Чердачок передела
1,638,728 21,678
 

  DeC ( Профессионал )
08 окт 2021 13:44:50

Узбекистан

новая дискуссия Дискуссия  1.621

Узбекистан не будет возобновлять участие в ОДКБ, у страны есть силы для обеспечения нацбезопасности - глава МИД

Подмигивающий
  • +2.35 / 47
  • АУ
ОТВЕТЫ (41)
 
 
  Eliseevna ( Профессионал )
08 окт 2021 13:55:01

.
Надеются на США и демократию. Они же так помогли Афганистану!
.
Цитата....Чиновник считает, что есть и политические инструменты в виде демократии. Именно к ней Узбекистан призывает обратиться при решении сложившейся ситуации в Афганистане. Так для решения мирным путем возникших угроз безопасности среднеазиатского региона созданы ряд механизмов — формат «5 + 1» (диалог глав МИД Средней Азии, Казахстана и США)
  • +2.96 / 42
  • АУ
 
 
  Мельхиседек ( Практикант )
08 окт 2021 15:02:29

Конечно, демократия, а как же, там в СА образец мировой демократии ...
На деле же в СА тот ещё клубок пауков у власти в странах.
Просто узбекской элите не нравится наша взвешенная позиция в СА и ровные отношения со всеми, включая их соперников в борьбе и за землю, и за воду в лице киргизов и таджиков, вот они и отжигают демарши, выторговывая себе наше большее расположение, а для себя роль гегемона в СА. А так они там зажаты другими странами СА и никуда им там не рыпнуться, у прочих стран там манёвра больше (манёвра в сторону Китая, Ирана, Турции, Пакистана), вот с ними мы и держим хорошие отношения даже и в ущерб отношений с узбеками. Геополитика, ничего личного.
Америка же после Афгана никакой игрок в этом регионе на многие годы вперёд ...
  • +1.75 / 28
  • АУ
 
 
  Сыбыр ( Специалист )
08 окт 2021 15:18:58

Автократическая с уклоном в тоталитарную страна призывает к демократии по-западному.
Или онЕ того, или одно из двух....
  • +0.83 / 10
  • АУ
 
 
 
  Сергей_СПб ( Слушатель )
08 окт 2021 15:22:29

У них там некоторый экономический рост, ну вот и появилось головокружение от усБеков.
Бывает...
  • +0.30 / 5
  • АУ
 
 
  Senpai ( Слушатель )
08 окт 2021 16:28:17

Я им не завидую. Как Вы справедливо изволили съязвить, Урок Афганистана не всем пошел впрок. Есть еще пациенты в СА, наивно доверяющие теряющему силы хехемону.
  • +0.32 / 4
  • АУ
 
  Сыбыр ( Специалист )
08 окт 2021 15:07:47

Казахи, таджики и киргизы в эти выходные совершенно небоеспособны.
Столько даже я не выпью.....
  • +0.24 / 3
  • АУ
 
  Ал50 ( Слушатель )
08 окт 2021 18:31:51

        Потребовать разъяснения (уточнение) позиции, прекратить оказание помощи, прекратить безвиз: чемодан, вокзал Ташкент - небыли они братьями и никогда не будут. Проверить правильность получения гражданства у всех новоявленных граждан РФ выходцев с... Хотя бы одним богатовекторным нужно показательно продемонстрировать СССР кончился, новой России чемодан без ручки не нужен. Наглядный урок усваивается лучше простого бубнежа про общее цивилизационное пространство.
P.S. Хотел бы добавить: может кто нибудь объяснить чем ценен для РФ Узбекистан? в составе РИ он не был: формально басмачества были протекторами. Менталитет там чужой, средневековый - ничем от афгана не отличается. Я не против взаимовыгодных отношений, но хватит уже молиться на мертворожденный СНГ (даже если он и был полезен в 90-х, то сейчас это гири на ногах страны).
  • +2.67 / 72
  • АУ
 
 
  DimonT ( Слушатель )
08 окт 2021 18:55:20


Пока что наоборот, сельхозземлицы непрочь друззям одолжить, чтоб они не оголодали, видимо нескольких байство-гетто не хватает...

https://m.gazeta.ru/…0331.shtml
  • +0.64 / 8
  • АУ
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
08 окт 2021 19:08:25

Возможно там есть неафишируемая часть сделки типа поставки необработанного хлопка в Россию (экспорт которого Узбекистан запретил вообще, чтобы стимулировать переработку). Для всяких там порохов.
  • +0.67 / 15
  • АУ
 
 
  Сыбыр ( Специалист )
08 окт 2021 19:31:06

В советские времена - свой, нет СВОЙ хлопок (хоть и низкокачественный, но целлюлоза чистая), то есть что? - пороха.
А так, да, в общем-то нончА ни хрена не нужен.
Как, впрочем и многие другие участки планеты Земля. В том числе и бывшие имперские.
  • +1.19 / 19
  • АУ
 
 
 
  BUR ( Специалист )
08 окт 2021 22:30:03

Читал что активно выводятся сорта конопли (пенька) пригодные для замены хлопка при производстве бездымных порохов.
  • +1.04 / 15
  • АУ
 
 
 
 
  Технарь_ ( Практикант )
08 окт 2021 22:48:40


Да, но там "ряд условий". Вообще этот вопрос могла бы прояснить Kali, но не уверен что ей позволят "некоторые ограничения".
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  grizzly ( Профессионал )
09 окт 2021 04:13:07

Так ещё и на основе льна порох делают.
  • +0.96 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
  ЮрПетрович ( Слушатель )
09 окт 2021 09:58:56

Любая чистая клетчатка нитруется. Просто, у некоторых растений, помимо клетчатки, много "отходов"...
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
09 окт 2021 11:30:28

Ну, да. Откуда целлюлоза берётся, неважно...Согласный
  • +0.12 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
09 окт 2021 06:42:33

По случаю субботы:

ЦитатаПосле «парада суверенитетов» Россия лишилась дешевого сырья для производства бездымного пороха, хлопка, Сотрудниками центрального НИИ химии и механики, в ходе исследовательской работы, найдена замена этому стратегическому сырью. Такой заменой стали лен и конопля, культуры, издавна выращиваемые в России.

Как оказалось, из этих растений можно получать не только волокно для производства тканей, делать прочные канаты и тому подобное, но и обеспечивать военную промышленность порохом.

