Япония
1,117,938 4,888
 

  Vediki977 ( Слушатель )
01 авг 2021 15:45:57

Трагедия «Буйо-мару»

новая дискуссия Статья  186

Коммандер Дадли У. Мортон считается одним из лучших американских подводников Второй мировой войны. С 1959 по 1982 год в состав американского флота входил названный в честь него эсминец. По потопленному тоннажу Мортон занимает восьмое место среди командиров американских субмарин, а по числу пущенных на дно японских судов делит второе место со Слейдом Каттером, уступая только своему бывшему старпому Ричарду О’Кейну. Однако первый его самостоятельный боевой поход в январе 1943 года был омрачён инцидентом, до сих пор вызывающим ожесточённые споры историков.

Третий поход «Уаху»
26 января 1943 года американская подводная лодка «Уаху» патрулировала в центре Тихого океана, в 450 милях к югу от островов Палау. Субмарина вышла в рейд из австралийского Брисбена и находилась в море уже десять дней. Это был третий её поход и первый — с новым командиром лейтенант-коммандером Дадли У. Мортоном. Он сменил первого командира лодки Марвина Кеннеди, с которым ранее выходил в боевой поход в роли командира-стажёра.
Подлодка «Уаху» принадлежала к типу «Гэтоу» — самому массовому в американском флоте во время войны. Она была заложена в Сан-Франциско на верфи Мэйр-Айленд 28 июля 1941 года, спущена 14 февраля 1942 года и вступила в строй 15 мая того же года. Надводное водоизмещение лодки составляло 1525 т, подводное — 2424 т, длина — 95 м, ширина — 8,3 м, минимальная осадка — 5,2 м. Четыре 10-цилиндровых дизеля «Фэрбенкс-Морс» общей мощностью 5400 л.с. обеспечивали лодке солидную надводную скорость в 21 узел, а четыре электродвигателя «Дженерал Электрик» общей мощностью 2740 л.с. — подводную скорость в 9 узлов. Надводная дальность хода составляла 11 000 миль, подводная — 96 миль на одной зарядке при скорости в 2 узла. Автономность лодки достигала 75 суток, экипаж состоял из 60 человек, в том числе 6 офицеров. Субмарина несла 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата, а также 14 запасных торпед. Первоначально на ней стояла одна 76-мм пушка, а также 40-мм и 20-мм автоматы. Перед своим вторым походом в ноябре 1942 года вооружение было заменено на 102-мм пушку и два 20-мм «Эрликона».


Подводная лодка SS-238 «Уаху» на верфи Мэйр-Айленд в Калифорнии, 14 июля 1942 года history.navy.mil

В первых двух походах (с августа по октябрь и с ноября по декабрь 1942 года) «Уаху» записала на свой счёт грузовое судно, танкер и подводную лодку. В действительности её жертвой стал только один танкер — «Камои-мару» (5300 т), пущенный на дно четырьмя торпедами с «пистолетной» дистанции в 640 м. Зато в своём первом самостоятельном походе Мортон сразу же добился успеха: 24 января 1943 года возле японской базы Вевак на северном побережье Новой Гвинеи он поразил эсминец «Харусамэ», с дистанции от 1100 до 740 м выпустив все торпеды из носовых аппаратов. Лишь шестая попала в цель, это попадание наблюдалось в перископ, и на «Уаху» решили, что эсминец затонул. На самом деле он выбросился на берег, позднее его дотащили до Трука, где приделали временную носовую часть; затем корабль ремонтировался в Йокосуке до конца ноября 1943 года.


Эсминец «Харусамэ», сфотографированный через перископ «Уаху» около Вевака 24 января 1943 года history.navy.mil

На следующий день «Уаху» взяла курс на Палау, который изначально являлся её целью. Утром 26 января лодка уже находилась в 400 милях к северо-западу от Вевака, примерно в точке 02°04’ с.ш., 140° 10’ в.д. Около 8 часов сигнальщик заметил на горизонте дым. Лодка изменила курс так, чтобы оказаться впереди противника. Около 8:15 он был идентифицирован как транспорт и грузовое судно, идущие курсом 95°. Это был японский конвой с войсками для 8-й армии на Новой Гвинее, 6 января вышедший из Сингапура и двигавшийся без всякого охранения.
Лодка погрузилась и заняла позицию для атаки впереди противника и слева от него — так, чтобы выпустить торпеды, когда первое судно будет проходить на дистанции в 1300 ярдов с отклонением всего 15° вправо. Это позволяло сразу же атаковать второе судно с расстояния в 1000 ярдов, хотя и с отклонением 30° от траверза влево.
В 10:30 Мортон понял, что его расчёт на атаку неверен. Ему пришлось развернуться вправо, чтобы создать схожие условия для стрельбы из кормовых торпедных аппаратов. В 10:41 он выпустил две торпеды по головному судну, а через 17 секунд — ещё две по шедшему следом. В первую цель (это был небольшой транспорт «Фукуреи-мару») попали обе, во вторую (транспорт «Пасифик-мару») — только одна.
Выпустив торпеды, Мортон развернулся влево для атаки из носовых торпедных аппаратов, если суда не затонут. Обойдя место боя, чтобы оценить обстановку, в 10:45 он обнаружил третье судно, которое ранее закрывала вторая цель — оно показалось ему «огромным». Это был транспорт «Буйо-мару» — мобилизованный одновинтовой пароход 1919 года постройки с максимальной скоростью всего 10 узлов. К этому времени первая цель находилась по правому борту и тонула, а второе судно сохранило ход и двигалось прямо на лодку. Некоторые описания утверждают, что оно собиралось таранить субмарину, однако в боевом журнале лодки об этом ничего не сказано.
В 10:47 Мортон с дистанции в 1800 ярдов спокойно выпустил три торпеды из носовых аппаратов в новый транспорт («Буйо-мару»), который очень удачно подставил свой правый борт. В перископ он видел, как вторая и третья торпеды попали в цель. Лишь затем Мортон довернул и выпустил две торпеды навстречу второму транспорту, который был уже совсем близко. Вторая торпеда попала в цель, однако «Пасифик-мару» продолжал движение, поэтому Мортон отвернул влево и скомандовал срочное погружение, чтобы не столкнуться с целью. Акустик доложил, что слышит множество взрывов торпед, но, как указано в журнале лодки, «было невозможно понять, что происходит».


