Последний визит фрау
новая дискуссия
Аналитика
31.607
Последний визит фрау
Накануне в Москву с визитом пожаловала канцлер Германии Ангела Меркель. Это прощальный визит Меркель в статусе главы правительства Германии и первого лица немецкой политики. И хотя таких политиков принято называть «хромой уткой», так как реального продолжения их политики в будущем уже не будет, этот визит имеет ряд важных нюансов.
Конечно же, в значительной мере, визит Меркель текущими событиями главными из которых являются, безусловно, события в Афганистане и завершение постройки второй ветки газопровода «Северный поток - 2». Эти темы не могут не быть предметом интереса, поскольку наиболее злободневны, им посвящены международные переговоры и форматы активности. И хотя Меркель уходит до момента избрания Бундестага в новом составе она всё еще на своем посту, а значит, будет осуществлять функции и в связи с данными событиями.
Другая часть визита, безусловно связана с проблемами долгосрочными. Среди которых и события на Украине, и немецкая «озабоченность» судьбой российской внесистемной «оппозиции». Коль уж «пациент» оказался берлинским, то кому как не Меркель теперь за это отдуваться. При этом, однако, все понимают, что эти вопросы частично обсуждать в принципе нет никакого смысла, а частично можно обсуждать уже не с Меркель, поскольку они по хронометражу своего решения не увязываются в срок ее полномочий.
Наконец, третья составляющая визита, связана как раз с прекращением полномочий Меркель. Если ранее практически все контакты между Россией и Германией строились на личном взаимодействии Путина и Меркель, то после ее ухода данная связь утрачивается. Конечно же есть еще федеральный Президент Штайнмайер, но в немецкой политике это далеко не первая величина и для решения оперативных задач вряд ли данный канал связи может быть использован. Координация по вопросам данных форматов, разумеется. Не могла не быть частью обсуждения в рамках данного визита. И более чем уверен, что одной из частей переговоров стали планы самой Меркель на будущее после отставки.
Всё это многообразие тем слилось в трехчасовую беседу Путина и Меркель и стало впоследствии частью выступления на совместной пресс-конференции в специально подготовленных богатых интерьерах кремлевского зала. По мнению тех, кто выбирал площадку этот интерьер должен был подчеркивать величие лиц, которые участвовали в пресс-конференции и обозначить представление о Меркель, как о политической персоналии, олицетворяющей собой этап истории. Истории немецкой и даже возможно европейской. Политического лидера периода глобальной эпохи Путина.
О газе и Украине
Рациональность момента подсказывает, что основной точкой визита с точки зрения существа мом6ента являлся, конечно же, газовый вопрос. Дело в том, что завершение строительства и пуск в эксплуатацию (уже в этом году) данного газопровода является своеобразным водоразделом до и после этого запуска. После того, как голубое топливо оттечет по трубам «Северного потока - 2» энергетическая история Европы перелистнет свою очередную страницу.
Очевидность того факта, что газопровод будет достроен не вызывает никаких вопросов. Датская часть достроена, остаются считанные километры в германской акватории. При благоприятны погодных условиях газопровод закончат до 1 сентября, а запустят уже в октябре.
После этого уже не будет ровным счетом никакой возможности использовать энергетическую безопасность Германии в качестве разменной монеты в рамках европейской и мировой политики. Для США это означает, что будет перерезана удавка на шее Берлина, которую всегда можно было затянуть через Польшу или Украину, а для Брюсселя, что будет невозможно больше «разделять и править» посредством попыток влиять на немецкую энергетическую политику опять же через взаимодействие с транзитными игроками. Этих игроков попросту не будет, а Москва не стремиться налаживать диалог тс Брюсселем, минуя европейские столицы, скорее наоборот.
Вопрос Украины в данном случае вторичен. Всем очевидно, что запуск «Северного потока - 2» лишает украинскую газотранспортную систему любого экономического смысла, кроме поставок непосредственно из России на Украину, чего Киев категорически делать не хочет, предпочитая идиотский транзит российского газа через третьи страны. Для Киева это не только потеря миллиардов за транзит газа, но и большие н деньги на закупку и, что особенно важно, на создание технических запасов газа на своей территории. Если ранее запасы пополняли в счет транзитного контракта (собственно Газпром), то теперь придется при покупке его из европейских стран, как конечному потребителю, самостоятельно платить за данные объемы.