Почти пять лет армия России получает и использует боеприпасы, в которых используется новый порох. Как выяснилось еще на стадии разработок, льняной и конопляный порох превосходит хлопковый по всем показателям. За счет его большей (до 8-и %) энергоемкости повысилась дальность стрельбы. За счет равномерности горения уменьшился разброс снарядов. У льняного пороха он – 0,5 метра, у хлопкового – до 5-и метров.

В качестве уточнения, позволяющего более полно понять, что это значит, можно добавить, что для поражения какого-либо объекта боекомплектом с хлопковым порохом требуется сто снарядов. Если боекомплект оснащен льняным порохом – восемьдесят.
Сейчас работа с новым порохом продолжается. Из льна производится не только пироксилиновый порох, применяемый в стрелковом оружие, но и баллистический, используемый в двигателях ракет и артиллерийских и минометных снарядах.

https://warweapons.ru/rossiya-…a-v-polzu/

Смеющийся

А если серьёзно, то про технологии и материалы, используемые при производстве современных нитроцеллюлозных порохов в России, вряд ли можно узнать из открытых источников.
  • +4.64 / 60
  • АУ
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
09 окт 2021 11:17:32

Оффтоп про УзССР. В начале 90-х работал на заводе в Чирчике . Послали нас на хлопок .  Выбор  "хлопкоробов" был интересный . Оголили наш цех КИПиА  и ещё из ЦЗЛ (русские , евреи , татары - половина с высшим образованием) , а остальные разнорабочие из остальных ("коренные национальности"). Приехали , расположились ...Наши отдельно -"те" отдельно ... И тут пошёл Дождь , на месяц!. Так мы обустроились , какой-никакой быт себе организовали .. А к "соседям " заходишь - так там как в камерах СИЗО , основное отличие - это сплошной дым от косяков . 
Я о другом . О хлопке . Так когда небо прояснялось- выгоняли в поле . Хлопок мокрый - а  всё равно собирай .  Так практически 100% "местных" считало нормой наложить в хлопок камней , грязи , водички ещё долить ....приёмщики это всё видели - но им "доплачивали" .
"Наши" - принципиально не опускались до этого.     
PS Важная заметка . Это было в 1993-м  году . Тогда уже не было СССР ...   Тогда они уже  на Себя "Работали" , на Ўзбекистон Республикаси ..("хватит россию кормить").. (в 1994-м я свалил на Родину )
  • +3.22 / 52
  • АУ
 
 
  Технарь_ ( Практикант )
08 окт 2021 22:22:37


А Вы точно уверены что "они сами"? Может их просто лесом послали, но "для имиджу" ОДКБ и их самих предложили заявить, мол по собственному желанию "мы сами уходим". Там к ним вопросов был вагон и ещё тележка. 
  • +0.38 / 3
  • АУ
 
 
  Новый Читатель ( Практикант )
09 окт 2021 03:50:04

Как это не был? Шокированный

А чьими интересно были Самаркандская область, Ферганская область, Аму-Дарьинский отдел и Ташкентский уезд Сырдарьинской области? Непонимающий
  • +3.46 / 48
  • АУ
 
 
 
  Александр Д ( Слушатель )
09 окт 2021 09:21:17

Столыпинская реформа, переселение в Сибирь

В 1889 г. был принят закон, утвердивший и облегчивший возможность переселения, но поскольку участки для переселенцев специально не подготавливались, а средства выделялись незначительные, положение переселенцев было тяжелым. Тем не менее самовольное движение в Сибирь росло. «Избыток» населения в европейской части России, по данным переписи 1897 г., составлял 35% от всего населения.

за период 1861—1905 гг. в Сибирь переселились примерно 1820 тыс. человек, а за 1906—1914 гг. — 3040 тыс., всего 4860 тыс. человек. Остались в Сибири — 3694 тыс. человек.
Под Сибирью понималась территория, Включающая себя в том числе
ЦитатаСамаркандская область, Ферганская область, Аму-Дарьинский отдел и Ташкентский уезд Сырдарьинской области

а также Манчжурию.
  • +1.98 / 28
  • АУ
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
09 окт 2021 09:34:42

В дополнение. Документ на стене  из Великоусюгского музея 
 
  • +0.73 / 17
  • АУ
 
 
  keryneia. ( Специалист )
09 окт 2021 19:32:58

Я не знаю, чем ценен Узбекистан для РФ, но насчёт менталитета и его совместимости с нашим сказать имею, пусть даже со своей субъективной кочки.

В конце СССР я работала в туризме и объездила почти все республики и достопримечательные места. Впечатления были очень разные, и это впечатления внешнего наблюдателя, а не погруженного в местную гущу человека - в этом их минусы (многого я не догоняю), но и плюсы (если что-то бросается в глаза даже стороннему, то оно точно имеет место). Мой тогдашний настрой тоже важен для объективности: я, как и многие, относилась к коммунизму критично, но к разным народам - вполне в духе интернационализма, с интересом к их культуре, и даже везде старалась пару слов сказать на местном языке.

Так вот скажу сразу, что для простой путешествующей русской девушки Средняя Азия была куда более безопасна и гостеприимна, чем многие другие места, которые, как сейчас считается, нам очень нужны, в отличие от Узбекистана.

В Грузии, например, царил повсеместный харассмент, то есть буквально хватали за руки, гулять в одиночку было вообще не вариант, кроме центра Тбилиси, где как-то можно было затеряться в толпе, в которой, кстати, масса красивых грузинских женщин - даже не знаю, чего местным не хватало... Несмотря на тогдашнюю модность высокой грузинской культуры и достойность многих её представителей, в целом с этим народом было тяжело общаться, они очень себе на уме, с высоким ЧСВ и специфическим представлением об иерархии ценностей. Коллеги говорили то же самое и об Армении, где я не успела побывать. Во всяком случае, мне трудно представить себе нахождение этих республик в России в качестве её регионов (хотя индивидуально они вполне ассимилируются, всё-таки христиане).

Азербайджан на меня произвёл гораздо лучшее впечатление. Немного неуютно ходить по Баку из-за абсолютного преобладания мужчин на улицах - они иногда бросали на меня удивлённые взгляды (видимо, не принято женщинам разгуливать одним), но претензий не высказывали. В целом же люди более открытые, общение с ними проще, гостеприимство какое-то менее меркантильное.

