Цитата: HNIW от 22.10.2009 16:29:29
Понятно что ничего неясно:) РБМК никак не газо-графитовый. У газо-графитового реактора с теплоносителем гелием ПМСМ не может быть положительных обратных связей, а в РБМК пЕйсали что есть таковые. Проблему герметизации в натриевых реакторах решают, гелий что намного хуже в этом плане? Одно лишь мне трудно подсчитать-насколько гелий удобен как теплоноситель.
Почему по факту отказались от тяжеловодных гомогенных реакторов? Они бы позволили отказаться от весьма дорогой операции-производства ТВС.
Что такое газо-графитные высокотемпературные реакторы я знаю. На "Как оно тикает" есть моя краткая "пестня" о них. Так получилось, что сегодня я вижу в 300 метрах башню первого немецкого такого реактора AVR, который обречен на слом, собственно говоря, именно это сейчас с ним не спеша делают. Промышленный реактор THTR-300 в Германии оказался неудачным, стройка в ЮАР под Кэйптауном заморожена --- где деньги, Зин? Еще раз повторю: по одежке протягивают ножки, и РБМК я помянул только чтобы пояснить, откуда его ноги растут.
Тяжелую воду в сельпо не продают, она дорогущая. Откуда растут ноги тяжеловодного на естественном уране CANDU я пояснил, Вы бы спросили, а почему эти ноги только в Канаде растут? На чехословацкой почве в Яблонской Богунице посадили в 1972 по ИТЭФ-овскому проекту А1 (он же КS-150) с тяжеловодным замедлителем и охлаждением углекислым газом. Проект по части перезагрузки топлива был бестолковым, еще более бестолковые операторы усугубили и повредили активную зону в 1977. И реактор в 1979 закрыли. Доживающие свой век британские Magnox той же породы.
В СССР тяжеловодные реакторы были вотчиной ИТЭФ, А.И.Алиханов не победил. И одна из баек гласит: СССР не хотел гражданскую тяжеловодную технологию, чтобы имевшие свой уран соцбратья не вздумали о ядерной самостоятельности. Тот же А1 строили аж 16 лет, и все железки сдeлала "Шкода". Найдите в приличной библиотеке журнал Атомная Энергия, том 86 (1999) стр. 310-321, там один из авторов А1 поет чуток по-другому.
Кроме плутония, вояки хотели и тритий, и был интерес к тяжелой воде --- радиационный захват нейтронов дейтронами дает тритий. Но быстро поняли, что гораздо легче делать тритий расщеплением лития высокоэнергичными нейтронами. Тяжеловодные и графитные реакторы были фабриками оружейного плутония, так как позволяют быстро менять стержни.
ВВЭР имеют то что называют пассивной безопасностью: с перегревом его мощность падает. И обычной воды хоть залейся. Так что эта технология победила во всем мире.
Оно, конечно, интересно поэкспериментировать со всеми позами, но лучше испытанная без риска членовредительства.