Обсуждение космических программ
9,339,608 41,758
 

  iron-zorin ( Слушатель )
01 авг 2021 21:26:03

[Переслано из Ватфор | Автострадный think tank (Sergei Poletaev)]

новая дискуссия Дискуссия  178

Оставим без комментариев истерику и бомбеж, сопровождающий «Науку» на пути к пуску, на пути к станции и продолжающийся сейчас, после стыковки. Не станем также затрагивать сегодня тему нужности пилотируемой космонавтики как таковой. 

Попробуем порассуждать, нужен ли этот модуль российской космонавтике?

С одной стороны, Россия уже объявила о выходе из проекта МКС, а это значит, что свой ресурс на орбите новый модуль, вероятно, не выработает. 

Сам по себе МЛМ — морально устаревший аппарат, его родословную от советского ТКС мы разобрали в прошлом посте. За 44 года до орбиты в том или ином виде добралось всего 10 ТКС-ов — столько Союзов / Прогрессов летало к МКС чуть больше, чем за год. В отличие от последних, переживших за время своей службы несколько модернизаций, системы ТКС остались в целом неизменными с 60-х — 70-х годов. Короче говоря, ТКС — штучный и очень древний аппарат: специалистов по нему почти не осталось, а точечные модернизации (в частности, новая система стыковки «Курс») носят характер кустарных костылей со всеми вытекающими багами и глюками. 

Более того, МЛМ устарел и физически. Без малого четвертьвековой путь на орбиту обернулся тем, что подходил к окончанию гарантийный срок критически важных систем корабля, и запускать его нужно было сейчас — или никогда. 

С другой стороны, «никогда» — значит, не просто отправить 16 миллиардов рублей в музей. Это значит отменить запуск еще нескольких модулей, которые должны стыковаться к «Науке». Один из них, УМ «Причал» уже много лет готов и ждал, пока МЛМ отправится на орбиту, а следующий за ним модуль уже вовсю строится и намечен к запуску в 2024 году.

Сама по себе «Наука» — это первая полноценная российская лаборатория на орбите с конца 90-х, когда прекратились регулярные полеты на «Мир». Сейчас наши космонавты вынуждены проводить эксперименты в служебном (жилом) модуле, над обеденным столом, над входом в туалет, чуть ли не в собственных каютах. МКС еще живет и работает, и новое пространство даст возможность делать это более нормально.

Это новый опыт для наших специалистов, которые более 20 лет не выводили в космос аппараты такого класса. Такой опыт безусловно пригодится в создании новой российской станции.

Наконец, без МЛМ и намеченного к запуску в ноябре «Причала» невозможно начать испытания нового российского пилотируемого корабля — ему просто некуда стыковаться.  

Так или иначе, эти все рассуждения уже в прошлом. МЛМ «Наука» в составе МКС и останется с ней до самого конца. То, что модуль всему вопреки все-таки доехал до станции, никого по дороге не убил и не убился сам — похоже на чудо. Скольких седых волос это стоило участникам процесса, мы, видимо, узнаем нескоро. 
  • +0.43 / 28
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!