В республиках Прибалтики, конечно, на улицу выйти не страшно - Европа же. Но в воздухе и в людях ощущение враждебности, часто высказываемое и вслух. Впервые я побывала там ещё со школьной экскурсией, и остался неприятный осадок. Дома нам говорили, что прибалты не любят советскую власть и считают себя оккупированными, и я это могла понять и даже, может, посочувствовать. Кто-то советовал в случае чего переходить на украинский - тогда они якобы признают в нас братьев по оккупации и отнесутся лучше. Не знаю, мне не хотелось это пробовать, но местные словечки пыталась вворачивать - как ни странно, симпатий с их стороны это не добавляло. На прибалтов (всех трёх) я тогда обиделась вусмерть, потому что своё презрение они  выражали нам, детям, что, по моим понятиям, было недостойно.

Да и в западных областях родной мне Украины было уже тогда не то чтобы неуютно, а просто ощущалось, что они другие и мы там лишние. Впрочем, в Галиции украинский язык сразу подтапливал лёд. А вот в Закарпатье и он не играл - там говорили на других языках; правда, народ там и так более приветливый, но от этого не ближе к нам, я даже не знаю, как это объяснить - люди неплохие, но будто пришли из другого мира и завтра могут уйти обратно... На Буковине конца 80-х вообще преобладал какой-то румынский элемент, в сёлах нас просто не понимали, на рынках бросались в глаза этнографические  артефакты, люди с ткаными перемётными сумами - одна спереди, другая сзади, нигде больше не видела такого... И это та самая советская Украина, которая, как сейчас многие говорят, нужна нам целиком...

Бывала я и в горах Северного Кавказа. Вот где ощущение средневековья - с партиархальными нравами и бытом, кровной местью, вечными и непонятными нам тёрками между местными национальностями (как кто-то честно сказал мне - "к русским у нас особой вражды нет, потому что у нас тут свои разборки"... Помню, как девочка лет десяти пыталась нам на плохом русском рассказать о каком-то взволновавшем местных событии, мы мало что поняли, кроме многократно повторенной фразы: "Он сказал - ты будешь настоящим горцем, я подарю тебе кинжал" (видимо, эти кинжалы и скрестились в результате...) Я много интересного там услышала просто потому, что разные народности вынуждены общаться между собой по-русски (например, "мест нет, но водитель меня всегда возьмёт, ведь мы одной национальности"...) А это ведь вообще Россия.

И вот Средняя Азия (Узбекистан, Таджикистан). Горячее южное небо, экзотические запахи,  ломящиеся восточные базары, где можно  бесконечно ходить, всё пробовать, со всеми разговаривать (в России не везде найдёшь такую роскошь человеческого общения). У всех приличный русский, весёлое доброжелательное общение, ни вражды, ни заносчивости, ни гнусных намёков. Так понравился самаркандский Регистан, что захотелось увидеть его ещё раз - потащилась уже после ужина пешком. До вечера бродила по старой Бухаре, уже затемно по красивой сталинской застройке Душанбе - в чайханы только не стоит заходить, смотрят, как на с Луны упавшую - это место явно не для русских и не для женщин... В гостинице пошла ругаться на кухню за плохо заваренный чай для группы - мне стали объяснять, что это зелёный чай, я такого не знала и требовала заварить нормально, мне специально заварили до черноты и дали попробовать - и я поняла, что была неправа... В а/п Бухары долго торчали прямо на лётном поле, слушая бурный спор пилота с начальником аэропорта - можно ли взлетать при таком сильном боковом ветре, они говорили по-узбекски, но по жестам было ясно, чего они боятся и что может произойти с самолётиком... Заходя в книжные магазины в поисках дефицитных русских книг, отмечала большое количество женщин простого вида, в традиционных цветастых халатах, увлечённо листавших книги на своих языках - у этих народов литература и цивилизация родились не сегодня...

В общем, суммарное впечатление от СА у меня было такое:  эти народы эмпатичны, понятны нам, совместимы с нами по менталитету и вполне включаемы и в Империю, и в конфедеративную "Ордусь"... И ведь они были с нами, и жаль, что мы их недоассимилировали до состояния Татарстана, и жаль, что отпустили - вернее, выпихнули...

И насчёт "не отличается от Афгана". Вот сейчас, при афганской катастрофе, можно было наблюдать: беженцы из Афгана (в лохмотьях, сандалиях, кругом грязь, стрельба, какие-то жалкие сакли) переходят таджикскую границу - а там обычная советская провинция: тополя, домики, школа, больница, сельсовет - хоть и бедно, но жить можно...
  • +6.29 / 129
  • АУ
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
09 окт 2021 19:58:06

Ох . Ув keryneia.  Ваш взгляд только со стороны туристов .  А то , что в начале  90-х  в узбекистоне у ларьков стали собираться молодые люди в спортивных костюмах , на корточках ,  в кружке ,  и " вылавливали "рыжих" ... (хоть я и каштановый , но для них всё одно  .... один раз часы сняли , в другой еле добрался до дома , рассекли скулу, вся рубашка мокрая была от крови (задели сосуд кастетом) , шрам до сих пор  , в третий ...без рубашки домой ...сорвали , изодрали ...)...  - Вам это просто неведомо . И Правильно . 
PS Скажу Честно . Это Не "Ужасы Нашего Городка "... Когда я  в 1989 году приехал туда из Сибири - Красочней Земли не видел .... И Небо Голубое ,  и Люди все Добрые , и Климат Прекрасный ...  И Чимган "во-дворе" ... Прелестно ... Да я и по аулам поездил , компьютеры  ставил  (только учителя информатики говорили по-русски практически без акцента , и я у них жил дома , вместо гостиницы - Приглашали)... Добрейшие Люди! Я восхищался .... А потом ...  суп с котом ... 
  • +3.43 / 73
  • АУ
 
 
 
 
  Полячка ( Практикант )
09 окт 2021 20:05:33

 Хотела поставить "+",нечаянно поставила "-" Извините!Улыбающийся
  • +0.02 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  keryneia. ( Специалист )
09 окт 2021 20:10:28

