Балансировка в Арктике: Байден должен заключить союз с Китаем раньше, чем это сделает РоссияТолько на этот раз Пекин мог бы стать лучшим другом Байдена.
Сара Кейслер9 августа 2021 г. Если вы следите за политикой безопасности в Арктике, вы, вероятно, слишком хорошо знакомы с повествованием о возрождающейся России, с каждым годом постепенно приближающейся к военному господству. Только в 2021 году Россия реорганизовала свой
Северный флот в собственный военный округ, начала использовать стратегические
бомбардировщики Ту-160 для патрулирования Арктики и начала строительство четырех новых
ледоколов стоимостью 400 миллионов долларов . Командование США на Аляске сообщило в этом году, что в 2020 году оно перехватило на территории США больше российских самолетов, чем когда-либо после окончания холодной войны.
Хотя доминирование России в Арктике - старые новости, на горизонте маячит новый игрок. Китай сигнализирует арктическим державам, что хочет получить кусок полярного пирога. В 2018 году Китай разработал Арктическую стратегию, объявив о своих планах построить «Полярный шелковый путь» и расширить свою роль в Арктике. Он также попытался купить одну из арктических авиабаз Финляндии, что сделало бы Китай официальной арктической страной. Хотя это и не увенчалось успехом, в апреле 2021 года Китай профинансировал проект России по арктическому СПГ на сумму 11 миллиардов долларов, что сделало его основным участником одного из крупнейших арктических проектов.
С момента дебюта Китая сотрудничество с Россией неуклонно росло. В 2019 году страны создали совместный
Китайско-арктический исследовательский центр . Россия также отказалась критиковать Китай за то, что он объявил себя «околарктическим» государством, что с энтузиазмом сделали другие арктические страны, включая США. Фактически,
посол России в Арктике недавно похвалил Китай за проявление большей «сдержанности» в Арктике, чем арктические страны НАТО.
Если раньше Байден не рассматривал Китай как игрока в Арктике, то теперь он определенно должен это сделать. Китай не только четко сформулировал свои цели, но и дал понять, что Пекин готов вступить в союз с Москвой, чтобы закрепиться в регионе. При военном превосходстве Москвы и экономических ресурсах Китая этот союз Вашингтон просто не может позволить себе ослабить.
У Соединенных Штатов есть три основные цели в Арктике, самая важная из которых - военное господство. Основные принципы
сдерживания гласят, что господство в Арктике отпугнет любые амбиции или агрессию со стороны других государств. Далее следует возможность использовать многочисленные ресурсы Арктики - доступ к Арктике означает открытые, дешевые судоходные пути и изобилие природного газа. Наконец, Соединенные Штаты хотят проводить исследования в Арктике. Исследования - это сохранение тающих льдов Арктики. Соединенные Штаты стремятся сохранить арктический лед не только из-за экологических проблем, но и потому, что сохраненная Арктика означает Арктику, открытую для долгосрочной экономической деятельности.
Потенциальный союз Китая с Россией поставит под угрозу все три цели. В союзе объединенные ресурсы обеих стран будут доминировать над Соединенными Штатами в военных ресурсах, территориальных правах и исследовательских возможностях.
Чтобы обуздать эти растущие отношения, Соединенным Штатам следует вместо этого вступить в союз с Китаем. В то время как
администрация Байдена до сих пор была жесткой по отношению к Китаю, Арктика является полностью независимой сферой конкуренции в сфере безопасности и должна рассматриваться администрацией как таковая. Вот почему это может пойти на пользу Соединенным Штатам:
Бизнес лечит все раны: альянс снизит геополитическую напряженность между Китаем и США.Взаимовыгодные отношения облегчили бы дипломатические отношения между двумя странами. Китай и США обычно конкурируют экономически. Если бы они объединились в Арктике, они могли бы создать столь же выгодные экономические перспективы, которые открыли бы канал связи между двумя странами.
