Жуковского" доктор технических наук Андрей Дутов. Надеемся, что он будет летать на МАКСе в качестве демонстратора технологий создания воздушных судов с гибридными силовыми установками".

В чем суть российского ноу-хау? Если не вдаваться в подробности, то в носовой части самолета установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем. Это уникальная гибридная схема, придуманная в ЦИАМ имени Баранова (входит в НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского") совместно с компанией "СуперОкс". В основе технологии лежат сверхпроводящие материалы обмоток. Они находятся в состоянии 77 градусов по Кельвину, внутри - жидкий азот, благодаря чему сопротивление на этих обмотках "нулевое". Это позволяет реализовывать огромные мощности при сравнительно небольших размерах.

В носовой части Як-40ЛЛ установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем. В основе технологии лежат сверхпроводящие материалы обмоток
Для авиации это критически важно: полет - всегда борьба с весом. По словам Дутова, здесь мы опережаем мир где-то на 2-3 года, потому что подобный подход еще никто не демонстрировал и такие технологии не показывал. Представляете? Взлетаешь на электромоторе, там, где можно, запускаешь газотурбинный двигатель, на разрешенной высоте подзаряжаешь аккумулятор, продолжаешь полет опять на электричестве и садишься на винтах...

На МАКСе планируется показать полет, когда газотурбинный двигатель уходит на пониженные обороты, включается электромотор, и тяга будет идти в том числе за счет винта, который на нем расположен.

Ученые надеются к 2026-2027 годам получить полностью весь набор технологий, который позволит создать к 2030 году региональный самолет на такой гибридной схеме. Но они намерены идти еще дальше, а именно: использовать в двигателе в качестве хладагента не азот, а сжиженный водород, который будет и топливом. Он фактически вообще не дает никаких выбросов. Это будет еще более сложная схема - она годится для больших самолетов, для дальней авиации.

https://rg.ru/2021/0…telem.html

_________________________________________________________________________

3. Самолет Як-18Т с демонстратором авиационного поршневого двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с.





ЦитатаСпециалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") завершили этап установки авиационного поршневого двигателя-демонстратора АПД-500 на экспериментальный летательный аппарат, которым стал самолет Як-18Т.

Демонстратор авиационного поршневого двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с. разработан ЦИАМ на основе автомобильного мотора линейки двигателей Единой модульной платформы ФГУП "НАМИ". Главной задачей НИР "Адаптация", в рамках которой ведутся работы по заказу Минпромторга России, является подтверждение возможности создания авиационного двигателя на базе серийного автомотора, а также оценка преимуществ его создания по срокам и стоимости.

Для авиаверсии специалистами ЦИАМ разработан ряд новых узлов и систем, обеспечивающих эффективную и безопасную работу двигателя в авиационном режиме в соответствии с требованиями Авиационных правил АП-33. Это, например: стартер-генератор, позволяющий в одном блоке реализовать режим запуска и генерирования энергии для нужд двигателя и борта; спроектированный под применение воздушных винтов с изменяемым шагом редуктор; дублированная двухканальная система управления двигателем с независимыми контурами для надежной работы; система наддува с приводным нагнетателем, обеспечивающая заданные мощностные характеристики авиационной версии, и др.

Достижение демонстратором требуемых параметров уже подтверждено комплексом испытаний на наземных и высотных стендах. Первые летные испытания запланированы на вторую половину 2021 года.

– По завершении летных испытаний можно будет говорить уже об открытии опытно-конструкторских работ. Двигатель-демонстратор мы создаем на базе серийного автодвигателя, поэтому ОКР можно будет завершить быстрее и экономичнее, чем при организации работ "с нуля", – считает генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. – Отечественный поршневой двигатель – это возможность для "перезагрузки" всей малой авиации России. Он сможет найти самое широкое применение, дать толчок и ремоторизации, и созданию новых летательных аппаратов.

Посетители МАКС 2021 смогут увидеть и другие разработки Института в области малоразмерных двигателей. Например, двигатель-демонстратор РПД-100Т мощностью 100 л.с., созданный по заказу Фонда перспективных исследований. По сравнению с поршневыми авиамоторами, этот роторно-поршневой двигатель обладает высокой мощностью (73,5 кВт при 6500 об/мин.) при относительно малом удельном весе (0,82 кг/кВт) и небольших габаритах (рабочий объем 386 куб. см.). Стендовые испытания подтвердили его высокий ресурс, надежность и ремонтопригодность, низкий уровень вибраций и практический полетный "потолок" до 10 000 метров.