Согласна. Я же подчеркнула, что веду речь о последних мирных временах, зафиксировав в памяти обстановку и отношения между народами в самом конце Союза. Потом-то понятно, что началось - сейчас и в мать её городов русских Киеве вона что творится... Но ситуация всегда со временем меняется, иногда резко, и я попыталась прикинуть, с кем мы сможем опять сойтись и понять друг друга, а с кем не очень...
  • +1.58 / 27
  • АУ
 
 
 
 
 
  South ( Слушатель )
09 окт 2021 20:23:13

Ни с кем мы не сходились. Все было как у всех, приходили казаки и солдаты куда могли дойти и закрепиться и все, местным ставились условия проживания( в нашем случае довольно мягкие), И по сути большой вражды не было. Это потом дедушка Ленин пытаясь как можно сильнее разобщить народы  для контроля над ними(основной прицел был на русских по духу) придумал что все народы должны иметь свою административную власть, Вот власть и свалилась людям которые не смогли перешагнуть ступеньку развития, даже при поголовном насильственном образовании.
  • +2.50 / 43
  • АУ
 
 
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
09 окт 2021 20:32:14

С Вами тоже согласен . То , что было ТОГДА ...хммм в принципе не имеет значения  (но для меня имеет....)
... Другое дело , что сейчас ?  Почему из ОДКБ выходят? Ладно .. Это не Женский Вопрос .Улыбающийся    .с Уважением ! 
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Кубаноид ( Специалист )
09 окт 2021 23:16:08

Хочу еще добавить, что конкретно в Узбекистане на Россию не особо фапают. Там предел мечтаний США, вся страна играет в лотерею Green Card. Если кто-то не играет, значит ее муж или его отец играет.
  • +2.09 / 25
  • АУ
 
 
 
 
 
  lwn ( Слушатель )
09 окт 2021 23:30:04

Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Полячка ( Практикант )
09 окт 2021 20:02:30



...Я родился в Ташкенте, в то время еще столице Узбекской ССР – братской
советской республики, и с тех пор прожил в нем чуть более 28 лет.


Был теплый летний день и мы сидели с бабушкой на скамейке возле нашей четырехэтажки, в тени богатых листвой деревьев. Кроме нас и редких прохожих – никого. Вдруг из
соседнего подъезда послышалось стрекотание игрушечного автомата. На
улицу вышел пятилетний мальчик, которого звали Шавкатом. Он выбирал себе воображаемые цели то тут, то там, нарушая тишину продолжительными
очередями. Подойдя к нам, он нацелился на меня и начал стрелять. Конечно же, Шавкат играл, и ничем не мог мне повредить. Однако и по законам детской игры он был не прав, так как стрелял в безоружного. А уж с точки зрения взрослого и вовсе учился нехорошему. Поэтому моя бабушка
справедливо возмутилась:

– Шавкатик, как тебе не стыдно! В людей стрелять.нельзя.

– Он русский – в него можно! – неожиданно выдал Шавкат.

– А причем тут русский или нерусский? – спросила бабушка. – Что плохого сделали тебе русские?

– А пусть они едут в Россию! – не унимался маленький поганец.

Моя бабушка была ошарашена этой дерзостью и было видно, что ее
что-то держит, не дает разразиться в эмоциях, накричать на гаденыша или
же пригрозить ему. Попытка обратиться к голосу совести Шавката не удалась – видать таковая у него отсутствовала. Тогда моя бабушка обратилась к его разуму:

– Но ведь твой папа учился в Москве и его оттуда никто не гнал, - сказала она тем же уверенным и спокойным голосом, что и
прежде.

– Хм... - ухмыльнулся Шавкат с презрением, - Ну и что, Москва для
всех, а Ташкент для узбеков.

На это у моей бабушки почему-то не нашлось контраргумента. А может она
просто не захотела с ним больше связываться. Тогда я впервые задался
вопросом: чем узбеки лучше русских. Почему такая несправедливость?
Почему в Москву может приехать каждый, кому заблагорассудится, а я
должен уезжать в Россию, хотя никогда там не был? И вообще, почему я
должен куда-то уезжать из Узбекистана, ведь я родился в Ташкенте?

Позже я узнал, что представители нерусских национальностей были в СССР
на особом положении. Нас так и делили: на русских и националов. (Как
будто русские – это не национальность!) "Девочкам-националкам" разрешалось носить в школу украшения. "Мужчинам-националам" разрешалось ношение ножей – как части национального костюма. И всем "националам" разрешалась набрать символическое количество баллов для поступления в институт. Даже на вступление в партию, что давало больше возможностей делать карьеру, было такое ограничение: принимать в первую очередь рабочих и националов. Если же русский приезжал из республики поступать на учебу в Москву, то ему зачастую говорилось: у нас разнарядка только на националов, а вы возвращайтесь в республику – у вас там есть свои университеты...
Мой друг, который учился в одной из центральных школ города Ташкента, рассказывал мне, что у них каждый урок узбекского языка («узбек-тили») начинался с «политинформации». То есть, в класс заходила училка-узбечка, говорила несколько заведомо непонятных русским ученикам фраз и под дружный утробный хохот учеников-узбеков принималась во всё горло ржать над растерянными школьниками, а когда ей надоедала эта забава, она напускала на себя благородный гнев и вопила на весь класс, что русские ученики — бездари, безмозглые лентяи, дубы и придурки, не хотят учить узбекский язык, хотя «по узбекской земле ходят и узбекский хлеб жрут».
Мне запомнился один диктант. Это был необычный диктант: он наговаривался по-русски, а записывать приходилось сразу по-узбекски. Диктовка происходила настолько быстро, так что времени на обдумывание и перевод почти не было. Однако, я с диктантом справился, хотя и сделал одну досадную ошибку: вместо слова «хозир» (сейчас), которого я не мог вспомнить — меня «заклинило» от скорости диктовки, написал близкое по смыслу слово «бугун» (сегодня). Получилось «сегодня 19-й год».

На следующем уроке, когда наши тетради были проверены, училка внезапно вылила на меня целый ушат словесных помоев: «Ты что, совсем баран? У тебя сегодня один год, а завтра другой? Ты совсем ничего не соображаешь? Тебя в детстве с крыши не роняли? Когда ты, наконец, будешь учить узбекский язык? Может он тебе не нужен? Конечно не нужен: чтобы узбекский хлеб жрать — узбекский язык не нужен!»