Единственным гарантом поставок газа транзитом через Украину является Германия. Но для этого Германии придется сделать заказ и платить за те лишние километры, которые требуются для прокачки газа. Будет ли подписан договор о продлении поставок через территорию Украины? До отставки Меркель нет. Отговоркой будет то, что будет действовать контракт до 2024 года.
А там прямо как по Хадже Насреддину – либо ишак сдохнет, либо падишах скончается. Главное для Меркель обеспечить тишину по этому вопросу на выборах.
Об Афганистане и безопасности
Другой важнейшей темой является проблематика Афганистана. Стремительный марш движения Талибан стал сюрпризом практически для всех политиков. А для Германии одновременно и вызовом (нужно вывозить своих граждан, а это затруднительно) и еще больше грядущим испытанием, так как Берлин понимает, куда отправятся потоки беженцев из Кабула. Они попытаются отправиться в Германию.
Германия, собственно в отличие от России загодя не проводила консультации с участниками афганской проблемы. Это Москве было без проблем и переговорить с экс-президентом Гани, и с его предшественником Карзаем (тем более он и на форумы в Россию летал), и с деятелями вооруженной оппозиции (Дустумом и Максудом) и принять в Москве делегацию движения Талибан. И хотя у России нет экономической повестки с талибами, у Москвы есть возможность стать медиатором переговорного процесса, что немаловажно.
Что касается ввывоза немецких граждан из Афганистана, то полагаю, проблем тут особо возникнуть не должно. Афганцы к немцам не питают патологической ненависти. Количество немецких граждан в Афганистане всегда было не особо и большим. Так что вывоз, скорее всего, организуют.
Второй опрос практически нерешаем. Афганцы будут бежать из Афганистана. Это не обсуждается. У них сейчас, во-первых, есть безрадостные перспективы оказаться в средневековом обществе с жесткими религиозными нормами (тем кадрам, что демонстрируют талибы можно верить лишь в части, понимая, что это реклама в провинции талибы уже начали наводить свои порядки, орудуя автоматическим оружием). Второй аспект – это общее представление, что Европа - это практически земной рай для беженцев. Эта мантра была, есть и будет во главе любого миграционного процесса. Стоит приютить хоть немного афганских беженцев в самой Германии и поток таких же страждущих начнет перетекать постоянно. Через Иран в Турцию и далее в Европу. Через Среднюю Азию, далее в Россию и в Европу. Любыми способами. Тут, разумеется, Россия не будет являться страной – транзита номер один. Число желающих осесть в России будет вообще минимальным. Но в качестве страны имеющей каналы взаимодействия с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном – роль Росси становиться достаточно важной. И это не могло не обсуждаться на встрече.
Со всей очевидностью Путин уверил Меркель, что Россия уж точно не будет идти по стопам Эрдогана и Лукашенко и использовать потоки беженцев для того, чтобы насолить европейским странам. При этом, очевидно, что и гарантировать отсутствие трафика через третьи страны Москва не может. Не плохие отношения с Ираном и рабочие с Турцией не дают гарантий решения проблемы.
О российско-германской политике
Обязательным пунктом любой поездки Меркель было и есть решения актуальны вопросов двусторонней росийско-немецкой повестки. По большому счету и Германия и Россия заинтересованы в полновесных, гармоничных экономических отношениях. Которые с одной стороны не прерывались, а с другой, за последние годы не имели такой динамики как при Шредере, или во время первого срока Меркель.
Российско-германские отношения портились по весьма простой причине. Экономическое сотрудничество как в формате Берлин-Москва, так и в более широком (как во время триумвирата Путина-Шредера и Ширака) могли бы стать основанием формирования в континентальной Европе мощнейшего экономического и геополитического альянса.
Альянс этот был разрушен при «ручных» проамериканских президентах Франции – Саркози, Олланде и Макроне, а также во второй срок канцлерства Меркель, когда она крепко оказалась привязанной к американской политике в счет долга за устранение конкурента – цу Гуттенберга (скандал с диссертацией был организован американцами).
