Минэкономразвития внесло на рассмотрение Правительства проект закона о регулировании выбросов и поглощения парниковых газов на Сахалине
новая дискуссия
Новость
594
Минэкономразвития РФ разработало и в июле 2021 г. внесло на рассмотрение Правительства РФ проект Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области» («Законопроект») . Данный Законопроект, наряду с Федеральным законом от 02 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» («Закон об ограничении выбросов») , является одним из первых шагов на пути введения в России углеродного регулирования.
Законопроект предусматривает реализацию на территории Сахалинской области в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2025 г. эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов. Целью проведения данного эксперимента является достижение на территории Сахалинской области углеродной нейтральности, то есть состояния, при котором масса выбросов парниковых газов равна массе их поглощения за календарный год, а также проверка предложенных методов и инструментов углеродного регулирования, включая вероятность их международного признания.
По отношению к Закону об ограничении выбросов Законопроект является специальным и устанавливает более жесткие правила для регулируемых организаций путем введения механизма квотирования выбросов парниковых газов; обязанности оплаты специальных платежей за превышение квот; и требования верификации углеродной отчетности независимыми экспертными организациями. В случае если Законопроект будет принят, и предусмотренные в нем механизмы (включая систему квотирования) покажут свою эффективность, соответствующие подходы углеродного регулирования могут быть распространены и на другие регионы РФ. На настоящий момент о своем желании участвовать в эксперименте по углеродному регулированию заявили также Калининградская и Нижегородская области.
Ключевые определения. Законопроект оперирует теми же определениями, что и Закон об ограничении выбросов.
Так, в Законопроекте есть понятие углеродного следа – общего объема выбросов и поглощений парниковых газов, образующихся в ходе полного цикла производства продукции или на его отдельных стадиях либо в ходе оказания услуг, который включает в себя прямые выбросы парниковых газов (образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности), и (или) косвенные выбросы парниковых газов (связанные с потреблением электрической и (или) тепловой энергии и (или) иных ресурсов, используемых для обеспечения хозяйственной и иной деятельности и полученных от внешних объектов), и (или) поглощения парниковых газов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности. Углеродная единица определяется как верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа.
Законопроект также вводит и новые понятия. В частности, новыми определениями являются «квота» – целевой объем (масса) выбросов парниковых газов, образуемых в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемой организации, устанавливаемый уполномоченным органом в целях достижения углеродной нейтральности на территории участника эксперимента – и «единица выполнения квоты» – верифицированный результат выполнения (непревышения) установленной квоты, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа.
Квотирование выбросов. Согласно Законопроекту, квота выбросов парниковых газов для регулируемых организаций, расположенных на территории Сахалинской области, будет утверждаться ежегодно, а также на срок с начала и до конца реализации эксперимента. В случае если регулируемая организация в отчетном году обеспечит выполнение квоты, она получит углеродные единицы и единицы выполнения квоты в количестве соответствующем разнице между величиной квоты и фактической массой выбросов парниковых газов в отчетном году. Как мы указали выше, углеродные единицы предусмотрены Законом об ограничении выбросов, а единицы выполнения квоты – нет.
Торговля квотами. Регулируемые организации, помимо использования единицы выполнения квоты и углеродных единиц для выполнения установленной квоты и уменьшения углеродного следа производимой продукции и (или) предоставляемых услуг посредством зачета против массы углеродного следа, смогут продавать их иным лицам. На данный момент Законопроект не уточняет, какие именно лица могут быть покупателями единиц выполнения квоты. Передача единиц выполнения квоты иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца посредством списания единиц выполнения квоты с его счета и зачисления на счет приобретателя.
Плата за превышение квоты. Законопроект вводит плату за превышение установленной квоты выбросов. Регулируемая организация будет исчислять плату за превышение квоты самостоятельно путем умножения каждой тонны эквивалента углекислого газа сверх установленной квоты на соответствующие ставки указанной платы. Ставки платы за превышение квоты будут устанавливаться Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом об ограничении выбросов. Об исполнении своей обязанности по внесению платы за превышение квоты регулируемые организации будут обязаны отчитываться в уполномоченный орган исполнительной власти посредством подачи специальной декларации.
За несвоевременное или неполное внесение платы за превышение квоты регулируемая организация должна будет уплатить пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки.
Верификация углеродной отчетности. В отличие от Закона об ограничении выбросов, который на данный момент не устанавливает порядок верификации углеродной отчетности, Законопроект предусматривает, что углеродная отчетность регулируемых организаций подлежит верификации независимыми экспертными организациями, которые аккредитованы в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов или аккредитованы государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (при условии соблюдения экспертной организацией ряда критериев, например, наличие сертификата о соответствии внутренних процедур международным стандартам в части определения выбросов и поглощения парниковых газов; отсутствие на период деятельности по верификации углеродной отчетности, процедуры банкротства, просроченной налоговой задолженности или задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды, аффилированности с зарубежными организациями и др.).
Для приобретения статуса федерального закона Законопроект должен быть одобрен профильными министерствами и внесен в Государственную Думу РФ, принят в трех чтениях Государственной Думой РФ, одобрен Советом Федерации РФ и подписан Президентом РФ.