Перспективной для малой авиации может стать и энергетическая установка на основе РПД-350Т, предназначенная для применения в составе гибридных силовых установок летательных аппаратов, в т.ч. вертикального и сверхкороткого взлета и посадки.

http://www.mashporta…61381.aspx

НравитсяКрутой
Отредактировано: User78 - 29 июл 2021 10:39:31
  • +0.25 / 21
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  BUR ( Слушатель )
23 июл 2021 21:36:29

 
Интересно, а пара РПД-350Т стоит дороже или дешевле чем один ВК-800СМ ?
Тогда на основе ЛМС-901 можно было бы с двумя двигателями под крыльями сделать. И ограничения в 9 пассажиров не было бы.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  User78 ( Слушатель )
23 июл 2021 22:46:50


Мощность роторного двигателя РПД-350Т - 350 л.с., суммарно у двух - 700 л.с.  А у ВК-800СМ взлетная мощность - 900 л.с. Так что с двумя РПД-350Т пришлось бы уменьшить взлётную массу и пассажировместимость ЛМС-901 по сравнению с одним ВК-800СМ.

...

В роторных двигателях все прекрасно кроме ресурса и экономичности. Эти параметры у роторников ещё хуже чем у обычных поршневых. А у поршневых двигателей ресурс и экономичность (с учетом разницы в ценах на бензин и керосин) хуже чем у современных авиационных газотурбинных. Так что было бы дважды невыгодно - менее экономично по топливу, менее надёжно по ресурсу.

По поводу "ограничение в 9 пассажиров" - это не из-за однодвигательности, а из-за ограниченных размеров салона. У ЛМС-901 специально сделан достаточно узкий фюзеляж - благодаря этому меньше сопротивление воздуха.  Компоновка кресел 1_1 получается очень комфортной, а вот 2_1 уже не впихнешь.

Если делать двухдвигательный самолёт на 15 пассажиров, расширять фюзеляж, увеличивать массу самолёта, то получится... гораздо более дорогой и прожорливый Л-410, который у УЗГА и так уже есть.Улыбающийся   

В однодвигательных самолётах нет ничего плохо. Ан-2 верой и правдой служил десятки лет. А ведь на нем устанавливался достаточно капризный и малоресурсный поршневой АШ-62ИР (назначенный ресурс 4800-6200 часов, ресурс до капитального ремонта - 1400 часов).  У новых газотурбинных двигателей ресурс больше раза в 3.  При этом топливо будет относительно дешевый авиационный керосин, а не дорогущий авиабензин (либо неизвестного происхождения и качества автобензин).  Так что по надёжности и безотказности ЛМС-901 будет в разы превосходить Ан-2.

На западе очень много однодвигательных турбовинтовых самолётов. Как пассажирских утилитарных типа Cessna 208, PAC P-750 и Quest Kodiak, так и дорогих бизнес-самолётов типа Pilatus PC12, Piper M600, Socata TBM, Lancair Evolution, Epic 1000 и др.  Все они прекрасно эксплуатируются, а количество происшествий и авиакатастроф у них стремится к нулю - оно не больше чем у двухдвигательных.  Два двигателя хорошо для самолётов побольше.
  • +0.14 / 10
  • АУ
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
24 июл 2021 00:07:59

 
Тут Вы не правы. Современные правила для одномоторных пассажирских самолетов диктуют "не более 9 пассажиров" и точка..
Салон у ЛМС-901: 4 на одной стороне плюс 5 на другой. При грузоподъемности 2т (т.е. по весу около 20 пасажиров)...
разместить в нём 6 плюс 6 (т.е. на одной стороне 6 вместо 5 кресел, на другой 5 вместо 4-х и одно складывающееся у входа, думаю, возможно.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
24 июл 2021 06:42:16

Что-то мне подсказывает, что в отдалённых местностях летать будут "по грузоподъёмности", сидя на рюкзаках в проходе...Улыбающийся
  • +0.06 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
24 июл 2021 07:00:49

И в варианте грузовой кабины вместо салона
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
24 июл 2021 19:56:10

 
Салон маленький, столько народу (грузоподъемность 2 т !!! ) просто не поместитсяУлыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  BALcat ( Слушатель )
25 июл 2021 03:27:24

А рюкзаки с золотом..?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  User78 ( Слушатель )
25 июл 2021 11:12:06


Полетел!

