Являясь движущей силой мировой торговли, Китай имеет больше морских портов, чем любая другая страна. Основные инвестиции добавляют еще около 100 портов как минимум в 60 странах. И Пекин хочет большего.
Ранее в этом месяце операции в израильском порту
Хайфа, одном из крупнейших морских транспортных узлов в Средиземном море, были переданы китайской государственной группе Shanghai International Port Group на следующие 25 лет.
Другая крупная китайская судоходная компания, COSCO Shipping, готова расширить свое присутствие в Европе, приобретя долю в порту Гамбурга. Сообщается, что переговоры идут планово, и вскоре ожидается сделка. Если COSCO добьется успеха, это будет восьмая инвестиция компании в порт в Европе.
Предыдущие инвестиции государственной компании включают приобретение греческого порта Пирей, одного из важнейших мировых центров судоходства, расположенных на перекрестке дорог Европы, Азии и Африки. COSCO приобрела 51% компании-оператора порта в 2016 году. После того, как в прошлом месяце суд Греции дал добро, COSCO теперь может увеличить свою долю в Пирее до 67%.
У китайского правительства нет официальной платформы, обобщающей общие данные по проектам зарубежных портов Китая, но общедоступная информация показывает, что у Пекина сейчас есть плацдарм как минимум в 100 портах в 63 странах.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте COSCO, по состоянию на июнь 2021 года Китай эксплуатировал и управлял 357 терминалами в 36 портах по всему миру. Китай держит в своём «кармане» порты, простирающиеся от Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока, Европы и Средиземноморья.
Кроме того, China Merchants Group, еще один крупный девелопер и оператор портов в Китае, сообщил, что компания завершила «приобретение акций восьми высококачественных портов в Европе, на Ближнем Востоке и в Карибском бассейне только в 2020 году, что расширило глобальный охват 68 портов в 27 странах».
Глобальное расширение портов Китая означает, что Пекин в настоящее время инвестирует более чем в 100 портов в 63 странах.
В недавнем обзоре, опубликованном Daily Mail, бывший министр обороны и международной торговли Великобритании доктор Лиам Фокс и бывший советник по национальной безопасности США Роберт Макфарлейн отметили, что Китаю сейчас принадлежит 96 портов по всему миру. Некоторые из них расположены в важных точках морской торговли, «давая Пекину стратегическое превосходство без необходимости не размещать ни одного военнослужащего, корабля или оружия».
В 2013 году Китай впервые обошел Соединенные Штаты и стал крупной торговой страной в мире. В том же году председатель Китая Си Цзиньпин предложил стратегические рамки того, что было названо «Морским шелковым путем 21 века (MSR) - морской путь, являющийся частью более широкой инициативы «Один пояс, один путь» (BRI).
Специфический торговый маршрут MSR соединяет Китай по морю с Юго-Восточной Азией, Африкой и даже Европой. Китайские компании теперь являются владельцами всех основных портов на маршруте.
Доктор Сэм Битсон из школы бизнеса Ноттингемского университета сообщил, что для Китая имеет смысл участвовать в этих сделках, учитывая объем контейнеров, которые Китай продолжает поставлять с быстрыми темпами роста. «Порты, судоходство и морская торговля Китая являются стратегическими отчасти из-за его огромного размера и глобальной роли, а не только из-за большого количества сотрудников и роли национальной индустрии, которая способствовала росту многих крупных прибрежных городов Китая».Ключевые китайские судоходные маршруты по новому морскому «шелковому пути» страны
Более века назад контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн, один из самых влиятельных американских писателей своего времени, назвал морские порты одним из трех столпов морской мощи. В его сочинениях утверждалось, что контроль Британии на море имеет решающее значение для ее становления в качестве доминирующей мировой державы. Эта точка зрения сильно повлияла на американских политиков.
Поэтому американцы считают, что Китай «Со времен холодной войны» последовал этому примеру и приобрёл порты.
За последние годы (начиная с 2013 г.), председатель Китая Си Цзиньпин посещает порты почти ежегодно, в том числе визит в порт Пирей в 2019 году, где соединяются китайские MSR и BRI, а также проект, который лично продвигал Си с греческими руководителями несколько раз.
Считается, что создание портов в геостратегически важных странах, в том числе в тех, которые расположены недалеко от морских узких путей, является центральным элементом глобальной стратегии Пекина. «Эти портовые связи позволяют Пекину оказывать политическое влияние не только в стране, где находится порт, но во многих случаях также и в соседних странах».
Холмс, бывший офицер ВМС США, отметил, что процветание является главным приоритетом для любого правительства. А инвестиции Пекина в порты означают, что он может держать в заложниках значительную часть благосостояния страны, вынуждая ее руководство занять политическую позицию, приемлемую для коммунистической партии Китая. «Таким образом, морские порты являются важным фактором, способствующим стремлению Китая к коммерческому, дипломатическому и военному влиянию».
Битсон, преподаватель кафедры рисков, финансов и банковского дела в Ноттингемском университете, отметил, что среди всех сделок «ни правительства, ни компании внутри стран, похоже, не хотят блокировать контроль над своими портами со стороны компаний из Китая, подчеркивая роль китайской компании China Merchant Group в владении портами Хьюстона и Майами через совместное предприятие с французской Terminal Links».Пекин либо контролирует, либо вкладывает крупные инвестиции во все 15 из 15 крупнейших портов мира по объему контейнеров
Поскольку коммерческие порты могут использоваться в военных целях, аналитики давно обеспокоены последствиями для безопасности портов, контролируемых Пекином.
Первая зарубежная военная база Китая была создана в порту Джибути, расположенном у входа в Красное море и Суэцкий канал. «Милитаризация Китаем своего портового проекта в Джибути служит предупреждением относительно портовых интересов Пекина в других странах, таких как Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и Бирма, среди прочих».
Одним из самых острых вопросов в отношениях между США и Израилем в последние годы стал захват Китаем порта Хайфа, места, где стыкуется Шестой флот ВМС США. Вашингтон опасался, что порт предоставит возможность для наблюдения со стороны Китая.
Доктор Эяль Пинко, бывший офицер израильской разведки, отметил, что порт можно легко использовать для сбора данных военно-морской разведки. «Вы можете отслеживать местонахождение кораблей и средств связи. Если вы владеете и управляете портом, это очень легко сделать. Ты можешь делать все, что захочешь. Вы здесь хозяин».Ссылка