В 1942 году гестапо наголову разгромило агентурную сеть, известную как «Красная капелла». Так перестала действовать группа Шульце-Бойзена - Харнака. По оценкам контрразведки, «Красная капелла» провалилась по неосторожности некоторых её членов.
Однако, советская военная разведка без информации не осталась.
В том же 1942 году к резиденту ГРУ в Швейцарии обратился некий Рудольф Ресслер. Он сообщил, что может добывать интересную информацию о военных планах Германии.
Первые же полученные от него сведения буквально поразили нашу военную разведку. Разве это вообще возможно, полагали в Москве. Кстати, это выражение из документов военных лет потом позаимствовал Юлиан Семенов в книгу «Майор Вихрь».
Конечно, информацию, полученную от Ресслера, перепроверяли. И она всегда оказывалась достоверной.
Через много лет после войны Аллен Даллес, директор ЦРУ, писал в своих мемуарах, что Ресслер умудрялся получать сведения из штаб-квартиры немецкого верховного командования в течение суток. То есть, приняли решение передвинуть дивизии немцы, и через двадцать примерно часов эта информация в Москве.
Широко известно признание Йодля, который заявил, что о проведении операции «Цитадель» в 1943 году он узнал позже советской военной разведки.
Всех поражала оперативность и скорость Ресслера. Как было возможно так быстро получать информацию из Берлина в Швейцарии. Никто этого не понимал.
Никакой курьер не успевал бы приехать, или даже прилететь. К тому же перевозке документов мешал бы строгий пограничный контроль. Это и рискованно.
Оставалось только связь по рации. Сам Ресслер радистом не был. Но кто работал с ним, тоже неизвестно.
Есть информация, что Ресслер якобы во время первой мировой войны познакомился в окопах с офицерами, которые стали потом генералами и по старой дружбе давали ему информацию, причём, понимая при этом, что они вредят Германии. Это явно некорректное утверждение.
К тому же было совсем не ясно, кто передавал по рации информацию из Берлина в Швейцарию. И почему эту радиостанцию не разгромило гестапо, которое вело весьма эффективную контрразведывательную деятельность.
На самом деле всё оказалось не так просто. Ресслер давал информацию буквально всем членам антигитлеровской коалиции. Хотя, тот же Даллес считал, что наиболее полный объём сведений получала советская разведка.
В свою очередь Павел Судоплатов считал Ресслера агентом британской разведки, дававшей ГРУ дозированные крохи сведений, что то вроде жеста вежливости союзникам. Но Судоплатов служил в НКВД и к делам военной разведки, курировавшей Ресслера, отношения не имел. Не знал, если быть короче, что там, как и почему.
А схема была просто и довольно необычна.
Полный адмирал кригсмарине Конрад Патциг не любил нацистов. Он был бравый вояка, но уже в начале войны понял, что она приведёт к страшному поражению Германии.
Раньше Патциг возглавлял абвер, и его преемник Канарис был его другом. В 1942 году Патциг ушёл в отставку, но учитывая его связи и дружбу с Канарисом, информацией он владел полностью.
Начальник абвера, очень не любивший Гитлера и его шайку, сначала втёмную сливал сведения через Патцига и его приятелей «Красной капелле». Но когда там появилось гестапо, канал связи пропал.
Тогда Канарис, ещё до войны организовавший несколько «спящих» резидентур за границами Германии, расконсервировал одну из них - Ресслер в Швейцарии.
Канал связи с Ресслером был необычным и гестапо его так и не раскусило. Впрочем, даже Канарис не знал, как Патциг отправляет сведения в Швейцарию.
Патциг, в середине 30-х годов командовал тяжёлым крейсером «Адмирал фон Шпее». во время гражданской войны в Испании активно сражался, помогая Франко орудиями всех калибров своего корабля.
При этом Патциг познакомился в Португалии с графом Педро Товар де Лемос. Они даже подружились.
В 1941 году де Лемоса назначили послом в Германии. Он был возмущен нацистскими порядками, особенно ужасающим антисемитизмом. И потому охотно принял предложение Патцига помочь в борьбе с Гитлером.
В итоге Патциг, получив информацию от Канариса, или ещё от кого-нибудь, кто проболтался перед пенсионером кригсмарине, приезжал в посольство Португалии - этому никто не удивлялся - встреча друзей. Потом начинала работать посольская рация. И Ресслер получал нужные сведения. Он и сам не знал, кто ему посылает информацию, выполняя инструкции своего слишком хитроумного шефа Канариса. Тот в итоге и погорел на своих чересчур мудрых комбинациях.
Советская военная разведка раскусила эту комбинацию с помощью технических средств. Они отметили, что чаще всего Ресслер приносит сведения после активности берлинской рации, принадлежащей посольству Португалии. И повели потом свою игру с графом антифашистом. Его, кстати, то есть Педро, графа Товар де Лемос в Португалии считали совестью нации. Что уж там было после войны, точно не известно.
Ссылка