После этого и события на Украине, и провокации типа убийства чеченского боевика в Германии и якобы прослушивания Меркель российскими спецслужбами, ну и конечно же делом «берлинского пациента» Навального. Германию вовсю использовали для того, чтобы поставить барьер в экономическом взаимодействии меду Россией и Германией.
Может ли быть отыгран этот крен? При Меркель нет. Хотя бы из-за того, что на это нет времени. Скоро в Германии новое правительство уже без Меркель. Сама Меркель не готова на уступки по ключевым темам российско-германского разделения (иначе ее партийную коалицию – ХДС/ХСС просто раздавят на выборах), но и не готова к активизации тем, понимая, что российскому руководству нет смысла в чем-то идти на попятную. По Крыму всё уже было сказано давно, по газу всё в руках (а точнее в кармане) Берлина, по «прослушке» – давно отыграно, а по вопросам несистемной оппозиции российское руководство всё показало откровенным жестом, признав иностранным агентом «Дождь» как раз к визиту Меркель. Меркель конечно же произнесла традиционное о деблокировании немецких структур в России и о судьбе оппозиции, но без угроз и принуждений, так как это бесполезно. Хромая утра не может на чем-то настаивать.
Таким образом, можно сказать, что в этой части визит Меркель практически ничего не дал, но и не ухудшил существующий уровень взаимодействия. Он стал своеобразным многоточием в этом вопросе и скорее всего предложением в ближайшее время не ухудшать и без того не очень радужные отношения. Российскому руководству какие-то ухудшения тоже не нужны. Очень много дел в России, которые нужно сделать.
О будущем фрау Меркель
Наконец, самое интересное, это то, что данный визит вероятнее всего затрагивал в том числе и будущую судьбу германской политики и самой Меркель. Продление общения с двух часов до трех видимо, как раз и стоит отнести на этот период, который был посвящен для разговора без протоколов и записей.
Собственно, будущее открывается в двух плоскостях. Первое это то, что вероятнее всего следующее правительство Германии будет коалиционным и будет состоять из альянса ХДС/ХСС и зеленых. Большой вопрос только в том, кто окажется первой силой, а кто второй. Если ХДС/ХСС, то у нее будет возможность провести своего канцлера, но потерять ряд ключевых министерств в том числе МИД. Если зеленые, то наоборот. При любом раскладе правая христианская коалиция в правительстве будет. А значит нужен модератор для работы с будущим немецким правительством.
Коль скоро у Кремля с немецкими «Зелеными» совершенно нерабочие отношения (чуть ли не конфликт), то единственным заходом могут быть христианские демократы. И Путин в данном случае не мог не попытаться завербовать Меркель в качестве проводника таких контактов с новыми персоналиями немецкой политики от правых христиан. Да с некоторыми из их рядов уже есть контакты, но не настолько крепкие, чтобы на них опираться. Меркель в роли шерпы для данных контактов была бы идеальной кандидатурой.
Второй аспект так же очевиден. Кремлю было бы интересно провернуть ту же операцию, которая была сделана по привлечению Шредера в качестве лица, представляющего российско-немецкие газовые проекты. Гипотетически Меркель может рассматриваться как лицо российско-немецких водородных проектов для будущего развития водородной энергетики. Это вписывается и в актуальную повестку, и для Меркель было бы достаточно полезно, чтобы с одной стороны использовать свои связи, а с другой оставаться на значимых ролях в германской политике. В то, что такие проекты будет сомневаться не приходится. В том, что для их продвижения обязательно необходимы персоналии, имеющие большой политический вес и многочисленные связи – тоже. А это значит, что завербовать Меркель в такой проект было бы для Путина одной из базовых побед. Тем более, что проплыва в вопросе российской водородной энергетики Путин постарается еще в период своего правления (первые шаги до 2025 года, а завершение, возможно и после).
Таким образом, визит имел целый ряд смыслов и, хотя Меркель по всем параметрам является «хромой уткой» немецкой политики, он не был ни бесполезным, ни провальным. Он был направлен на то, чтобы навести мосты и связать крепкими нитями российско-германские отношения через будущее Меркель, как проводника, а возможно и лицо некоторых росийско-германских проектов.
Отредактировано: ConstB - 23 авг 2021 22:07:40