Обсуждение космических программ
9,343,053 41,797
 

  Алёша Попович ( Слушатель )
15 сен 2021 08:57:44

Россия остановила разработку лунной сверхтяжелой ракеты

новая дискуссия Новость  903

МОСКВА, 15 сен – РИА Новости. Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну, но не исключено, что работы могут возобновить после уточнения программы, сообщил РИА Новости гендиректор самарского Ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" Дмитрий Баранов.
В декабре прошлого года генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин анонсировал в Facebook, что проект сверхтяжелой ракеты, которая получила наименование "Енисей" (а в более тяжелой версии – "Дон") будет пересмотрен с целью использования более прорывных технологий – метана в качестве топлива вместо кислорода и керосина. В январе 2021 года совет Российской академии наук по космосу рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты. А в феврале Баранов заявлял СМИ, что техническое проектирование ракеты "Енисей" приостановлено из-за того, что возможна коррекция ее облика. Теперь работы по созданию кислородно-керосиновой сверхтяжелой ракеты полностью прекращены.
"РКЦ "Прогресс" действительно прекращены работы по "Элементы СТК", - сказал Баранов.
Он уточнил, что работы прекращены на стадии технического проектирования. Ранее предполагалось, что оно завершится в октябре 2021 года.
Опытно-конструкторская работа "Элементы СТК" предусматривала разработку ключевых элементов и технологий создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса. Она выполнялась "Прогрессом" по заказу "Роскосмоса". Ракета должна была собираться из разрабатываемых РКЦ "Прогресс" ракет "Союз-5" и "Союз-6" на кислородно-керосиновых двигателях РД171МВ и РД-180МВ.

В то же время Баранов не исключил, что в будущем соответствующие работы могут быть возобновлены, если такое решение примет "Роскосмос". При этом, отметил он, предприятие совместно с госкорпорацией "ведет работу по уточнению программы создания космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса".
Ранее источник РИА Новости сообщал, что вместо кислородно-керосиновой сверхтяжелой ракеты в России может быть создан метановый носитель сверхтяжелого класса: шесть боковых блоков разместят вокруг центрального - все с двигателем РД-182 (мощные метановые двигатели), и верхней ступенью на базе РД-0169 (метановый двигатель). По словам собеседника, инициатива перехода на метановое топливо с керосин-кислорода является личной инициативой главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина.
Россия остановила разработку лунной сверхтяжелой ракеты - РИА Новости, 15.09.2021 (ria.ru)
  • +0.17 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (8)
 
 
  DMAN ( Слушатель )
15 сен 2021 11:07:16

Метан вместо керосина, это понятно, но вместо кислорода и керосина, это да круто.
Опять девочки дезингеры про ракетные двигатели пишут.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
  basilevs ( Слушатель )
15 сен 2021 14:00:02


Абсолютно логичное решение, о чём тут уже много раз писалось. Задач под регулярные пуски сверхтяжей нет. Те же пилотируемые полёты на Луну дешевле будет сделать через несколько запусков тяжёлой Ангары - сегодня не 1960е, когда точная стыковка была искусством, а не рутиной.
  • -0.01 / 5
  • АУ
 
  Прокруст ( Слушатель )
15 сен 2021 14:07:06

Переход на метан это хорошо.
Однако компоновка с боковыми блоками на мой взгляд не практична.
У Маска первая ступень одна. Ее одну проще сажать, чем отдельно все 7 блоков. И при равных характеристиках весить будет она меньше.
Кстати, сколько будет движков в блоке - масса пустого блока должна быть не намного меньше, чем  минимальная тяга движка. У Фалкона движков 9. У Зенита 4, но посадить его первую ступень так не получиться - движок слишком мощный. Как они решат это?
И таки да, единую первую ступень сложно транспортировать, на Маск ее собирается сажать прямо в точку старта.
  • -0.01 / 3
  • АУ
 
 
  DMAN ( Слушатель )
15 сен 2021 15:52:01

По первому выделенному - разговор о тяжелых ракетах, таки три блока одновременно,
смотрим фото.
По второму выделенному у РН Зенит 11К77 на первой ступени  один ЖРД РД-171.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
15 сен 2021 16:49:42

Речь про СТК Енисей. А это сверхтяж. И у Маска Super Heavy  без боковушек. 29 ( 32) двигателя. 
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
15 сен 2021 19:32:40

1. Стоит обратить внимание на то, что для Маска это временное решение. Сделать один тяж на основе существующей  Фалкон 9 здесь и сейчас.
2. Этот один ЖРД РД-171 имеет 4 сопла. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
16 сен 2021 08:08:02

1. Самой тяжелый американский носитель Delta-IV Heavy имеет тоже три блока
одновременно стартующие с Земли. Можно конечно сделать один блок первой
ступени помощнее и потолще, но как его возить с завода на космодром.

2. Прежде всего четыре камеры сгорания, ну и сопла до кучи, куда без них.
Но это единый четырех камерный двигатель двигатель, а не четыре собранные
в единый пакет. Кстати очень интересное фото, четырех (РН Зенит), двух
(продается американцам) и однокамерные (УРМ Ангара) ЖРД НПО Энергомаш
унифицированные по камерам сгорания:
  • +0.19 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
16 сен 2021 09:26:42

Да, правильно, утроение это уже традиционное решение для американцев. Выглядит простым и практичным решением для увеличения грузоподъемности ракеты.
Сборка сверхтяжа из блоков для нескольких тяжелых ракет оправдана, когда сверхтяж - это экзотика. Слетать пару раз на Луну сойдет.
А когда это основное решение и рейсы планируются чуть ли не раз в неделю, практичнее делать как положено - один корпус, один основной бак.
Возить такую большую первую ступень далеко можно только морем - или вообще не возить, как это планирует Маск. Собирает на месте. Садится там же где взлетает. Это потребует дополнительного топлива, но для такой большой ракеты эти издержки полагаю уже приемлимы.
PS.
Единый 4-камерный двигателем был прорывом, когда его создавали. Но сегодня я смотрю как Маск легко меняет свои движки по одному на платформе - и понимаю что эта концепция устарела. Возить и менять движки по одному, по одной камере легко и просто. Прожег для проверки прямо на месте, не понравилось - тут же поменял.
  • +0.00 / 0
  • АУ