Прокруст ( Слушатель ) | |
20 авг 2021 12:21:00 |
ЦитатаБыла идея сделать интересный бизнес в области использования космических ресурсов, астероид-майнинг или что-то такое. Но через 3–4 месяца стало понятно, что нужно делать что-то более реалистичное, — и мы решили разработать самую дешевую технологию транспортировки с орбиты на орбиту в космосе.
Цитатамы пришли с новой идеей и пытались максимально удешевить и упростить эту историю. Фактически поменять философию создания аппаратов для перевозки грузов в космосе. Например, для двигателей на эффекте Холла в качестве топлива — а точнее, рабочего тела — обычно используют газ ксенон, но это безумно дорого, плюс его нужно хранить под огромным давлением. Кроме того, требуется множество дорогих солнечных панелей, что тоже делает аппарат крайне дорогим. А я подумал: давайте использовать воду.
На самом деле воду использовать в качестве рабочего тела для электрических ракетных двигателей не так просто. В химический состав воды входит кислород, а он в виде ионов или атомов может окислить все, что угодно. Но мы придумали как — у нас есть множество патентов, где я автор или соавтор, которые в том числе описывают, как использовать воду в качестве рабочего тела в электрическом ракетном двигателе. Этот двигатель похож на микроволновую печь, где вода нагревается до состояния сверхнагретого газа и выбрасывается через сопло, создавая тягу.
Цитатадвигатели Холла очень хороши для спутников, но у них проблемы, которые делают его мало пригодным для эффективного космического буксира.
Во-первых, тяга этого двигателя мала. Чтобы перемещаться между удаленными друг от друга орбитами, нужна большая характеристическая скорость орбитального маневра, например 3–5 км/с. Для этого необходим мощный источник энергии. Например, огромные и дорогие солнечные панели или настоящий ядерный реактор.
Во-вторых, в качестве рабочего тела надо использовать благородный газ, например ксенон. Он очень дорог и редок, но это полбеды. В конце концов можно использовать недорогой и менее эффективный криптон. Но это топливо нужно хранить под огромным давлением — до 85 атмосфер. Это в 40 раз выше, чем в шинах автомобиля. Для спутника это может быть меньшей проблемой, так как количество ксенона невелико. Но для буксира, основная масса которого — это топливо, разница в стоимости между использующим воду или ксенон может быть в десятки раз.
Нашему двигателю нужно больше рабочего тела — воды, поскольку у него меньший удельный импульс, чем у двигателя Холла. Но у него есть два других преимущества. Первое — он заметно быстрее может перемещаться между разными орбитами, это важное качество для буксира. Второе — он гораздо, гораздо дешевле.
ЦитатаSpaceX стал предоставлять райдшеринг — услугу запуска для небольших спутников, объединяя сотни спутников от десятков заказчиков в одном запуске. Это принципиально снизило стоимость запуска для небольших аппаратов, сейчас это стоит уже $5 тысяч за килограмм, хотя еще недавно цена доходила до $100 тысяч. Они начали это совсем недавно. Первый запуск rideshare-миссии SpaceX был в январе этого года. Momentus на нем должен был произвести первый коммерческий запуск буксира Vigoride с десятком клиентов, но FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) по требованию минобороны США не разрешило запуск этого аппарата. Как и следующего, во втором квартале этого года. По причине «национальной безопасности из-за иностранных собственников», проще говоря, по причине моей национальности.
ЦитатаА в январе я принял решение уйти — после того как увидел то самое письмо из минобороны в SEC, в котором меня обвиняли в том, что я русский и представляю угрозу национальной безопасности.
...
я не думаю, что будут какие-то большие успехи, которые бы были со мной. Потому что управлять бизнесом пришли люди в погонах. Да, они, наверное, получат контракт с минобороны. Они, наверное, сделают компанию хорошим середнячком, и через два года ее кто-нибудь купит. Но все мои идеи о построении теперь невозможно реализовать. Потому что для этого нужно крылья иметь, а не погоны. Я же мечтал об этом с детства.
ЦитатаА я сейчас делаю компанию в Европе.
мы делаем сверхскоростной гибрид самолета и ракеты, который может грузы перевозить с одного континента на другой для компаний типа FedEx и DHL [новый бизнес Михаила Кокорича — зарегистрированная в Швейцарии компания Destinus].