Наряду с этим, нашим одноклассникам-узбекам на уроках русского языка и литературы (да и по всем другим предметам) всегда завышали отметки. Им главное было промычать что-нибудь вразумительное, и уже пятёрка, или на крайний случай четвёрка, была обеспечена

Хотя, я до сих пор не понимаю смысла узбекской риторики: «Мы делили с тобой хлеб, а ты…» Может возникнуть такое впечатление, что узбеки приходили в хлебный магазин, платили 30 копеек за буханку белого хлеба, ломали её пополам и отдавали половину первому попавшемуся русскому, который стоял на улице и только этого и ждал. Чушь конечно!

Мы стояли в одной очереди — русские и узбеки, и когда подходила наша очередь, мы сами расплачивались за свой хлеб из тех денег, которые заработали мы сами или наши родители. Никому бесплатно хлеб не выдавали. Так почему хлеб был «узбекским»? Только потому, что пшеница, из которой он был сделан, зародилась на узбекской земле? Но тогда почему узбеки не признавали меня и моих соплеменников за своих? Ведь мы тоже родились на узбекской земле!».

В семье меня всегда воспитывали в духе интернационализма и уважения к другим народам. В то время я, да и мои родители тоже, еще не понимали, что наше воспитание только на руку националистически воспитанным узбекам, исповедующим принцип: «Все твое — мое, а все мое — тоже мое». Кроме того, я всегда проявлял интерес к другим языкам. Но, как это ни покажется странным узбекского я так и не выучил. На то были довольно веские причины. Во-первых, отсутствие нормальных учебников: если по иностранным языкам всегда можно было купить самоучитель с грампластинками или кассетами, то по узбекскому языку был один или два жалких самоучителя, не переиздававшихся с «нафталиновых» времен. Учить язык по ним было невозможно, так как автор сразу бросал читателя в грамматику и предлагал изучать лексикон, редко используемый в повседневной жизни. Во-вторых, даже используемый в ежедневном обиходе словарный запас учебника резко отличался от разговорного.

В том, что русские не знали и не знают узбекского языка, хотя очень часто знают иностранные языки, причина одна — узбекам никогда не было выгодно, чтобы мы знали их язык. Во-первых, потому что всегда можно было за спиной говорить гадости о русских, что они и делали. Я немного понимаю узбекскую речь и часто слышал о чем они шепчутся в общественном транспорте, в очереди или в коридоре поликлиники. Во-вторых, всегда можно было попрекать хлебом, что они и делали — хлеб жрешь, а языка не знаешь. В общем-то всех привилегий для себя узбеки только тем и добивались, что громко раскрывали рот о своих якобы ущемленных правах. Вот им эти права и «восстанавливали», за счет отъема значительной части прав у русских. Такова была политика советской власти: заткнуть рты недовольным, а то не дай бог отделятся, воспользовавшись правом наций на самоопределение. Только эта идиотская политика не помогла сохранить страну — они все равно отделились. Что-то, правда, теперь узбеки сами не дают государственной независимости Каракалпакии.
Узбеки всегда распространяли миф о том, что русские в Узбекистане делятся на плохих и хороших. По их мнению плохие — это те, кто не знал узбекского языка, но «ходил по узбекской земле и жрал узбекский хлеб». А хорошие русские, наоборот — узбекский язык знают и безмерно счастливы, если занимают место заместителя у какого-нибудь тупоголового узбека. Самое удивительное, что хлебом попрекали нас не столько «харыпы» (вонючее быдло), как презрительно называли и называют ташкентские узбеки своих собратьев из области, сколько узбекская, с позволения сказать, интеллигенция.

Конечно, есть русские, прекрасно владеющие узбекским языком. Могу привести в пример своего знакомого, который родился и жил в узбекской махале, и владеет не только «уличным и базарным» узбекским, но и литературным. Причем знает несколько диалектов бытового узбекского языка, в отличие от многих узбеков, знающих всего один, и тот не в полной мере. И что же? Он проработал много лет в МВД УзССР, а затем независимой Республики Узбекистан, но так и не дослужился даже до майора! Зато во все горячие точки его посылали в первую очередь. Он знал узбекский язык, но что это дало ему? Теперь он служит в России, его начальник — белорус, но, как он сам говорит: «Пусть моим начальником будет хоть чукча. Главное, что я счастлив, что ко мне наконец относятся уважительно и справедливо, без чванливости, надменности и высокомерия».

Другой миф гласит, что есть уживчивые русские и неуживчивые. Вторые давно слиняли в Россию. Первые — живут в Узбекистане и никуда не собираются. Насколько я знаю — основная «любовь» первых («уживчивых») к «дружелюбному и гостеприимному» Узбекистану очень сильно завязана на отсутствие денег на переезд и родственников в России. Ведь зачастую в Узбекистан приехали не они сами, а их родители, или даже родители их родителей, причем не по своей воле, а по мудрому наставлению и указанию Партии. А про то, что есть русские, которые готовы обхаять свою нацию и вылизать зад коренному населению, в надежде снискать лояльное к себе отношение нацменов, я, конечно, наслышан. Есть такие и в Узбекистане. Были такие и в Чечне — они же первые пошли под нож. У чеченцев даже был лозунг: «Русские, не уезжайте — нам нужны рабы!». А люди с рабской психологией нужны не только чеченцам, но и тем же узбекам. Так что если кто добровольно на это соглашается — это его выбор. Только не надо говорить, что все, кто вынужден оставаться в Узбекистане — рабы.

Что представлял из себя Узбекистан до прихода русских? Рассказывать, пожалуй, излишне. Посмотрите на кадры из Афганистана и вы все поймете. Это глинобитные дувалы (заборы), дома без мебели, простая одежда из грубой ткани на все случаи жизни и гужевой транспорт. Повальная безграмотность, неограниченная рождаемость, болезни, антисанитария, голод: чашка чая и лепешка на обед.

Какие изменения произошли с Узбекистаном? По населению — это две Москвы с приезжими, то есть более 20 млн. человек. Оставшаяся после отделения от России промышленность: золотодобывающая, машиностроительная, химическая, легкая и даже авиастроительная (Ил-76). Ташкент — это почти такой же по размерам мегаполис как и Москва (только что в 5 раз меньше по населению всего 2 млн. жителей): университет, многочисленные институты, три троллейбусных парка, трамваи, метрополитен, международный аэропорт, театры, две телебашни (одна высотой более 300 метров) и многое другое.