ЦитатаНа МАКС-2021 прошел первый полет российского самолета с электродвигателем
24.07.2021

Российский самолет-лаборатория Як-40ЛЛ, оснащенный электродвигателем, совершил на авиасалоне МАКС-2021 первый полет в рамках испытаний, рассказали РИА Новости в пресс-службе Фонда перспективных исследований.
"Только что на авиасалоне МАКС-2021 состоялся демонстрационный полет самолета Як-40, оснащенного гибридной силовой установкой на основе газотурбинного двигателя и сверхпроводникового электродвигателя. Во время полета самолет включил электрическую силовую установку", - рассказали в пресс-службе.

Гибридная силовая установка на основе газотурбинного двигателя и сверхпроводникового электродвигателя дополняет два штатных турбореактивных двигателя. Она состоит из блока аккумуляторных батарей, электрического двигателя мощностью 500 кВт (680 лошадиных сил) и энергоузла для его питания - турбовинтового двигателя и подключенного к нему электрогенератора. Электромотор экономичнее аналогов на 20% за счет использования высокотемпературных сверхпроводниковых технологий и криогенного охлаждения.

Для летных испытаний один из трех двигателей Як-40, которые располагаются в хвостовой части, заменен на турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором, разработанным Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") совместно с Уфимским авиационным техническим университетом. А в "носу" летающей лаборатории установлен электродвигатель, использующий эффект высокотемпературной сверхпроводимости и криогенную систему, который разработан ЗАО "СуперОкс" по заказу Фонда перспективных исследований.

https://ria.ru/20210…21069.html
https://rg.ru/2021/0…-2021.html
Нравится

___________________________________________________________


Ещё интересный гибридный самолёт - СибНИА ТВС-2МС "Партизан":

ЦитатаСамолет короткого взлета "Партизан" показали зрителям МАКС 2021
21.07.2021

Уникальные характеристики самолета достигаются за счет применения активного обдува крыла распределенной винто-моторной группой, которая представляет собой ряд электрических двигателей. Они и обеспечивают требуемую для взлета подъемную силу.
Электромоторы установлены на нижнем крыле и работают только во время взлета или посадки. Во время полета самолет использует основной двигатель, от которого также можно заряжать аккумуляторы. 

Максимальная взлётная масса самолёта составит 3380 кг, он будет способен перевозить полезную нагрузку до тонны на расстояние до тысячи километров  при скорости 250 км/. Максимальная скорость, которую будет способен развить летательный аппарат, составит порядка 315 км/ч. "Партизан" сможет взлететь с площадки размером 50 на 50 метров.

https://sev.tv/news/48029.html


.

 
Схема весьма перспективная. Помимо короткого взлёта и посадки, экономится топливо во время взлета (можно на аэродроме зарядить батареи и часть тяги обеспечат электродвигатели), повышается безопасность (при отказе основного двигателя можно некоторое время лететь от батарей - этого хватит для выбора площадки для посадки).  При этом аккумуляторы нужны совсем небольшие - на 5-6 минут. Лопасти винтов электродвигателей в полёте складываются, это хорошо видно на 3:26.
  • +0.13 / 10
  • АУ
 
  User78 ( Слушатель )
28 июл 2021 21:25:45


Пара слайдов с МАКС про развитие программы гибридных самолётов с электродвигателями на сверхпроводимости:





Отсюда с 6:12:





Интересен второй этап с завершением до 2027.

Электродвигатель:
Мощность - 1,5 МВт  (на первом этапе - 0,5 МВт)
КПД - 99,8% (на первом этапе - 98%, у обычных электродвигателей порядка 85%)
Охлаждение - жидкий водород (на первом этапе - жидкий азот)

Турбовальный двигатель ВК-2500 на жидком водороде:
Мощность - 2400 л.с. (на первом этапе 1500 л.с.)
Тип топлива - водород (на первом этапе керосин)
Масса - 300 кг
  • +0.23 / 14
  • АУ