Общий вид транспортов типа «Ёсида-мару №1», к которому принадлежал «Буйо-мару». Рисунок из американского справочника времён войны


Пароход «Ёсида-мару №1» в Ванкувере 22 марта 1933 года searcharchives.vancouver.ca


Через восемь минут Мортон снова всплыл под перископ. Первое судно («Фукуреи-мару») уже затонуло. Транспорт «Пасифик-мару», несмотря на попадания двух торпед, медленно двигался, «имея очевидные проблемы с рулевым управлением». Транспорт «Буйо-мару» стоял без движения, но не тонул. Кораблей охранения рядом видно не было, поэтому Мортон решил добить его. «Уаху» подошла к стоящему неподвижно транспорту и в 11:33, находясь почти на траверзе, выпустила торпеду из носового аппарата с дистанции в тысячу футов. В перископ было видно, что её след ведёт прямо к миделю судна, но торпеда либо прошла под корпусом, либо не взорвалась. Тем временем с транспорта начали стрелять по подводной лодке из всего имевшегося вооружения — палубных орудий, пулемётов и винтовок.
В 11:35 Мортон выпустил ещё одну торпеду — она взорвалась прямо в середине корпуса «Буйо-мару». Лишь после взрыва третьей торпеды транспорт начал тонуть носом, высоко подняв корму, «солдаты стали прыгать за борт, как муравьи с горячей плиты». С лодки через перископ было сделано несколько снимков тонущего транспорта.
В 11:36 субмарина развернулась и направилась ко второй цели — транспорту «Пасифик-мару», который теперь уходил курсом 85°. Однако батарея лодки уже разряжалась, «Уаху» могла держать подводный ход лишь в 6 узлов, поэтому догнать цель не удалось. К тому же в 11:55 неподалёку в перископ были замечены мачты и надстройки четвёртого судна, поначалу принятого за лёгкий крейсер. Решив, что он двинется на место боя и попытается подобрать выживших, Мортон продолжил сближение. Но корабль не пошёл ему навстречу: он развернулся и присоединился к «подранку». Дистанция в момент поворота составляла около 10 000 ярдов (50 каб), но теперь по конструкции мачт и расположенной на корме надстройке Мортон опознал новое судно как танкер.


Транспорт «Пасифик-мару» combinedfleet.com


Лейтенант-командир Дадли У. Мортон ww2db.com

Бойня
Мортон решил на время прекратить погоню и развернулся обратно, «чтобы зарядить батареи и уничтожить примерно двадцать боевых катеров, находившихся сейчас в воде» (так сообщает журнал лодки). На месте гибели двух японских транспортов осталось около двадцати шлюпок и катеров, включая довольно большие с каютами. Командир «Уаху» направил свою лодку прямо к ним. В 11:35 он всплыл и приказал артиллеристам занять места у орудий.
Дальнейшие события вызывают много споров и ещё больше трактовок. Сначала с подводной лодки выстрелили по шлюпкам из 102-мм орудия — как позднее утверждалось со ссылкой на старпома «Уаху» Ричарда О’Кейна, неприцельно, чтобы заставить японцев покинуть лодки. Как уверял О’Кейн, «ни один человек не был намеренно застрелен в лодках или в море». Однако его заявление прямо противоречит бортовому журналу субмарины: «Выстрелили из 4-дюймовой пушки по самой крупной барке с солдатами. Хотя все солдаты в этой лодке, видимо, прыгнули в воду, мы открыли огонь из малокалиберных орудий, а затем из всего, что у нас было».