Меня всегда умиляли кадры кинохроники советских лет: что ни завод сплошь русские, что ни рынок — сплошь узбеки. Это к вопросу о том, что сделали русские для узбеков или кто кого обожрал. По совести говоря, когда я впервые оказался в Москве, а было это в конце 90-х, мне было стыдно за то, какое там метро: жалкое, дешевое, серое, ни в какое сравнение не идущее с ташкентским, где нет ни одной станции из кафеля, каким в Ташкенте обычно обкладывают общественные туалеты, но есть гранитные ступени до самого выхода на поверхность, разноцветный мрамор, роскошные канделябры, оригинальные барельефы. Даже памятник Ленину в Узбекистане на «Красной Площади» (так мы всегда называли Аллею Парадов, а теперь Площадь Независимости) был самым большим в мире. К слову сказать, сейчас на этом месте установлен монумент-глобус Узбекистана. Не смейтесь — это не анекдот: большой золотистый шар с единственной страной, покоящейся на его параллелях и меридианах.

Наверное, многие помнят землетрясение 1966 года, после которого вся страна отстраивала Ташкент. На многих домах даже названия городов остались. Однако и тогда не обошлось без конфликта. Обезумевшая толпа бесчисленных узбеков вышла на митинг на центральном стадионе «Пахтакор» с требованием к русским строителям убираться из Узбекистана. Причиной их возмущения стал тот факт, что строители смогут остаться в Ташкенте и получить часть жилья. Было это году в 1968-м.
В 70-е годы обстановка продолжала накаляться.

В 80-е уже было страшно ходить по городу в ночное время, а по махалям (местам компактного сосредоточения узбеков) — и в дневное. Группы молодых узбеков могли оскорбить, унизить и даже жестоко избить одинокого прохожего, что зачастую сопровождалось грабежами. Были и попытки изнасилований прямо в метро. А уж случаи, когда водитель автобуса останавливался и «просил» всех русских выйти, чтобы автобус смог продолжить движение, были просто штатными.

Каких только привилегий не было у узбеков по сравнению с русскими — всего не перечислишь. В 99 % случаев начальником ставили узбека, а замом — русского: это чтобы работа не встала. В 99 % конфликтов нам, русским, говорили, что мы должны понять национальные чувства узбеков, смириться с перекосами в их обычаях, которые так или иначе ущемляли наши права (например, всенощные свадьбы перед рабочим днём, проходившие во дворах домов под грохот 100-ваттных динамиков). Вы будете смеяться, но школьницу-узбечку могли освободить от субботника только потому, что её папа не разрешает ей носить брюки, а в юбке подметать или мыть окна не удобно.
К тому, что произошло в Узбекистане и с узбеками за последнюю сотню лет, очень подходят слова одной из песен времён революции: «Кто был никем — тот станет всем». Оставив Узбекистану высокоразвитую культуру, науку, промышленность, инфраструктуру, Россия даже освободила его от внешних долгов СССР, приняв всю их тяжесть на плечи своего народа. И всего этого оказалось мало, т. к. русские были и остаются в представлении узбеков «кровавыми оккупантами», которые должны покинуть их территорию.
Убеждение в том, что все русские женщины — проститутки, в узбеках неискоренимо. Ведь судят узбеки по своим невестам и женам. Думают, что и у русских так принято: вслух говорить о целомудрии, а втихаря — пускаться во все тяжкие. Мне не раз приходилось слышать от самих узбеков, что узбечки до свадьбы боятся потерять девственность, а поэтому соглашаются на любой вид секса, кроме вагинального. Анальные же и оральные добрачные игрища у узбечек — невинная шалость. В этом и состоит азиатское лицемерие: делаю, что хочу, но об этом никто не должен знать! Впрочем, богатые узбечки могут позволить себе любой вид добрачного секса, т. к. всегда могут оплатить операцию по восстановлению девственной плевы.
Встречаются среди русских девчонок, правда, и такие, которым машина и умение сорить деньгами застилают глаза. Но живут они в основном в отдаленном ташкентскои спальном районе под названием «Сергели». Более точно этот район можно было бы назвать — рабочая слободка «На дне»: культуры — минимум, пьянства максимум. Отбросы и позор русского народа. В Сергелях также живет много корейцев. Корейцы — гроза города и даже узбеков. Более наглых и беспощадных людей чем ташентские корейцы я не встречал: узбеки «отдыхают». Корейцы держат себя с большим достоинством и высокомерием, молчаливы, а потому частенько сходят за умных или по крайней мере за осведомленных. В трудолюбии им, конечно, не откажешь, все они зашорены стереотипами, вбитыми неизвестно кем, причем произносят любую банальность как истину в последней инстанции. Впрочем, разок мне довелось увидеть корейцев растерянными. Это было, когда они встретились с настоящим южным корейцем. Ко мне тот южнокореец относился как к белому человеку, а своих собратьев как бы и не замечал. У меня было преимущество — я знал английский, который был известен и южнокорейцу. А наши советские корейцы хоть и знали свой родной язык, но он, как оказалось, очень сильно отличался от настоящего корейского. «Они нас и за людей не считают» — сказал мне тогда про южных собратьев один из советских корейцев, с завистью глядя на меня…
Излюбленным вопросом таксистов-узбеков после независимости стал вопрос: «Вы давно приехали в Узбекистан?», как если бы русских до 1991 года там отродясь не было. Первые годы независимости они восхваляли Горбачева — «он дал нам независимость», а теперь ругают свое правительство — «вам, русским, хорошо — вы хотя бы в Россию можете уехать»…Вот ведь что удивительно — узбеки так долго мечтали выгнать русских в Россию, а теперь сами же им завидуют! Надо сказать, что зависть эта, в общем-то, показная, т. к. чем ниже уровень жизни в Узбекистане, тем больше узбеков едет на заработки в Россию. И ведь не брезгуют брать хлеб из рук «русских свиней»!
Смотрел еще как-то по УзТВ документальный украинско-узбекский фильм о Великой отечественной войне. Из него я узнал, что «Гитлер вероломно напал на Украину, но Узбекистан помог преодолеть неравное противостояние, и украинский с узбекским народы отстояли свободу и независимость в борьбе с фашизмом». Что интересно в своей истории Узбекистан всегда обретал (не завоевывал!) независимость, даже когда был, вроде бы, независимым. Вначале, по словам узбекского поэта Хамзы Хаким-заде Ниязи, узбеки стали независимы от своих баев, примкнув к коммунистам в 1918 году. Затем, в 1991 году, узбеки вновь стали независимыми, но уже от коммунистов, став новыми баями. Однако, они до сих пор недовольны и частенько раздаются их голоса, что дескать власть в Узбекистане захватили харыпы (выскочки-провинциалы) и только после их ухода узбекский народ станет действительно независимым.
...С наступлением темноты народ в Ташкенте вообще старается никуда не выходить: опасно. Существует большая вероятность наткнуться на обкуренную компанию молодых узбеков, чувствующих себя в этот момент суперменами. Как-то одна узбечка жаловалась, что Горбачев зря ввел сухой закон. До этого закона узбеки пили много, но зато удалось с помощью водки победить другой многовековой недуг здешних жителей — наркотическую зависимость. С введением горбачевского закона, люди стали снова заменять водку наркотиками.
Кто-то может возразить: но ведь узбеки мусульмане, а Коран запрещает пить! Коран-то запрещает, да только узбеки давно нашли хороший способ «обманывать» Аллаха: они пьют водку из чайников, если это происходит днем, или же ночью — когда Аллах спит. Меня удивляет другое. В Узбекистане выпускают прекрасные вина — «Алеатика», «Гуля-Кандоз» — но узбеки их не пьют: они почему-то предпочитают русскую водку!
Заканчивая цикл своих рассказов, я хочу пожелать удачи всем тем, кто решится приехать в Россию. И большого терпения и надежды тем, кому обстоятельства пока не дают возможности осуществить свою мечту