С юридическим статусом Соединенных Штатов как арктической страны и положением Китая как
экспортера номер один в
мире , две страны могли бы заключить соглашение о трансарктическом судоходстве, конкурентоспособное с Россией. Или, имея
доступ США к нефти и газу и статус Китая как ведущего мирового
импортера природного газа, две страны могли бы создать серьезный энергетический альянс на крайнем севере.
Соединенным Штатам не нужно и они не хотят мириться с Китаем. Фактически, чрезмерно публичный альянс с Китаем на любом этапе может быть политически непопулярным для обеих стран. Однако установление канала диалога и зоны взаимного сотрудничества может позволить Соединенным Штатам достичь своих целей со своим соперником в других областях. Кроме того, у США исторически не было недостатка в
недемократических союзниках , таких как Саудовская Аравия, Гондурас или Турция. Связавшись с Китаем, Соединенные Штаты создадут ситуацию, в которой обе страны должны сотрудничать - и избегать конфликтов - чтобы выжить.
Китай стремится финансировать исследования и разработки.В то время как Соединенные Штаты являются признанной арктической державой, Китай превосходит их в своих финансовых обязательствах по исследованиям и разработкам в Арктике. В Соединенных Штатах есть два ледокола, которые были построены в 1976 и 1999 годах. У Китая, страны, у которой даже нет территории за Полярным кругом, также есть два ледокола, которые были построены гораздо позже, в 2012 и 2019 годах. Китай также разрабатывает третью круглогодичную арктическую исследовательскую
станцию, которая будет работать наравне с тремя объектами Соединенных Штатов. В то время как Соединенные Штаты имеют хорошо зарекомендовавшее себя превосходное исследовательское
присутствие в регионе,
расстановка приоритетов в финансировании, похоже, не изменилась. С другой стороны, Китай намерен превзойти Соединенные Штаты по общим
расходам на исследования и разработки к 2025 г.
Хотя увеличение финансирования Арктики было в политической повестке дня Байдена, особого прогресса достигнуто не было. В конце концов, ледоколы и исследовательские станции становятся дорогими. В июне 2021 года Береговая охрана запросила дополнительные 170 миллионов долларов на
финансирование ледокольной программы, что позволит им получить материалы для третьего корабля. По словам коменданта береговой охраны адмирала Карла Шульца, до тех пор, пока администрация не утвердит план на 2022 финансовый год, Соединенным Штатам, как государству, крайне не хватает наших возможностей.
Напротив, расходы Китая регулируются гораздо меньше. Поскольку у китайских вооруженных сил нет многолетнего
процесса составления бюджета Соединенных Штатов , расходы Китая в Арктике ускоряются.
Если Соединенные Штаты не хотят направлять серьезное финансирование на создание новых исследовательских станций и ледоколов, сотрудничество с китайскими исследователями может быть лучшим путем.
Если Соединенные Штаты хотят конкурировать с Россией, им нужно мыслить нестандартно.Хотя Соединенные Штаты и Китай обычно выступают в качестве конкурентов, союз в Арктике даст Соединенным Штатам преимущество перед Россией. В настоящее время
Россия доминирует в арктической сфере, имея самые большие территориальные претензии, военное присутствие и возможности судоходства в регионе.
Если Соединенные Штаты серьезно настроены сопоставить влияние России в Арктике, им нужен партнер, такой как Китай, чтобы вывести их из игры. Вместе у обеих стран было бы гораздо больше финансирования, военного потенциала и - особенно в случае Китая - доступа к территории, чем раньше.
Чтобы обуздать растущее влияние России, США должны уступить некоторую власть и влияние маловероятной третьей стороне. В отличие от союзников США по НАТО в Арктике, Китаю есть куда расти. Десять лет назад у него вообще не было арктического присутствия. Сегодня он на подъеме и представляет угрозу для арктической монополии России. Ввиду новизны в регионе Китай является правильным выбором для этого смелого политического шага.
Сара Кейслер - студентка старшего курса Школы дипломатической службы Уолша Джорджтаунского университета и первокурсница магистерской программы по изучению вопросов безопасности Джорджтауна. Она специализируется на стыке науки и международных отношений, а также на публичной дипломатии.