Тонущий транспорт «Буйо-мару», сфотографированный через перископ «Уаху» history.navy.mil

С «Уаху» стреляли не только по шлюпкам, но и по плавающим в воде людям. Один из американских подводников позднее сообщал, что видел в море человека, размахивавшего белой тряпкой. По его словам, это зрелище вызвало у наблюдателей на рубке некоторое замешательство, ведь американцы были уверены, что японцы всегда отказываются сдаваться. Историк Клэй Блэйр со слов одного из офицеров «Уаху» писал, к борту субмарины подплыл человек, явно собиравшийся вскарабкаться на лодку. Когда один из членов экипажа спросил, хочет ли Мортон взять пленного, тот ответил: «Мне не нужен здесь этот сукин сын! А вам?», после чего человек был расстрелян в воде.
По докладу Мортона, бойня продолжалась около часа. Командир «Уаху» был уверен, что «мы уничтожили все лодки и бóльшую часть войск». Около 15:30, зарядив аккумуляторы, он возобновил погоню за ушедшими японскими судами, всё ещё видимыми на горизонте. Сначала лодка шла полным надводным ходом, а в 17:21 ушла на перископную глубину. Солнце уже заходило, на субмарине осталось всего шесть торпед, поэтому Мортон решил в первую очередь атаковать неповреждённый танкер. Для этого ему пришлось развить максимальную подводную скорость. Подкравшись ближе, в 18:29 «Уаху» с дистанции в 2300 ярдов из перископного положения выпустила по танкеру три торпеды. Через 82 секунды акустик услышал сильный взрыв, однако ещё через 12 минут, подняв перископ, Мортон обнаружил, что танкер продолжает движение.
На «Уаху» осталось всего четыре торпеды, и все — в кормовом аппарате. Ночь была безлунная, и Мортон решил вести дальнейшие атаки из надводного положения, используя радар SJ. Ещё почти час он потратил, чтобы вновь догнать танкер и занять позицию для атаки. Наконец, в 20:25 субмарина выпустила по танкеру две торпеды с расстояния в 1850 ярдов. Вторая торпеда угодила в корпус сразу позади миделя. Согласно журналу лодки, судно быстро затонуло: к половине девятого на поверхности оставалась лишь носовая часть, а мачта ушла под воду, когда субмарина проходила в 1250 ярдах от танкера.
В 20:36 Мортон попытался выйти в атаку на последний японский транспорт. Однако тот открыл стрельбу, и в 20:43 едва не попал в подлодку снарядом, вынудив её вновь погрузиться. Через четверть часа «Уаху» опять всплыла, и вновь была обстреляна японским транспортом, который теперь включил прожектора. Опасаясь, что на место боя могут подойти эскортные корабли, Мортон с дистанции 2900 ярдов по данным радара выпустил две последние торпеды. Результата атаки он видеть не мог, но слышал два взрыва и был уверен, что через 15 минут после попадания последний транспорт тоже затонул.


Лейтенант-коммандер Дадли Мортон (на переднем плане) и его старший помощник лейтенант Ричард О’Кейн в центральном посту «Уаху» 26 января 1943 года ww2db.com


Мортон и О'Кейн на мостике «Уаху» при входе в Пёрл-Харбор 7 февраля 1943 года history.navy.mil

Итоги третьего похода
7 февраля 1943 года «Уаху» прибыла в Пёрл-Харбор, проведя в походе только 23 дня. На входе в базу Мортон поднял на перископе метлу — символ «выметания» моря от врага. На сигнальном фале развевались восемь крошечных японских флагов — по числу судов, считавшихся потопленными лодкой на тот момент.
Мортон заявил пять побед: эсминец, три транспорта и танкер. Уже после войны по итогам анализа японских документов их количество было сокращено до трёх: транспорт «Буйо-мару» (5447 брт), транспорт «Фукуреи-мару» (1901 брт) и торговое судно в 4000 брт — в действительности это был «Пасифик-мару» (5873 брт), который получил только лёгкие повреждения.
Расстрела японских моряков Мортон не скрывал — он сразу же доложил об этом событии, особо подчеркнув, что уничтожил практически всех спасавшихся японцев. За этот рейд он был награждён Морским крестом, а армейское командование на Тихом океане в лице генерала Макартура вручило ему Крест за выдающиеся заслуги, особо отметив именно «…атаку на вражеский конвой, шедший с подкреплением для войск противника на Новой Гвинее…». Наконец, подводная лодка «Уаху» получила Почётную грамоту президента за свои действия против конвоя, включавшие «уничтожение одного транспорта и его экипажа».


Возвращение «Уаху» в Пёрл-Харбор из третьего похода, 7 февраля 1943 года. Командир лодки Дадли Мортон стоит на рубке справа. К оголовью перископа прикреплена метла — традиционный символ «выметания» противника с моря, ведущий начало ещё со времён англо-голландских войн XVII века. На фале — два больших и шесть маленьких японских флажков, обозначающих число потопленных боевых кораблей и торговых судов. Выше, на вымпеле, надпись «Shoot the sunza bitches», ставшая девизом субмарины history.navy.mil

Военное преступление?..

Полная статья по ссылке
Ссылка
  • +0.58 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!