– Андрей Чиланзарский. Цвети родной Узбекистан, но только – без меня. 2011.

https://peremogi.liv...m/56162343.html
  • +3.14 / 73
  • АУ
 
 
 
  alb@tros ( Специалист )
09 окт 2021 21:25:27
Сообщение удалено
alb@tros
11 окт 2021 11:07:13
Отредактировано: alb@tros - 11 окт 2021 11:07:13

  • +1.68
 
 
 
  всевсад ( Слушатель )
09 окт 2021 21:56:00

в целом ваше мнение совпадает с моим. Но семья жены жила в тадж.сср. 
И здесь наши с вами мнения диаметрально различаются.  Очень хорошо помню когда на заре перестройки меня из Душанбе не выпустили с авто магнитолой, и очень хорошо знаю когда во время войны оттуда выжили всех русских. Люди уезжали бросив всё.или продав задорма. Брат жены уезжал оттуда уже в 2000 русских там не осталось, если что Гиссар. 
Так что ну их, пусть сами по себе, без нас. 
А то русские там пахали, а их бабаи только по чайханам сидели. А когда они всех оттуда выгнали , война закончилось и выяснилось что вся промка на русских держалась, они приехали к нам уборщиками работать, пусть так и дальше будет.
  • +3.78 / 70
  • АУ
 
 
 
  Мармадюк ( Слушатель )
09 окт 2021 22:34:15
Сообщение удалено
Мармадюк
12 ноя 2022 02:23:01
Отредактировано: Мармадюк - 12 ноя 2022 02:23:01

  • +0.40
 
 
 
  xrvr ( Специалист )
10 окт 2021 00:16:34

Я в 1987 году испытал на своей шкуре т.н. "советский интернационализм" по самое нехочу.
Попадаю в стройбат МО ПВО в Мытищах, но не в основную часть, а во взвод, 40 человек, который был прикомандирован к части связистов по моему, в самом центре Мытищ. 
8 русских, 2 армянина, 1 литовец, человек 10 таджиков, и все остальные азерботы.
Какой мудак отправил армянин служить вместе с азерами, так никогда и не выяснилось.
Дедовщина была, и дрались тоже, люлей получали от ком. взвода, всякое бывало.
Помню литовец плохо говорил по русски, и вообще старался держаться отдельно. 
Я еще был наивный, думал странно. Потом вернулся домой, и все понял.
Таджики прикольные, особенно когда русский подучат.
Помню, один реально рассказывал, он жил где-то в горах, и совершенно случайно попал в город. 
Тут его военкомат и загреб. В стройбате можно было неплохие деньги зарабатывать, так они возвращались домой уважаемыми людьми. На русском говорит, деньги есть, хоть какая-то профессия, и т.д.
Про азеров ничего не помню, не с кем там было общаться.
Один русский был из Иванова, ну вот точь в точь как в анекдотах рассказывают. Постоянно попадал во всякие неприятности.
Один раз днем, во время работы, он сел на экскаватор и поехал на станцию покупать пончики. Попался.
Помню, комвзвода орал на него перед строем (я мат пропущу) - ты у меня на дембель 31 декабря пойдешь, в 9 вечера!
Вернулся из армии, уже начались мутные времена. Но в Ленинграде было спокойно.
В 1990 году ездил в Таллинн на один день, но кроме того, что в кафе обращаются к тебе сперва на  эстонском, больше ничего не помню.
В этом же году ездил в Душанбе на неделю, и Махачкалу на пару дней.
Впечатления от Душанбе конечно же остались на всю жизнь. Конец сентября, в Ленинграде уже 10 градусов, и дождь, в Душанбе плюс 28 и солнышко. Чистейший воздух, особенно в горах. Обалденные фрукты на базарах. За пределами города в чайханах сидят старики, и пьют чай из пиал. Но ведут себя как-то странно. Я позже местного спросил, он говорит, еще идет компания за трезвость, поэтому им так водку приносят. Пля, жара такая, а они еще теплую водку фигачат.
В Махачкале тоже понравилось, особенно их манты.
Отношение везде к нам было в принципе нормальное, но я уже понимал что это обманчиво.
Беседуют Лебедь и Куликов.
Куликов:
– Давить! Все эти урюки – это же все без исключения бандиты!
Лебедь:
– Господин Куликов! Урюк – это же сушеный абрикос!
Куликов:
– Знаем мы этих абрикосов! Днем он мирный абрикос, а ночью – вооруженный урюк!..

