Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,329,241 16,280
 

  Аладдин ( Слушатель )
15 сен 2021 14:05:40

"Произвел эффект НЛО". Как Ту-104 дал старт советским пассажирским реактивным лайнерам

новая дискуссия Статья  251

В 1950-е годы советские военные самолеты оказались на высоте стоявших задач, чего нельзя было сказать о гражданской авиации. В условиях восстановления разрушенного в годы Великой Отечественной войны народного хозяйства вопрос развития пассажирских перевозок по небу поначалу не стоял в перечне первоочередных. За рубежом, наоборот, хотели поскорее наладить быстрое и надежное авиасообщение между Европой и Северной Америкой, а также Востоком. 
 
Тем не менее еще при жизни Иосифа Сталина (умер в 1953 году) советские специалисты начали прорабатывать вопрос создания мощного гражданского воздушного флота. Небольшие пассажирские самолеты с поршневыми двигателями с задачами нового времени справиться уже не могли. 
     
К работе подключились два ведущих отечественных конструкторских бюро, возглавляемых Андреем Туполевым и Сергеем Ильюшиным. При этом оба конструктора подошли к вопросу с совершенно разных позиций. Последний был убежден, что необходимо построить принципиально новый самолет, и приступил к разработке пассажирского лайнера с турбовинтовым двигателем — будущего Ил-18. Андрей Туполев видел решение в создании пассажирских самолетов на базе уже существующих и хорошо зарекомендовавших себя военных. В 1952 году начались инициативные работы, а затем Туполев обратился к руководству страны с предложением о разработке пассажирского реактивного самолета на базе дальнего бомбардировщика Ту-16. Идея была встречена благосклонно, и 11 июня 1954 года вышло Постановление Совета министров СССР о создании дальнего пассажирского скоростного самолета Ту-16П (в ОКБ проект получил название "самолет 104"). (...)
 

"Туполевы" в серии

Тем временем напряженный труд приблизительно 10 тыс. конструкторов, инженеров, технологов, рабочих, принимавших участие в создании Ту-104, дал свои результаты. Их усилиями 17 июля 1955 года (примерно на два месяца раньше установленного правительством срока) советский лайнер под управлением летчика-испытателя Юрия Алашеева совершил свой первый полет (впоследствии Алашеев установил на этой машине 11 мировых рекордов). Затем было принято решение о серийном выпуске машины, и 5 ноября того же года в воздух поднялся уже первый серийный Ту-104. (...) 
.............................................................
Эффект НЛО
Самолет очень понравился Никите Хрущеву. Когда в апреле 1956 года готовился визит его и председателя Совета министров СССР Николая Булганина в Великобританию, то Хрущев хотел лететь именно на новой машине. С большим трудом Андрею Туполеву удалось отговорить первого секретаря ЦК КПСС от этой идеи, поскольку реактивный лайнер еще не успел пройти всех необходимых испытаний. Поэтому советская высокопоставленная делегация использовала в качестве транспорта в Портсмут крейсер "Орджоникидзе", а Ту-104 в это же время приземлился в Лондоне. Так Хрущев не отказал себе в удовольствии все же продемонстрировать западному миру реактивную новинку.
 По отзывам британской прессы, это произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. На следующий день, когда первый Ту-104 улетел, в аэропорту Хитроу приземлился второй экземпляр самолета. Правда, в британских газетах появились сообщения, будто это был один и тот же лайнер, а русские "перекрашивают номера на своем опытном самолете". Тогда Туполев, по согласованию с руководством, тут же направил в Лондон сразу три Ту-104. 
.............................................
Реактивный комфорт
Внедрение и освоение новой машины потребовало перестройки всей аэродромной структуры СССР. Специально для реактивного лайнера реконструировались взлетно-посадочные полосы — увеличили их длину и улучшили качество покрытий. В это же время в аэропортах стали широко внедряться специальные автомобили: высокопроизводительные заправщики керосина, воды и кислорода; аэродромные тягачи; самоходные трапы; автобусы для доставки пассажиров к бортам. Появилась система оформления билетов и регистрации багажа, которая сегодня воспринимается неотъемлемой частью использования этого вида транспорта.
По сравнению с поршневыми и турбовинтовыми машинами на Ту-104 резко возрос уровень комфорта пассажиров: установлены мягкие кресла с регулируемой по высоте спинкой, в полете стали предоставлять горячее питание и прохладительные напитки, стюарды перед вылетом проводили обязательный инструктаж по безопасности. Таким образом, именно на турбореактивном "Туполеве" в конце 1950-х годов был впервые внедрен привычный в наше время стандарт обслуживания людей на борту самолета.
         
Советский Союз, начав регулярную перевозку пассажиров на реактивных самолетах, встал вровень с США, Великобританией, другими передовыми странами в этом вопросе. Новые многоместные быстроходные воздушные корабли Андрея Туполева позволили "сшить" разные удаленные друг от друга регионы и республики огромной страны. За 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 млн пассажиров.
       
https://tass.ru/opinions/12377753
.
Нравится
  • +0.17 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
15 сен 2021 14:34:20

История показала, что Ильюшин был прав.
Ил-18 летает до сих пор
  • +0.23 / 20
  • АУ
 
 
  Thor ( Слушатель )
15 сен 2021 15:22:10

Ту-16 у китайцев тоже вполне себе летает.
  • +0.04 / 5
  • АУ
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
15 сен 2021 15:41:40


И много он перевозит пассажиров?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
15 сен 2021 15:46:11

ну, в афгане он пока не садился, так что вполне может быть, что потенциал на этом поприще у него высок..
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Thor ( Слушатель )
15 сен 2021 17:57:18

Так и Ил-18 давно уже не на регулярке.  Остался ЕМНИП один борт у корейцев, а все остальные либо армейские либо ведомственные борта.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
15 сен 2021 19:14:15


Просто напомню, о чём мы говорим. Мы говорим о том, что когда речь зашла о новых гражданских самолётах, то
ЦитатаПоследний был убежден, что необходимо построить принципиально новый самолет, и приступил к разработке пассажирского лайнера с турбовинтовым двигателем — будущего Ил-18. Андрей Туполев видел решение в создании пассажирских самолетов на базе уже существующих и хорошо зарекомендовавших себя военных.


Туполев сделал Ту-114 и Ту-104. Первый - полетал совсем немного, второй - заслужил репутацию "летающий гроб" и быстро сошёл с линий. Выпускали всего 5 лет - с 1955 по 1960. То есть прекратили выпуск ещё до первого полёта Ил-62 и Ту-154. Да и построили их всего 166.

А вот Ил-18 производили до 1985 года, а летал он на регулярных рейсах у нас до 2002 года. Построили больше 1000.

Пассажировместимость - практически одинаковая. Дальность у Ил-18 была в 2-3 раза больше (6 ткм супротив 2-3 ткм), скорость - не так чтобы сильно меньше - 620 км/ч против 775 км/ч.

Аэрофлот, понятное дело, выбрал Ил-18, который летал дальше, в обслуживании был дешевле, да ещё и намного надёжнее при этом. А чуть позже Ильюшин подтвердил свой выбор "делать специальную гражданскую машину" своим Ил-62. Да и Туполев "сломался" и сделал Ту-154, не имеющий таких откровенных военных корней, как Ту-104 и Ту-114.
  • +0.26 / 15
  • АУ