Социальные сети стали активнее выявлять и удалять противоправный контент, а главным стимулом соблюдать российское законодательство для них стали реальные или потенциальные экономические потери. К такому выводу пришли эксперты Общественной палаты, составившие второй антирейтинг соцсетей. С исследованием ознакомилась «Парламентская газета».
Смена лидера
С 1 февраля вступил в силу закон, по которому соцсети сами обязаны выявлять и блокировать противоправную информацию. За не удаление такого контента штрафы уже получили ряд соцсетей, в частности, Facebook обязан заплатить в общей сложности 26 миллионов рублей, а общая сумма штрафов к Twitter весной оценивалась в 24 миллиона.
Составляя антирейтинг, его авторы учитывали количество до сих пор не удалённого противоправного контента, наличие или отсутствие представительства компании в России, готовность взаимодействовать с регулятором и скорость реакции на жалобы пользователей и надзорных ведомств. Дополнительным показателем стало количество случаев блокировки или ограничения доступа к аккаунтам, не нарушающим законодательство, но подвергшимся цензуре.
Первое место в антирейтинге занял Facebook, второе — YouTube, третье — Twitter. Затем следуют Instagram, «ВКонтакте», TikTok и «Одноклассники».
«Произошла смена лидера, — констатировала член Комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Екатерина Мизулина. — В предыдущем исследовании, в феврале, первую строчку занимал Twitter, но после замедления трафика эта соцсеть изменила своё поведение, поменяв правила модерации, и стала работать в диалоге с властями».
Мизулина также отметила, что в результате действий Роскомнадзора аудитория Twitter снизилась на десять процентов, это около одного миллиона человек.
Не «выключить», а побудить
В Facebook авторы антирейтинга насчитали 15 случаев цензуры в отношении российских СМИ и компаний, 112 материалов о незаконном обороте наркотиков, 1900 материалов с информацией, признанной судами запрещённой, 68 случаев оскорбления госсимволов, 124 фейка и 87 призывов к суициду. Зато стали активнее удалять деструктивный контент.
В Общественной палате назвали лидера антирейтинга соцсетей
Количество сообщений о незаконном обороте наркотиков в Twitter сократилось в десять раз, в Facebook — примерно вдвое. А вот число материалов с запрещённой судом информацией в YouTube увеличилось с 3400 до 4420.
Результаты нового общественного мониторинга обещали рассмотреть в Роскомнадзоре и принять меры. «Экономическое понуждение — это многомилионные штрафы, причём за повторное нарушение они становятся оборотными, то есть исчисляются от годовой выручки компании — от 5 до 20 процентов», — объяснил начальник Управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев.
Большие надежды ведомство возлагает на закон «о приземлении», который начнёт работать в 2022 году. По нему иностранные IT-компании должны создать в нашей стране представительства, что сделает взаимодействие российских госорганов с ними быстрее и проще. Евгений Зайцев подтвердил позицию Роскомнадзора, что ведомство не преследует цели «выключить» тот или иной ресурс из российского информпространства. «Но если угрозы превысят пользу для граждан, меры будут приняты незамедлительно», — добавил он.
Пользователи не должны страдать
Блокировать сайты, превращая Россию в закрытое от мира государство, нельзя. Любые меры понуждения, применяемые к соцсетям, должны быть максимально незаметны для пользователей, считает член Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин.
«У государства сегодня достаточно механизмов, чтобы заставить иностранные компании работать по единым для всех правилам, — сказал «Парламентской газете» депутат. — Положительная, пусть не очень быстрая, динамика есть. Значит, законы работают».
Социальные сети — пространство не только для развлечений и непринуждённого общения, но и мощные образовательные и бизнес-площадки, напомнил директор Регионального общественного центра интернет-технологий Рустам Сагдатулин. Ограничив работу того или иного ресурса, можно не только вызвать недовольство пользователей, но и лишить большого количества людей заработка.
У регулятора и администраций соцсетей появились новые инструменты взаимодействия, а экономические меры оказываются более эффективны, поскольку подобные интернет-платформы — это в первую очередь коммерческие структуры, отметил Сагдатулин. «Неся или даже предчувствуя серьёзные экономические потери, компании быстрее пойдут на контакт», — сказал эксперт.
В Общественной палате продолжат следить за исполнением IT-гигантами российского законодательства, сказал руководитель рабочей группы ОП по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности Интернета Александр Малькевич. Особое внимание общественники уделят исполнению судебных решений. «Цензура должна немедленно пресекаться, мы будем следить за этим в следующих рейтингах», — подчеркнул член ОП.
Подробнее на ПГ:
https://www.pnp.ru/p…um=desktop