Извините за длинный оффтоп. 
Поэтому вопрос, колонизировать, или оставить всяких урюков в покое, стоит на повестке дня уже лет 1000 запросто.
Если оставить в покое, то они начинают там в своем котле вариться, вариться, и все заканчивается набегами Чингисхана, или Аль-Каидой.
Если колонизировать, то это долгий процесс, лет на 300 как минимум, и очень неблагодарный.
Когда белые начали осваивать Канаду 200 лет назад, здесь жило примерно 200,000 индейцев, рассеянных по громадной территории.
Жили они очень примитивно, в вигвамах, занимались охотой и рыболовством, так же как и последние 5,000-10,000 лет до этого.  
Натурального хозяйства у них не было, они даже не имели слово чтобы описать колесо.
Впрочем, письменности у них тоже не было.
Сейчас в Канаде живет 1.67 миллиона индейцев, у них есть все возможности для спокойной, хорошей жизни.  
Не хочешь ничего делать, живи в резервации нахаляву, там все оплачено канадскими налогоплательщиками. Жилье, еда и т.д.
Индейцы, кстати, не платят здесь никаких налогов.
Хочешь стать нормальным канадским гражданином, иди учиться, для них преференции при приему в колледжи или универы, потом на работу возьмут без проблем. 
И что вы думаете?  Они все равно не довольны. Чувак живет в нормальном доме, ездит на новом траке, все блага цивилизации, рассказывает что пришел белый человек, и отнял у него возможность жить как его предки. В вигваме, полуголым, где-нибудь в лесу за 300 км от ближайшего магазина.  
П.С. Какие-то народы вполне себе колонизировались, например Ю. В. Азия, а какие-то просто не хотят ни в какую, см. Афганистан.
П.П.С. Про Кавказ, в частности Грузию. На днях слушал местные новости, говорят в дорогих пригородах Торонто просто эпидемия вооруженных ограблений. Несколько человек с оружием врывается в дом, забирает все ценности, и тут же пропадает. Через неделю другой дом. И так пару месяцев подряд. Полиция ничего сделать не может, никаких улик или подозреваемых. Грабители просто исчезают. Только недавно выяснилось, грузины приезжают на пару месяцев, куражатся, и потом возвращаются домой. Через год делают новые паспорта, и все по новой.    
  • +3.36 / 60
  • АУ
 
 
 
 
  Nobody ( Практикант )
10 окт 2021 00:49:45

Гастролируют.  Саакашвили тех еще авторитетов слегка посадил, кто успел свалить - свалил. Часть утекла в РФ, часть внаукраину, часть в Средиземноморье.
Осевшие в европе заматерели, но кончилось все тем, что начиная года с 17-го их Интерпол и совместные операции
полиции нескольких стран притушили.
Там без особой жести и стрельбы, просто поотнимали все и деньги прикрыли. Адвокаты, все дела. Но вряд ли.
(Оттуда же, внезапно страшная русская мафия оказалась грузинской)
Году в 19-м в РФ ФЗ приняли, по которому ужесточалось наказание за участие в ОПГ, и, что крайне неприятно - за занятие верхушки этой цепочки или лидирующих позиций.  То есть помимо основной статьи еще и дополнительно отдельным пунктиком кирпич в довесок.
И сроки там недетские, сидеть не пересидеть.
Но школа-то осталась.  Можно и в турне покататься.
Короче - куда податься бедному грузину студенту.
К слову, элитные пригородные поселки в подмосковье по слухам тоже грузины обносят. В основном.
  • +0.50 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  Новый Читатель ( Практикант )
10 окт 2021 06:27:27

Интересная оговорка. 

То есть для вас белые это только англичане и даже французы, которые поселились в Канаде 400 лет назад уже как бы и не белые вовсе. Непонимающий
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  Новый Читатель ( Практикант )
10 окт 2021 07:13:38

В вигвамах жили алгонкинские племена - кри и оджибве. 

А канадские ирокезы (между прочим умелые земледельцы) жили как цивилизованные люди - в бараках

Реконструкция внутреннего вида традиционного ирокезского "длинного дома" Улыбающийся

Ирокезская деревня с длинными домами и деревянным частоколом

Дискуссия на тему, что принесла индейцам Северной Америки европейская цивилизация должна мне кажется все же учитывать, что какие то блага от этой цивилизации они получили лишь начиная с 20 века как граждане (правда самые бедные) одних из самых богатых стран мира.  

А до этого они веками видели от белых лишь разрушения, смертоносные болезни и потерю земли. Непонимающий
  • +2.20 / 29
  • АУ
 
 
 
 
 
  Сыбыр ( Специалист )
10 окт 2021 09:44:42

Последние несколько лет, перечисляя древние земледельческие цивилизации мира в долинах рек (Нил, Двуречье, Ганг и ...) я в этот список включаю и цивилизацию индейцев долины Миссисипи. 
В соответствии с новыми археологическим данными.
  • +0.52 / 8
  • АУ
 
 
 
  Ал50 ( Слушатель )
10 окт 2021 07:17:38

Я тоже хоте бы высказать свои мысли: России на данном этапе нет нужды территориального увеличения - освоить бы то, что уже есть. Интеграция имеет смысл с Белоруссией, левобережьем днепра, Казахстаном и всё, с остальными нужно отставить всякую "брацкость" и простую, развивать взаимовыгодную торговлю.
З.Ы. Таджикистану (и другим братским республикам (но Таджикистан своим зверством поставил особый маркер)) я никогда не забуду геноцида русских в девяностых. Кстати не только в девяностых, а весь период приобщения к цивилизации - смотри и изучай историю без пропусков.
  • +1.23 / 28
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
09 окт 2021 23:50:34

Сегодня, Россия 24, передача об современном Узбекистане, долгая, наверное не менее часа....
Интересная, хотя и в восторженном стиле, почти панегирик...
Есть интересный момент, халва... халва..., но очень восторженно про независимость, более восторженно про своих Президентов, особенно Президента, прямо в стиле "дорогого, горячо любимого отца нации...", 
однако есть ещё больший нюанс, восхищение Шарафом Рашидовым, временем его правления и сильной обидой за "хлопковое дело", такое впечатление, что если отбросить бла... бла... бла... , то это главное что побудило к независимости.... 
  • +1.26 / 21
  • АУ